Версия от 5 октября 2013 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Строительство, градостроительство и архитектура
Страховая деятельность
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проиндексированы ставки акцизов.
Поправки касаются акцизов и в т. ч. предусматривают их индексацию.
Согласно изменениям ФНС России вместо Минфина России определяет формы некоторых документов, порядок их заполнения, представления в налоговые органы, выдачи налогоплательщикам.
От налогообложения освобождается передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае их реализации за границу в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации товаров за пределы России при представлении только банковской гарантии. Ранее принималось и поручительство банка. С 1 июля 2014 г. вводится авансовый платеж акциза на этиловый спирт из государств-членов Таможенного союза.
Уточняется порядок применения налоговых вычетов, возмещения (зачета, возврата) сумм акциза, а также корректировки извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза по алкогольной продукции.
Ставка акциза на автомобильный бензин 4-го класса в 2014 г. - 9 916 руб. за 1 т., в 2015 г. и 2016 г. - 10 858. А 5-го класса - соответственно 6 450, 7 750 и 9 500 руб. за 1 т.
Ставки акцизов на 2014 г. и 2015 г. в отношении других товаров сохраняются на уровне, предусмотренном действующей редакцией НК РФ. А с 2016 г. они увеличиваются. Повышение не касается печного бытового и дизельного топлива, а также автомобильного бензина. По ним ставки остаются на уровне 2015 г. Исключение - дизельное топливо 5-го класса и автомобильный бензин 5-го класса. В отношении них ставка повышается по сравнению с 2015 г.
Ставка акциза на табак в 2016 г. - 2 000 руб. за 1 кг. На сигары - 141 руб. за 1 шт. На сигариллы (сигариты), биди, кретек - 2 112 руб. за 1 000 шт. На сигареты, папиросы - 1 200 руб. за 1 000 шт. + 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам. Исключение - положения, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации"
Морскую добычу углеводородного сырья поддержат предоставлением налоговых и таможенных льгот.
Поправки направлены на стимулирование морской добычи углеводородного сырья.
В частности, предусматривается следующее.
От налога на имущество освобождены объекты, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России либо в нашей части (секторе) дна Каспийского моря и используемые при разработке месторождений углеводородного сырья.
Организациям, разрабатывающим такие месторождения, предоставлены льготы по НДПИ.
Транспортным налогом более не облагаются морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Предусмотрены особенности обложения НДС. Нулевая ставка применяется при реализации углеводородного сырья, добытого в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря России и (или) на континентальном шельфе страны либо в нашей части (секторе) дна Каспийского моря, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов). Речь идет о сырье и продуктах, вывезенных за рубеж с указанных территорий. Исключение - если применяется таможенная процедура экспорта.
Закреплены особенности налогообложения прибыли при добыче углеводородного сырья на морском месторождении после 1 января 2016 г. Разрешено применять специальные коэффициенты к основной норме амортизации (но не выше 3) в отношении основных средств, используемых исключительно в этой деятельности.
Временно освобождены от вывозных таможенных пошлин отдельные товары, полученные при разработке морских месторождений.
Установлены требования к операторам морских месторождений углеводородного сырья и регламентирована их деятельность.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации"
Участникам инвестпроектов в ДФО, Бурятии, Тыве, Забайкальском крае и Иркутской области предоставлены налоговые льготы.
Внесены поправки в НК РФ. Они направлены на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов в ДФО, Бурятии, Республике Тыва, Забайкальском крае и Иркутской области.
Меры налогового стимулирования по общему правилу предполагают следующее. Ставка налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, для участника инвестпроекта составляет 0% в течение 10 лет, в региональные бюджеты - не более 10% в первые 5 лет и не менее этой величины в последующий аналогичный период.
Что касается НДПИ, то приведен порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.
На дополнительные налоговые льготы могут рассчитывать не все.
Региональный инвестпроект не может быть направлен на некоторые цели. Это добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) конденсата, производство подакцизных товаров (кроме мотоциклов и легковых автомобилей). Это также деятельность, по которой применяется нулевая ставка по налогу на прибыль.
Льготы предоставляются при условии, что на землях, где реализуется инвестпроект, нет зданий и сооружений сторонних организаций и граждан. Исключение - объекты инфраструктуры.
