Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Информация, реклама и СМИ
Основы государственно-правового устройства
Выборы, избирательная система, референдум
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Информация Министерства экономического развития РФ
НДПИ при добыче угля: коэффициенты-дефляторы к налоговой ставке на этот квартал.
Установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на I квартал 2015 г.
На антрацит - 1,110, на уголь коксующийся - 1,055, на уголь бурый - 1,003, иные виды - 1,115. (в предыдущем квартале - 0,995, 0,973, 1,004 и 0,977 соответственно).
Напомним, что ставки НДПИ при добыче угля применяются с коэффициентами-дефляторами, устанавливаемыми по каждому виду ресурсов ежеквартально на каждый следующий период и учитывающими изменение цен на товары в стране за предыдущий квартал, а также с коэффициентами-дефляторами, которые применялись ранее.
Приказ Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@ “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме”
Заполняем новую форму декларации по НДФЛ!
Обновлены форма налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), ее электронный формат, а также порядок заполнения.
Декларация включает титульный лист, 2 раздела и дополнительные листы, которые заполняются по необходимости. В начале документа указываются общие сведения о налогоплательщике. В первом разделе отражается итоговая информация о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет или возврату из него. Раздел 2 служит для исчисления налоговой базы и сумм НДФЛ по доходам, облагаемым по различным налоговым ставкам. В дополнительных листах приводятся расчет вычетов (имущественных, стандартных, социальных и профессиональных) и другая информация.
В новой форме, в частности, появились дополнительные показатели для тех, кто намерен заявить социальные вычеты в связи с уплатой страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет.
Кроме того, учтены изменения, связанные с расширением перечня расходов, в отношении которых налогоплательщики имеют право на получение соцвычета непосредственно при обращении к работодателю - налоговому агенту.
Декларация по новой форме представляется начиная с налогового периода 2014 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2015 г. Регистрационный № 35796.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 30 января 2015 г. "О ключевой ставке Банка России"
ЦБ РФ снижает ключевую ставку до 15% годовых.
Со 2 февраля 2015 г. Банк России снижает ключевую ставку с 17% до 15% годовых.
Принятое 15 декабря 2014 г. решение о резком повышении ключевой ставки привело к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий в той мере, в какой рассчитывал Банк России. Наблюдаемый всплеск инфляции вызван ускоренной подстройкой цен к произошедшему ослаблению рубля и носит временный характер. В дальнейшем инфляционное давление будет сдерживаться снижением экономической активности. По прогнозу ЦБ РФ, темп прироста потребительских цен снизится до уровня ниже 10% в январе 2016 г.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 13 марта 2015 г.
Положение Банка России от 25 декабря 2014 г. № 451-П "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительных требований, которые управляющие компании обязаны соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений”
О дополнительных ограничениях для организаций, работающих с пенсионными накоплениями.
Устанавливаются дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений НПФ, осуществляющего ОПС, дополнительные требования к кредитным организациям, в которых размещаются (инвестируются) средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также к УК, инвестирующим средства пенсионных накоплений, переданные им ПФР в доверительное управление.
Для инвестирования пенсионных накоплений ценная бумага должна быть включена в котировальный список высшего уровня хотя бы одной российской биржи. Выпуску субординированных облигаций, ценных бумаг должен быть присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня, установленного Советом директоров ЦБ РФ. В отсутствие рейтинга выпуска учитывается рейтинг эмитента.
Определен перечень иностранных индексных инвестфондов, в паи (акции, доли) которых можно инвестировать пенсионные накопления. К ним относятся крупнейшие зарубежные биржевые фонды (ETF), инвестиционная стратегия которых предполагает реплицирование (повторение доходности) индексов S&P500, FTSE, MSCI.
Установлено, что начиная с 01.07.2015 в инвестиционном портфеле НПФ доля определенных активов в совокупности не должна превышать 25%. Это ценные бумаги одного юрлица (группы связанных юрлиц), ценные бумаги, исполнение обязательств по которым обеспечено поручительством либо гарантией такого юрлица (лиц, входящих в группу), денежные средства на депозитах и на счетах в таком юрлице (лицах, входящих в группу, если они являются кредитными организациями).
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Указание об установлении дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военно-служащих, при этом утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2015 г. Регистрационный № 35661.
Информация Банка России от 29 января 2015 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации”
АО "Ваш Личный Банк" - без лицензии.