Приведены требования к объему капвложений в соответствии с инвестиционной декларацией (не менее 50 млн руб. в течение 3 лет или 500 млн руб. в течение 5 лет).
Кроме того, каждый региональный инвестпроект реализуется единственным участником.
К участникам инвестпроектов также предъявляется ряд требований. Так, льготы смогут получить только российские организации, зарегистрированные на территории региона, где реализуется инвестпроект. У них не должно быть обособленных подразделений за пределами данной территории. Кроме того, юрлица должны иметь в собственности (в аренде минимум до 2024 г.) землю, на которой планируется реализация проекта, и разрешение на строительство (если оно обязательно).
Льготы не могут получить НКО, банки, страховые и клиринговые организации, НПФ, профессиональные участники РЦБ, резиденты ОЭЗ, участники КГН, пользователи специальных налоговых режимов.
Организация получает статус участника регионального инвестпроекта со дня включения ее в соответствующий реестр.
Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе""
В 2014 г. налоговую нагрузку на нефтяной сектор перераспределят, а ставку НДПИ на газ будут рассчитывать по формуле.
Внесены поправки к НК РФ и Закону о таможенном тарифе. Они, во-первых, перераспределяют налоговую нагрузку на нефтяной сектор и, во-вторых, вводят формулу расчета ставки НДПИ на горючий природный газ и газовый конденсат.
Базовая ставка НДПИ на нефть будет поэтапно повышена: с 2014 г. - с нынешних 470 руб. до 493 руб. за 1 т, с 2015 г. - до 530 руб., с 2016 г. - до 559 руб.
В то же время уменьшится предельная ставка экспортной пошлины на сырую нефть. Согласно поправкам при уровне мировых цен на нефть выше 182,5 долл. США за 1 т используемый при расчете предельной ставки пошлины коэффициент снижен в 2014 г. с 65% до 59% (от разницы между сложившейся ценой и 182,5 долл. США), с 2015 г. - до 57%, а с 2016 г. - до 55%.
Что касается ставки НДПИ на горючий природный газ и газовый конденсат, то вводимая формула учитывает многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче газа.
Базовая ставка НДПИ на газ установлена в размере 35 руб. за 1 тыс. куб. м, на конденсат - 42 руб. за 1 т. Данная ставка будет умножаться на базовое значение единицы условного топлива и коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (конденсата). При добыче газа к полученной величине еще прибавляется показатель, характеризующий расходы на транспортировку газа.
Базовое значение единицы условного топлива определяется по формуле, учитывающей, в частности: базовую ставку НДПИ при добыче газа и конденсата; среднюю за налоговый период цену газового конденсата и оптовую цену горючего природного газа на внешнем и внутреннем рынках; долю добытого газа в общем количестве углеводородного сырья, добытого в истекшем налоговом периоде из залежи.
Коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (конденсата), будут рассчитывать с учетом степени выработанности запасов газа конкретного участка недр, географического расположения участка, глубины залегания углеводородного сырья, принадлежности участка к региональной системе газоснабжения и особенностей разработки отдельных залежей сырья.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., но не ранее, чем через 1 месяц со дня его официального опубликования. Формула расчета ставки НДПИ на горючий природный газ и газовый конденсат вводится с 1 июля 2014 г.
Банковская деятельность
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
На страны-члены ОЭСР не будет распространяться возможность введения ограничений для банков с иностранными инвестициями по "принципу взаимности".
Ранее предусматривалось, что Банк России вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций. Условие - в соответствующих зарубежных странах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.
Теперь уточнено, что Банк России вправе делать это, если иное не предусмотрено международными соглашениями нашей страны.
Цель поправки - не распространять указанный "принцип взаимности" на страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Тем самым Закон о банках и банковской деятельности приводится в соответствие с международными соглашениям, применяемыми в рамках функционирования ОЭСР.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 25 сентября 2013 г. N 42 "Об изменении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 143"
Вместо спецпошлины на ввоз в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей введут квоту.
Приостановлено действие решения Коллегии ЕЭК о введении специальной пошлины на ввоз в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей (коды 8433 51 000 1, 8433 51 000 9 и 8433 90 000 0 ТН ВЭД ТС). Это сделано по просьбе Казахстана.
Напомним, что специальная пошлина была установлена, чтобы защитить производителей ТС от возросшего импорта зерноуборочных комбайнов. Ее ставка должна была составить по 14 марта 2014 г. включительно - 26,7% от таможенной стоимости, с 15 марта 2014 г. по 14 марта 2015 г. включительно - 26,2%, с 15 марта 2015 г. по 14 марта 2016 г. включительно - 25,7%.
Коллегии ЕЭК поручено вернуться к рассмотрению данного вопроса и изменить применяемую защитную меру. Вместо спецпошлины будет введена импортная квота на ввоз в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей. Она составит 774 единицы в год. При этом доля Казахстана - 300 штук.
Квоту планируется установить с 1 января 2014 г. Если по итогам I полугодия 2014 г. квота Казахстана будет исчерпана более чем на 70%, защитную меру смягчат.
Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 258-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года"
Правила определения страны происхождения товаров в СНГ: уточнены коды ТН ВЭД в отношении некоторой продукции.
Ратифицирован протокол об изменениях в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ.
Протокол был подписан в Ялте 28 сентября 2012 г. Им вносятся коррективы в перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место. Поправки обусловлены необходимостью привести используемые в перечне коды ТН ВЭД в соответствие с новой редакцией ТН ВЭД СНГ, которая вступила в силу с 1 января 2012 г.
Уточнения касаются, в частности, следующих товаров: костного жира, курительного табака, простых внутренних эфиров, твердой резины, изделий из натурального или агломерированного сланца, путевого оборудования, устройств для железнодорожных и трамвайных путей.
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 846 "О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", и проведения мониторинга обоснованности их применения"
Установлено, как готовятся предложения о применении особых формул расчета ставок вывозных пошлин на сырую нефть, добытую на некоторых месторождениях.
Правительство РФ вправе устанавливать особые формулы расчета ставок вывозных пошлин на сырую нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытую на определенных месторождениях. В частности, на тех, которые находятся в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод России; в пределах ее континентального шельфа и дна ее территориального моря.
Установлено, как готовятся предложения о применении особых формул расчета ставок вывозных пошлин на сырую нефть, добытую на указанных месторождениях.
Пользователь недр направляет в Минэнерго России заявление о применении особой формулы, приложив к нему определенные документы и сведения. Министерство готовит предложение о применении (неприменении) особой формулы. При необходимости указывается общее количество добываемой на месторождении сырой нефти, вывоз которого с применением особой формулы позволяет достичь показателя внутренней нормы доходности проекта разработки месторождения в размере 16,3%.
Минэкономразвития России, Минфин России, ФТС России и Роснедра направляют в Минэнерго России заключения на данное предложение. Если есть разногласия, организуется согласительное совещание.
Закреплены основания, при которых пользователю недр отказывают в применении особой формулы. Если их нет, в Правительство РФ направляется проект решения о применении особой формулы.
Также определено, как проводится ежеквартальный и ежегодный мониторинг обоснованности применения особой формулы.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
Международное частное право: что нового?
Внесены поправки в ГК РФ. Они касаются международного частного права.
Так, уделено внимание нормам непосредственного применения (речь идет об императивных нормах).
Прописано, что на основе личного закона юрлица определяются помимо прочего вопросы ответственности учредителей (участников) по его обязательствам.
Если учрежденное за границей юрлицо занимается предпринимательством преимущественно в России, то к требованиям об ответственности по его обязательствам лиц, которые имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такой организации.
Кроме того, коррективы посвящены праву, подлежащему применению к имущественным и личным неимущественным отношениям.
По общему правилу правом, подлежащим применению к вещным правам, определяются виды объектов вещных прав, оборотоспособность таких объектов, а также виды и содержание, возникновение и прекращение, осуществление и защита вещных прав.
Уделено внимание праву, подлежащему применению к возникновению и прекращению вещных прав; к вещным правам на суда и космические объекты; к форме сделки; к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права; к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, и др.