С 29 января 2015 г. решено отозвать лицензию у АО "Ваш Личный Банк".
Дело в том, что общество проводило высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы. При этом не было обеспечено своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Не приняты меры по нормализации деятельности и восстановлению финансового положения.
В банк назначена временная администрация до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
Информация Банка России от 29 января 2015 г. “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации”
КБ "АкадемРусБанк" лишился лицензии.
Банк России сообщает, что с 29 января 2015 г. отозвана лицензия на банковские операции у кредитной организации ООО Коммерческий Банк "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ БАНК" (ООО КБ "АкадемРусБанк", г. Москва).
Причины этой крайней меры - неисполнение кредитной организацией законодательства о банковской деятельности, существенная недостоверность отчетных данных, неспособность удовлетворить требования кредиторов. Кроме того, банк был вовлечен в сомнительные операции по выводу денежных средств за рубеж в крупных объемах.
В банк назначена временная администрация. Полномочия исполнительных органов банка приостановлены.
По величине активов банк на 1 января 2015 г. занимал 642-е место в банковской системе России.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 31 января 2015 г. № 84 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 656”
Запрет на госзакупки импортной техники: расширен перечень товаров.
Расширен перечень товаров машиностроения иностранного производства, госзакупки которых запрещены. В него вошли новые виды строительной, коммунальной техники, а также техника, которую используют при разработке месторождений полезных ископаемых. Это, в частности, отвалы бульдозеров поворотные и неповоротные, тракторы гусеничные, автопогрузчики с вилочным захватом, снегоочистители и др.
Вместе с тем из-под запрета выведены товары, странами происхождения которых являются Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения.
Кроме того, с 1 января 2015 г. ограничения не распространяются на товары, произведенные некоторыми российскими юрлицами. Речь идет о тех, кто импортирует автокомпоненты для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений с Минэкономразвития России. Это соглашения о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. При этом соглашения должны быть надлежащим образом исполнены.
Поправки направлены на поддержку отечественных производителей указанных товаров, а также повышение уровня локализации производства в России.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Приказ Министерства энергетики РФ от 15 декабря 2014 г. № 926 "Об утверждении Методики расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям”
Рассчитываем показатели надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Урегулирована процедура расчета плановых и фактических показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Напомним, что теперь они также учитываются при установлении тарифов на услуги.
При определении величины показателей исключаются случаи прекращения или ограничения транспортировки ресурсов, произошедшие в т. ч. в результате угрозы возникновения аварии в газораспределительной сети, по инициативе потребителя, из-за непреодолимой силы.
Надежность услуг определяется исходя из количества и продолжительности прекращений транспортировки, объема недопоставленного газа. Качество - по показателям обеспечения давления, по соответствию характеристик ресурсов.
Приведены формулы расчета показателей. Раскрыто их содержание.
Если потребителем услуг является собственник (наниматель) жилого помещения в многоквартирном доме, а суммарное за месяц время прекращений и ограничений транспортировки газа составит менее 4 часов, то это не учитывается при определении показателей.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2015 г. Регистрационный № 35778.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Постановление Правительства РФ от 28 января 2015 г. № 63 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на алкогольную продукцию”
Введено госрегулирование цен на вино и шампанское.
Согласно внесенным изменениям государство теперь будет устанавливать минимальные цены не только на алкогольные напитки крепостью выше 28 градусов, но также на вино и шампанское, произведенные в России или ввезенные на ее территорию.
Как указано на правительственном сайте, это позволит обеспечить конкурентоспособность легально произведенной винодельческой продукции, соблюдение интересов добросовестных хозяйствующих субъектов, будет способствовать развитию виноделия в России.
Транспорт и связь
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
Разъяснения по ОСАГО от ВС РФ!
Даны разъяснения по вопросам применения законодательства об ОСАГО.
Подготовка разъяснений обусловлена в т ч. внесением масштабных изменений в сам Закон об ОСАГО, в нормы ГК РФ, в иные акты.
В частности, речь идет о поправках, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г.
Исходя из них, была повышена максимальная сумма страхового возмещения; потерпевшему предоставлена возможность выбора способа возмещения вреда (деньгами или направлением на ремонт) и т. д.
В связи с этим часть разъяснений касается применения такого нового регулирования в зависимости от даты заключения договора по ОСАГО.
Подчеркивается, что корректировка Закона об ОСАГО, Правил страхования после заключения договора не влечет изменения положений такого соглашения.