Новые статьи посвящены праву, подлежащему применению к переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона; к отношениям представительства; к прекращению обязательства зачетом; к установлению допустимости требования о возмещении вреда страховщиком; к обязательствам, возникающим из-за недобросовестного ведения переговоров о заключении договора.
Урегулирован выбор права сторонами обязательства, возникающего из-за причинения вреда или неосновательного обогащения.
Поправки вступают в силу с 1 ноября 2013 г.
Строительство, градостроительство и архитектура
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 850 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра недобросовестных застройщиков, предусмотренного Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"
Жилищное строительство: реестр недобросовестных застройщиков будет вести Минрегион России.
Минрегиону России поручено вести реестр недобросовестных застройщиков.
Речь идет об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи (аренды, безвозмездного срочного пользования) в отношении земельных участков Фонда "РЖС". В реестр также включаются лица, с которыми такие договоры были расторгнуты по причине существенного нарушения ими условий этих договоров.
Сведения о недобросовестных застройщиках представляются в Министерство Фондом "РЖС".
Страховая деятельность
Информационное письмо Банка России от 20 сентября 2013 г. "О реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области"
Как страховщики могут облегчить жизнь пострадавшим от наводнения?
Приведена информация для субъектов страхового дела, касающаяся ликвидации последствий наводнения в Якутии, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Еврейской автономной областях.
Страховщикам следует ускорить выплату средств по договорам страхования (в т. ч. с/х товаропроизводителям), сократив перечень представляемых документов и упростив процедуры их подачи.
Для этого необходимо определить количество договоров, заключенных на указанных территориях, провести мониторинг договоров страхования имущества и с/х страхования, объекты которых расположены на таких территориях, самостоятельно (до получения заявлений от страхователей, застрахованных лиц) обращаться в компетентные органы с целью выявления потенциальных страховых случаев и заблаговременного сбора документов.
При обращении страхователя осуществлять выплату в неоспариваемой части нужно незамедлительно. Следует сократить сроки рассмотрения заявлений о выплате. При рассмотрении заявления нужно исключить необходимость повторно представлять документы, которые требовались при заключении договора и которые (копии которых) должны находиться у страховщика, а также выданного страхователю экземпляра договора и иных материалов, полученных страховщиком в рамках мониторинга. При рассмотрении заявления применять такое основание для отказа, как несвоевременное уведомление страховщика о наступлении события, имеющего признаки страхового случая, не следует.
Страховщикам необходимо разместить на своих сайтах сведения, позволяющие пострадавшим получить исчерпывающую информацию о действиях страхователя при наступлении страхового события. Также следует рассмотреть вопрос о расширении числа офисов, принимающих заявления о наступлении страхового случая в терпящих бедствие регионах, об изменении графика их работы и увеличении численности задействованных в урегулировании убытков сотрудников.
О принимаемых мерах следует информировать Службу Банка России по финансовым рынкам.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 264-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Для обнародования своих правовых актов региональные власти смогут учредить интернет-портал.
Изменения касаются полномочий органов власти регионов по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Уточняется, что для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов госвласти региона, иной официальной информации может учреждаться не только печатное СМИ, но и интернет-портал.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 261-ФЗ "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
В Закон о противодействии коррупции вносится поправка, позволяющая устранить правовую коллизию.
Лица, находящиеся на муниципальных должностях, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, ее субъектов, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Закрепляется, что данный запрет действует, если иное не установлено федеральными законами.
Эта поправка позволяет устранить правовую коллизию. Дело в том, что Закон об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает 2 варианта формирования представительного органа муниципального района. Первый - это муниципальные выборы. Также данный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов их представительных органов, избираемых последними из своего состава. Ранее указанное выше ограничение, установленное Законом о противодействии коррупции, исключало использование второго способа.
Указ Президента РФ от 26 сентября 2013 г. N 730 "О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203"
Перечень сведений, отнесенных к гостайне: поправки по Минэкономразвития России и Аппарату Правительства РФ.
Скорректирован перечень сведений, отнесенных к гостайне.
По ряду позиций из числа госорганов, уполномоченных распоряжаться сведениями, отнесенными к гостайне, исключено Минэкономразвития России. В частности, это сведения о содержании мобилизационных планов, о результатах НИОКР по созданию или модернизации вооружения, о перспективах развития или об использовании космической инфраструктуры России для обеспечения обороноспособности, о достижениях науки и техники, определяющие качественно новый уровень возможностей вооружения.