Исключение - закон прямо предусматривает, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Отдельная часть разъяснений посвещена страховой выплате.
Поясняется, что при причинении вреда потерпевшему возмещению подлежат восстановительные и иные расходы, которые обусловлены наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение возмещения.
Например, это расходы на эвакуацию транспорта с места ДТП, на хранение поврежденной автомашины и т. п.
Причем подобные расходы оплачиваются страховщиком в пределах соответствующих максимальных сумм возмещения, закрепленных в Законе об ОСАГО.
Отмечено, что замена страховой выплаты на восстановительный ремонт допускается по выбору потерпевшего, если только транспорт не погиб полностью.
К реальному ущербу, возникшему из-за ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запчастей относится также утраченная товарная стоимость авто.
Причем она должна возмещаться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо выплаты направление на ремонт.
Приведены правила, по которыми следует применять новые повышенные максимальные размеры страховых выплат, а также поправки по предельной величине износа комплектующих изделий (в зависимости от даты заключения договора).
Разобраны некоторые моменты, связанные с проведением ремонта.
Если потерпевшему возвращаются детали авто, подлежащие замене, размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.
Затронуты отдельные вопросы, возникающие при применении упрощенного порядка оформления ДТП.
Уделено внимание мерам ответственности страховщика за нарушение сроков выплаты возмещения.
Постановление Правительства РФ от 28 января 2015 г. № 65 "О внесении изменений в Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств"
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: уточнены основания для продления и аннулирования свидетельства об аккредитации.
Уточнены правила аккредитации юрлиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Как и ранее, основанием для продления срока действия свидетельства об аккредитации является проведение специализированной организацией не менее 2 оценок уязвимости объектов в период действия документа. Установлено, что результаты этих оценок должны быть утверждены компетентными органами.
Предусмотрен дополнительный повод для аннулирования свидетельства об аккредитации. Речь идет о случаях, когда специализированная организация представила результаты оценки уязвимости объекта с недостоверными данными (в т. ч. вследствие опечаток и ошибок).
Постановление Правительства РФ от 28 января 2015 г. № 64 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории”
Конкретизированы обязанности операторов связи по обеспечению вызова экстренных оперативных служб.
Скорректированы некоторые акты Правительства РФ по вопросу обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Уточняются лицензионные требования к операторам связи. Они должны обеспечить абонентам возможность бесплатного круглосуточного вызова служб по единому номеру, а также по отдельным, устанавливаемым в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Это касается операторов, оказывающих услуги местной телефонной связи, в т. ч. с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; подвижной радиосвязи в сети общего пользования; подвижной радиотелефонной связи; подвижной спутниковой радиосвязи.
Дополнен перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Отнесено оборудование центров обработки вызовов экстренных оперативных служб.
Приказ Министерства транспорта РФ от 5 сентября 2014 г. № 242 “О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 июля 2012 г. № 243”
Персональные данные не только о пассажирах, но и об экипажах транспортных средств будут передаваться в централизованный спецресурс.
Скорректирован порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Теперь он также касается персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств.
Установлен закрытый перечень перевозок, в отношении которых формируются базы данных. Это в т. ч. перевозки морским и внутренним водным транспортом в сообщении между портами, расположенными в разных субъектах Федерации, а также автоперевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами, находящимися в разных регионах. Это не касается перевозок между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Речь более не идет о перевозках по маршрутам, определенным уполномоченным органом власти.
Уточнен перечень персональных данных о пассажирах, которые передаются в базы данных. Это также пол и гражданство. Сведения о месте рождения теперь не направляются. Аналогичные данные плюс информация о занимаемой должности предоставляются в отношении персонала транспортных средств (экипажа).
Сведения можно передавать в т. ч. в интерактивном режиме через Интернет-портал баз данных.
Уточнены технические требования к передаче данных.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2015 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2015 г. Регистрационный № 35755.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 22 декабря 2014 г. № 188 "Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в сети «Интернет»
Как ведется реестр организаторов распространения информации в Интернете?
В мае 2014 г. в Закон об информации были внесены изменения. Закреплены дополнительные обязанности организаторов распространения сведений в Интернете.
Речь идет о лицах, обеспечивающих функционирование информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети.
Организатор обязан сообщить Роскомнадзору о начале такой деятельности.
Предусмотрено ведение реестра организаторов. Этим занимается Роскомнадзор.