При этом некоторым позициям в число указанных госорганов включен Аппарат Правительства РФ. Это сведения о номенклатуре, размещении, объемах государственного материального резерва, о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, о подготовке или распределении кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства, и др.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Бюджетная система
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 254-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2012 год"
Подведены итоги исполнения федерального бюджета за 2012 год.
Утвержден отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 г.
В целом бюджетная политика в указанном году была направлена на стимулирование экономического роста. При этом рост расходов отставал от запланированного, а федеральный бюджет оставался почти сбалансированным.
Доходы по итогам 2012 г. составили примерно 12,856 трлн руб., расходы - 12,895 трлн руб., дефицит бюджета - 39,45 млрд руб. (плановые показатели - около 12,914 трлн руб., 12,957 трлн руб. и 42,7 млрд руб. соответственно).
Ненефтегазовые доходы были недовыполнены на 1,6%, а нефтегазовые - перевыполнены на 0,7%.
В 2012 г. достигнут наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета по отношению к запланированному - 99,5%. Среди основных статей расходов - национальные оборона и экономика; социальная политика; реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие агропромышленного комплекса"; подготовка к Олимпиаде в Сочи.
В 2012 г. уровень инфляции составил 6,6% и превысил плановый показатель (6%).
Средняя цена нефти марки "Юралс" в 2012 г. равнялась 110,5 долл. США за баррель, что выше уровня 2011 г.
Возрос объем государственного внешнего долга Российской Федерации. На 1 января 2013 г. он составил более 1,5 трлн руб. (50,8 млрд долл. США).
Величина Резервного фонда достигла 1,885 трлн руб., Фонда национального благосостояния - 2,69 трлн руб.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Письмо Минфина России от 20 сентября 2013 г. N 02-06-07/39161
В Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства до 12 ноября нужно представить справку по консолидируемым расчетам.
До 12 ноября 2013 г. в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (МОУ ФК) нужно представить справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Цель - провести промежуточную сверку взаимосвязанных расчетов по переданным и полученным активам и обязательствам по состоянию на 1 октября 2013 г.
Справку представляют главные администраторы средств федерального бюджета (по счетам бюджетного учета 1 401 10 180, 1 401 20 241, 1 401 10 151, 1 401 20 251), региональные финансовые органы и органы управления государственными внебюджетными фондами (по счетам 1401 10 151, 1401 20 251).
МОУ ФК до 18 ноября 2013 г. сверяет показатели представленных справок и направляет протоколы контроля субъектам бюджетной отчетности.
На основании результатов сверки эти субъекты урегулируют выявленные расхождения до завершения финансового года. Повторно представлять в МОУ ФК справку по состоянию на 1 октября 2013 г. не нужно.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. N 741 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 1260 "Об оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти"
Главам силовых ведомств в следующем году повысят зарплату.
С 1 сентября 2014 г. повышается размер ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого руководителям силовых ведомств. Речь идет о главах Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, ФСКН России, ФМС России.
С указанной даты ежемесячное денежное поощрение для названных лиц составит 5,6 месячного денежного вознаграждения (в настоящее время - 3,9 месячного денежного вознаграждения).
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. N 740 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2005 г. N 877 "Об оплате труда Генерального прокурора Российской Федерации"
Генпрокурора решено ежемесячно поощрять.
Генеральному прокурору РФ установлено ежемесячное денежное поощрение.
С 1 сентября 2013 г. оно составляет 0,55 месячного денежного вознаграждения, с 1 сентября 2014 г. - 1,51.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. N 739 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 40 "Об оплате труда Председателя Следственного комитета Российской Федерации"
Председатель Следственного комитета России будет получать ежемесячное денежное поощрение.
Председателю Следственного комитета России устанавливается ежемесячное денежное поощрение.
С 1 сентября 2013 г. оно составляет 0,55 месячного денежного вознаграждения. А с 1 сентября 2014 г. - 1,51 месячного денежного вознаграждения.