В течение 5 рабочих дней с даты регистрации уведомления формируется реестровая запись. Определен состав сведений. Это, в частности, доменное имя, электронный адрес провайдера хостинга, данные о субъекте. Возможно внесение изменений, например, при прекращении деятельности юрлица, смерти ИП.
В реестре сохраняется персонифицированная история уточненных записей с указанием даты и времени создания. Удаление сведений не допускается.
Информация из реестра размещается на www.97-fz.rkn.gov.ru в течение 3 рабочих дней с момента внесения записи. Предоставляется по запросам бесплатно.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2015 г. Регистрационный № 35713.
Информация, реклама и СМИ
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 5-ФЗ “О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О рекламе»
В законодательстве пропишут нормы о национальной продукции СМИ.
Скорректирован Закон о рекламе.
До внесения изменений телеканалы, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, распространять рекламу были не вправе.
Поправками установлено исключение для каналов, распространяющих не менее 75% национальной продукции СМИ.
Это продукция на русском языке или других языках народов России либо на иностранном языке (если данная продукция предназначена для российского СМИ). Она должна быть произведена россиянами и (или) зарегистрированными на территории России организациями и (или) по заказу российского СМИ. Российские инвестиции в ее производство при этом должны составлять не менее 50%.
Национальной признается также продукция СМИ, созданного в соответствии с международными договорами России.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 4-ФЗ “О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Некоторым субъектам Федерации продлили срок выполнения требования о переименовании должности главы региона.
Поправки касаются срока выполнения требования о переименовании должности главы региона.
Название должности высшего должностного лица региона (руководителя его высшего исполнительного органа власти) не должно содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента РФ.
При этом регионы обязаны были привести свои конституции (уставы) в соответствие с новым правилом до 1 января 2015 г.
Поправками для некоторых субъектов Федерации срок выполнения этого требования продлевается на год (до 1 января 2016 г.). Речь идет о регионах, имеющих утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти России и органами госвласти субъекта Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Решено проверять фактическое воздействие нормативных правовых актов.
Решено проводить оценку фактического воздействия нормативных правовых актов. Она заменит экспертизу последних.
Цель оценки - проанализировать достижение целей регулирования, заявленных в сводном отчете о результатах оценки их регулирующего воздействия (при наличии), определить фактические положительные и отрицательные последствия принятия актов, а также выявить положения, затрудняющие ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящие к необоснованным расходов бюджетов.
До 1 июля 2017 г. оценку будет проводить Минэкономразвития России. Далее - федеральные органы исполнительной власти-разработчики актов.
Мероприятия организуются в отношении актов, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия, и иных - по решению Президента РФ, Правительства РФ или Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Оценка будет проводиться в 4 этапа. На первом формируется план. На втором готовится отчет и проводится его публичное обсуждение. На третьем составляется заключение Министерства. На четвертом Комиссия рассматривает отчет и заключение.
Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ в связи с введением такой оценки.
Правила вступают в силу с 1 января 2016 г.
Порядок проведения экспертизы признан утратившим силу.
Выборы, избирательная система, референдум
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ “О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Закон об основных гарантиях избирательных прав: что изменится?
Скорректированы Законы об основных гарантиях избирательных прав и об общих принципах организации местного самоуправления.
Если судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципалитета в течение 3 месяцев подряд не проводил правомочного заседания, то высшее должностное лицо региона (руководитель высшего исполнительного органа власти региона) вносит в законодательный (представительный) орган власти региона проект Закона о роспуске представительного органа муниципалитета.
Установлено, что лица, являвшиеся депутатами распущенного органа, не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с данными обстоятельствами.
Исключение - депутаты, в отношении которых судом установлено отсутствие вины за непроведение заседания.
Уточнено, что глава муниципалитета в случае избрания представительным органом муниципалитета из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата при этом прекращаются.
Также указано, что в случае избрания представительным органом муниципалитета из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса, глава муниципалитета возглавляет местную администрацию.
Поправки вступают в силу по истечении 30 дней с даты официального опубликования.
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 6-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях"
Кто возглавит автономный округ, входящий в состав области?
Поправки касаются избрания главы автономного округа, входящего в состав области (далее - АО).
Уставом, законом АО может быть предусмотрено, что глава АО избирается депутатами законодательного (представительного) органа АО.
Им может быть россиянин, достигший возраста 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий иностранного гражданства или иного права на постоянное проживание за рубежом.
Кандидаты для избрания на рассматриваемую должность представляются депутатам Президентом РФ по предложению руководителя области, в состав которой входит АО. Областной глава, в свою очередь, принимает предложения от региональных отделений политических партий.
Президент РФ отбирает 3 кандидатов.
Порядок избрания главы АО депутатами законодательного (представительного) органа АО устанавливается уставом, законом АО. Прописаны правила определения даты голосования.
Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа АО. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное голосование по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
Закреплены особенности назначения даты голосования по избранию главы субъекта Федерации депутатами региона.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Потребление и оборот "спайсов" запретили.
Запрещены потребление и оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (т. н. спайсов).
Такие вещества воспроизводят основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожи с ними по физиологическому воздействию на организм человека.
Под новыми потенциально опасными психоактивными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья. Причем в отношении таких веществ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
Закон вводит запрет на их производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, использование, потребление, пропаганду, ввоз в страну и вывоз из нее, сбыт (продажу, дарение, обмен либо отчуждение другим лицам любыми способами). Лишь отдельным органам власти разрешено использовать новые потенциально опасные психоактивные вещества в научной, учебной и экспертной деятельности.
ФСКН России поручено вести реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых запрещен. Данное ведомство самостоятельно принимает решение о включении веществ в указанный реестр.
Реестр размещается на официальном сайте ФСКН России.
Предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот указанных веществ и административная - за их потребление. При назначении административного наказания суд может обязать лицо, потребляющее такие вещества, пройти медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 77 “О признании утратившим силу подпункта "а" пункта 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий”
Чтобы воспользоваться маткапиталом, больше не нужно предъявлять сертификат на него.
Сокращен список документов, прилагаемых к заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Напомним, что оно подается в территориальный орган ПФР по месту жительства.
Согласно изменениям больше не требуется подлинник госсертификата на капитал (его дубликат в случае утраты или порчи оригинала документа).
Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 40 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии”
С 1 февраля возрастет размер пенсии.
С 1 февраля 2015 г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии индексируется на 11,4%.
В итоге фиксированная выплата к страховым пенсиям по старости, по инвалидности I и II групп возрастёт на 448 руб. и составит 4 384 руб., по инвалидности III группы - на 224 руб. (2 192 руб.).
Напомним, что в рамках пенсионной реформы с 1 января 2015 г. трудовая пенсия заменена страховой. К ней установлена фиксированная выплата.
Постановление вступает в силу с 1 февраля 2015 г.
Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 39 "Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г.”
С 1 февраля граждан ждет прибавка к пенсии.
Индекс роста потребительских цен за 2014 г. составил 1,114.
В связи с этим стоимость 1 пенсионного коэффициента с 1 февраля 2015 г. увеличится на 11,4% и составит 71 руб. 41 коп.
Таким образом, средний размер страховой пенсии после перерасчета с 1 февраля 2015 г. возрастет на 743 руб. При этом страховая пенсия по старости поднимется на 775 руб., по инвалидности - на 362 руб. и по случаю потери кормильца - на 591 руб.
Средний размер страховой пенсии граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих 2 пенсии, увеличится соответственно на 897 руб. и 1 014 руб.
Расходы бюджета ПФР в связи с ростом пенсий составят 29,41 млрд руб. в месяц или 323,51 млрд руб. до конца 2015 г., из них 66,22 млрд руб. - затраты на увеличение суммы валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан.
Постановление вступает в силу с 1 февраля 2015 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2014 г. № 848н “Об утверждении Порядка оказания Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованным лицам”
Работодатель не выплатил пособие по временной нетрудоспособности или в связи с материнством: получить его поможет ФСС России.
В ряде случаев пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначаются и выплачиваются территориальными органами ФСС России. Речь идет о ситуациях, когда на день обращения за пособием страхователь прекратил свою деятельность или у него недостаточно средств на счетах, либо невозможно установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В таких случаях ФСС России обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь для получения пособий. Фонд должен составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, а также представлять интересы застрахованного лица в судах.
Прописан порядок оказания такой бесплатной помощи.
Чтобы ее получить, надо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Фонда по месту учета страхователя, не выплатившего пособие. Узнать, куда обращаться, можно в любом территориальном органе Фонда.
Приведены рекомендуемый образец заявления и перечень прилагаемых к нему документов.
Прописан порядок межведомственного электронного взаимодействия территориального органа Фонда с налоговыми органами, банками и ПФР.
При представлении интересов застрахованного лица в суде оно самостоятельно несет все необходимые судебные расходы (кроме оплаты услуг представителя территориального органа Фонда).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2015 г. Регистрационный № 35782.
Приказ Федеральной миграционной службы от 19 декабря 2014 г. № 669 “Об утверждении Порядка принятия решения о приостановлении выдачи патента на территории субъекта Российской Федерации”
Прописана процедура приостановки выдачи патентов иностранцам в конкретном регионе.
Иностранцы, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, могут заниматься трудовой деятельностью при наличии у них патента. ФМС России вправе приостановить на определенный период выдачу патентов на территории конкретного региона на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или главы региона. Прописан порядок принятия такого решения.
Мотивированное предложение формируется на основании прогноза социально-экономического развития региона на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений этого субъекта Федерации.
Решение ФМС России о приостановлении выдачи патентов оформляется в виде распоряжения. Его копию направляют в соответствующий территориальный орган ФМС России. Также о принятом решении уведомляют инициаторов приостановления.
Территориальный орган ФМС России приостанавливает выдачу патентов в течение 10 календарных дней после издания распоряжения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2015 г. Регистрационный № 35754.
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2015 г. № 9п “Об утверждении Формы заявления застрахованного лица о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)”
Накопительная пенсия: подаем заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) по новой форме.
Граждане до обращения за установлением накопительной пенсии (срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты) могут воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) не чаще 1 раза в год. Для этого необходимо подать заявление в ПФР.
Установлена новая форма заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
Заявление может быть подано не только лично, но и через представителя.
Граждане 1967 г. рождения и моложе при заполнении заявления в обязательном порядке делают выбор: направлять 6% от страховых взносов на ОПС на финансирование накопительной пенсии или отказаться от этого и направлять этот процент на финансирование страховой пенсии.
Отметим, что форма заявления размещается в Интернете, в том числе на Едином портале госуслуг.
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 11 декабря 2014 г. № 493п “Об утверждении Формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица”
ОПС: утверждена форма сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС были внесены изменения, уточняющие в т. ч. обязанности органов ПФР.
Они должны бесплатно предоставлять застрахованному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о специальной части и о результатах инвестирования пенсионных накоплений. Форма утверждается Фондом. Данные передаются в течение 10 дней с момента обращения.
Утверждена форма указанных сведений. В частности, отражаются вариант пенсионного обеспечения, выбранный лицом 1967 года рождения и моложе, величина индивидуального пенсионного коэффициента, стаж.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2015 г. № 9 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400”
Изменился порядок проведения итоговых экзаменов для одиннадцатиклассников.
Скорректирован порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам среднего общего образования.
ЕГЭ по математике будет проводиться по 2 уровням: базовому (с 5-балльной системой оценки) и профильному. ЕГЭ по математике профильного уровня будет признаваться в качестве результатов вступительных испытаний по математике при приеме в вуз. Уровень экзамена выбирает сам учащийся.
К ГИА по учебным предметам, освоенным ранее, допускаются обучающиеся как X, так и XI (XII) классов.
Изменился порядок проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к ГИА. Обучающимся на дому и в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа разрешено вместо сочинения писать изложение.
Выпускники прошлых лет, обучающиеся по программам среднего профобразования, а также лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, вправе писать итоговое сочинение по желанию.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличена на 1,5 часа.
Установлены единые сроки повторного написания сочинения (изложения) для тех, кто в первый раз получил "незачет", не явился на сочинение (изложение) или не смог закончить его сдачу по уважительным причинам.
Досрочное проведение ГИА допускается не ранее 1 февраля (ранее - 1 апреля).
Подать заявление с указанием выбранных для сдачи ЕГЭ предметов надо до 1 февраля (ранее - до 1 марта). Для участия в ЕГЭ в феврале обучающиеся и выпускники прошлых лет подают заявление до 1 декабря.
Обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, также сдают ЕГЭ.
Изменения коснулись и самой процедуры проведения экзаменов. Так, в экзаменационных материалах не будет тестовой части. При использовании контрольных измерительных материалов (КИМ) в электронном виде они распечатываются на бумаге в присутствии учащихся в аудитории. При выполнении заданий раздела "Говорение" по иностранным языкам КИМ представляется учащемуся в электронном виде.
При получении неудовлетворительных результатов по любому из учебных предметов пересдача допускается в текущем году не более 1 раза. Те, кто не сдаст ЕГЭ более чем по одному обязательному предмету или по учебным предметам по выбору, смогут пересдать экзамен не ранее 1 сентября текущего года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2015 г. Регистрационный № 35794.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2014 г. № 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации"
Новый порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации.
Подготовлен новый Административный регламент оказания уполномоченными органами госвласти регионов госуслуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации.
Это связано в первую очередь с принятием нового Закона об образовании.
Заявителями выступают владельцы документов, их законные представители или уполномоченные ими лица (по доверенности).
Срок оказания госуслуги - 45 дней с даты принятия заявления и необходимых материалов. Перечень приводится. Результат подтверждения документов - проставление на них апостиля.
В госуслуге могут отказать по нескольким причинам. Например, документ об образовании и (или) о квалификации не является тем, что выдан в России или РСФСР, образец которого утвержден на момент его выдачи, либо документом гособразца. Отсутствует какой-либо обязательный реквизит. Проставлена подпись не уполномоченного на это должностного лица.
За оказание госуслуги уплачивается пошлина. С 1 января 2015 г. - 2 500 руб. за каждый документ.
Срок ожидания в очереди при подаче заявления и при получении результата - максимум 15 минут.
Рассмотрены конкретные административные процедуры. Урегулирован порядок контроля.
Закреплен порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, их должностных лиц.
Прежний регламент признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2015 г. Регистрационный № 35748.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 декабря 2014 г. № 1952/1285 “О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.10.2011 № 2261/796”
Образование: утрачивает силу порядок взаимодействия лицензирующего органа с Роспотребнадзором.
Признается утратившим силу совместный приказ Рособрнадзора и Роспотребнадзора, которым был утвержден порядок взаимодействия между лицензирующим органом и Роспотребнадзором.
Дело в том, что было признано утратившим силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, на основании которого он был разработан (постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174). Предусматривалось взаимодействие с отдельными органами при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или переоформлении для получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных лицензиатом или соискателем.
Действует новое положение. Предусмотрено, что в рамках проверки сведений запрашивается необходимая для оказания госуслуг в области лицензирования информация, находящаяся в распоряжении органов, организаций, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Конкретного списка органов не установлено.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2015 г. Регистрационный № 35736.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2015 г. № 10 “О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394”
Государственная итоговая аттестация девятиклассников: что нового?
Скорректирован порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам основного общего образования.
Так, обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). Уточнено, что это можно сделать не позднее чем за 2 недели (а не за месяц) до начала испытаний.
Расширены полномочия Рособрнадзора. Помимо прочего, он направляет в уполномоченные органы регионов, учредителям и загранучреждениям рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы в пятибалльную систему. Организует разработку критериев оценивания работ государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
Ранее ГИА по обязательным учебным предметам начиналась не ранее 25 мая, по остальным дисциплинам - не ранее 20 апреля текущего года. Теперь все экзамены проводятся с 25 мая.
В здании, где расположен пункт проведения экзаменов (ППЭ), выделяется место для личных вещей обучающихся. Прежде такое место организовывалось в аудитории.
Для обучающихся, имеющих медпоказания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
В ППЭ присутствует в т. ч. экзаменатор-собеседник для проведения ГВЭ в устной форме, а также эксперты, оценивающие выполнение лабораторных работ по химии.
Установлено, что экзаменационные работы обучающихся хранятся в местах, определенных уполномоченным органом региона, МИДом России, учредителем, до 31 декабря текущего года. По истечении указанного срока они уничтожаются.
Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ региональный центр обработки информации направляет в уполномоченную организацию полученные результаты.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2015 г. Регистрационный № 35731.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 2-ФЗ “О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы”
Договор России и Индии о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, прошел ратификацию.
Ратифицирован Договор России и Индии о передаче лиц, осужденных к лишению свободы. Он предусматривает следующее.
Лицо, осужденное к лишению свободы на территории одной страны, может быть передано на территорию другой для отбывания назначенного наказания. Для этого указанное лицо или его законный представитель могут ходатайствовать как перед передающим государством, так и перед принимающим.
Запрос о передаче может быть направлен как передающим государством, так и принимающим.
Общие условия передачи: осужденный является гражданином принимающего государства; приговор вступил в законную силу; часть наказания, подлежащая дальнейшему отбыванию, на день получения запроса составляет не менее 6 месяцев; оба государства ясно выразили свое согласие на передачу.
Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 76 "О внесении изменений в Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”
Участникам уголовного процесса, переселяемым на другое временное место жительства, возмещаются расходы на переезд и оказывается матпомощь.
Государство гарантирует потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства защиту их жизни, здоровья, имущества. Одна из мер - переселение указанных лиц на другое место жительства.
Обновлен порядок переселения на другое временное место жительства. Поправки обусловлены изменениями в Закон о госзащите участников уголовного процесса.
Установлено, что такое переселение может предшествовать переселению на иное постоянное место жительства.
Теперь защищаемое лицо, которое переселяется на другое временное место жительства, также может рассчитывать на компенсацию расходов на переезд (в т. ч. на проезд и провоз личного имущества) и матпомощь из федерального бюджета. Порядок расчета таких затрат аналогичен установленному при переселении на другое постоянное место жительства.
Матпомощь выплачивается ежемесячно со дня прибытия на место жительства. Ее размер - 1,5 прожиточного минимума. Порядок выплаты такой же, как при переселении на другое постоянное место жительства.
Установлено, как исчисляется матпомощь за неполный календарный месяц, а также за истекший период, в течение которого защищаемое лицо имело право ее получить, но не подало соответствующее заявление.
В течение года со дня прибытия названных лиц уполномоченный орган должен принять решение об их переселении на другое временное (постоянное) место жительства, избрании иной меры безопасности или ходатайствовать о ее отмене. После отмены меры безопасности или принятия решения о переселении расходы на переезд возмещаются в размере, определяемом как при переселении на другое постоянное место жительства.
Порядок компенсации затрат на переезд и получения матпомощи при переселении на другое временное место жительства распространяется на правоотношения, возникшие с 10 января 2014 г.Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм.
Административные правонарушения, административная ответственность
Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 “Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения”
О направлении на медосвидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших АП.
Лица, совершившие административные правонарушения (АП), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, должны быть направлены на соответствующее медосвидетельствование.
Отметим, что совершение АП в состоянии опьянения (отказ от медосвидетельствования) рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства при назначении наказания.
Прописан порядок направления на медосвидетельствование. Он не распространяется, в частности, на лиц, которые управляют транспортным средством.
Критерии назначения процедуры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
На медосвидетельствование направляют должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об АП. Они же обязаны принять меры к установлению личности лица. Оформляется протокол.
Если направляется несовершеннолетний, то об этом сообщают его родителям или законным представителям.
При отказе от медосвидетельствования в протоколе делается соответствующая отметка.
Процедура совершается в медорганизациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ).
Международные отношения
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 3-ФЗ “О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве”
Россия и Абхазия - союзники и стратегические партнеры!
Ратифицирован Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве.
Он подписан в г. Сочи 24 ноября 2014 г. Это базовый документ, в котором зафиксировано намерение сторон поэтапно устанавливать более тесное сотрудничество в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах обороны и безопасности.
Закреплены следующие основные направления двустороннего сотрудничества: проведение скоординированной внешней политики; создание общего пространства обороны и безопасности; формирование общего социального и экономического пространства; содействие социально-экономическому развитию Абхазии; сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства; создание условий для полноценного участия Абхазии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе или при содействии России.
Формирование общего пространства обороны и безопасности предполагает создание Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил России и Абхазии. Договор предусматривает совместную защиту и охрану госграницы Абхазии с Грузией и границ морских пространств, находящихся под юрисдикцией Абхазии, а также полную свободу пересечения абхазско-российской госграницы (с учетом ограничений из соображений безопасности).
В соответствии с договором Российская Федерация обязуется принять дополнительные меры по упрощению процедур приобретения гражданами Абхазии российского гражданства.
Также предусмотрено повышение пенсий российским гражданам, постоянно проживающим на территории Абхазии и получающим пенсию в соответствии с российским законодательством.
Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 1-ФЗ “О ратификации Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества”
ЕврАзЭС завершила свою работу.
Ратифицирован Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества. Документ подписан в Минске 10 октября 2014 г.
Дело в том, что были достигнуты цели и задачи, поставленные при создании ЕврАзЭС. Поводом также послужило образование Евразийского экономического союза.
Согласно договору деятельность ЕврАзЭС прекращается с 1 января 2015 г.
Предусматривается ряд оговорок и заявлений со стороны Казахстана, Кыргызстана.