Денежное вознаграждение состоит из должностного оклада, а также доплат за специальное звание и за выслугу лет. С 15 января 2011 г. оно составляло 180 335 руб. в месяц. С 1 июня 2011 г. его увеличили в 1,065 раза. А с 1 октября 2012 г. - в 1,06 раза.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 августа 2013 г. N 269 "Об утверждении формы ходатайства об изъятии для государственных и муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков"
Изъятие земельного участка для работ, связанных с пользованием недрами: форма ходатайства.
Установлена форма ходатайства об изъятии для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Речь идет о случаях изъятия участков (в том числе путем выкупа) для выполнения в рамках госконтракта работ по геологическому изучению недр, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации или реализации федеральных и региональных целевых программ.
Ходатайство по установленной форме подается пользователем недр в уполномоченный орган (Роснедра или орган власти региона). В нем указываются сведения о пользователе недр, госконтракте (лицензии на право пользования недрами), земельном участке.
Приводится информация о необходимости ведения на предполагаемом к изъятию земельном участке работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с утвержденной проектной документацией. Также в ходатайстве указывается об отсутствии у заявителя прав на участок, предполагаемый к изъятию, и об отсутствии возможности их получить иными способами.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2013 г. Регистрационный N 30031.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 257-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год"
Утвержден отчет об исполнении бюджета ФСС России за 2012 г.
Подписан Закон об исполнении бюджета ФСС России за 2012 г.
Общие доходы Фонда составили 630 783,5 млн. руб., расходы - 531 225,7 млн. руб.
Профицит составил 99 557,8 млн. руб. Из них по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 86 860,2 млн. руб., по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 17 446,5 млн. руб. Задолженность перед страхователями - 42 570,3 млн. руб. и 2 193,7 млн. руб. соответственно. Она должна быть возмещена в 2013 г.
Доходы от недоимки, пеней и штрафов по взносам составили 68,4 млн руб.
На рост доходов по страховым взносам повлияло, в частности, увеличение фонда зарплаты.
Средний размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет вырос на 8,3% и составил 6 281 руб. Правом получить его воспользовались около 2,3 млн граждан.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 255-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год"
Прошлогодний бюджет ПФР — профицитный.
Подведены итоги исполнения бюджета ПФР за 2012 г.
Доходы составили 5 890,4 млрд руб. (104,8% от прогнозируемых объемов и 9,6% к ВВП), расходы - 5 451,2 млрд руб. (99% и 8,9% соответственно). Таким образом, профицит бюджета составил 439,2 млрд руб., из них в части, не связанной с формированием накопительной части трудовых пенсий, - 218,4 млрд руб. (указанные средства направляются в 2013 г. на пенсии, пособия и другие соцвыплаты).
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда достигли 476,9 млрд руб., расходы - 256,1 млрд руб. Возникшая разница направляется на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц на 1 января 2013 г.
Страховых взносов на ОПС за 2012 г. поступило 3 026,4 млрд. рублей, что на 7,5% больше чем в 2011 г. Годовой прогнозный план в этой части выполнен на 110,2%.
В отчетном периоде господдержкой формирования пенсионных накоплений воспользовались 3 617 668 человек. Общая сумма дополнительных страховых взносов и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц составила 6 227,4 млн руб.
Минимальный налог от плательщиков, перешедших на УСН, не поступал.
Фонду из федеральной казны были направлены межбюджетные трансферты на общую сумму 2 815 599,9 млн руб. Они были потрачены в т. ч. на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, выплату федеральной соцдоплаты к пенсии, на предоставление материнского (семейного) капитала.
На конец 2012 г. на учете в территориальных органах ПФР числилось 40,6 млн пенсионеров (прирост за 2012 г. составил 410,7 тыс. человек). Средний размер пенсии за 2012 г. вырос с 8 272,57 руб. до 9 153,51 руб.
Трудовые пенсии проиндексированы на 7%. На это потрачено 244,37 млрд руб. Также они были дополнительно увеличены на 3,41% (расходы - 104,07 млрд руб.).
Всего за 2012 г. на повышение уровня пенсионного обеспечения было направлено 376,28 млрд руб.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ "О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Теперь регионы смогут участвовать в обновлении циркового имущества, находящегося в федеральной собственности.
Регионы вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и госохране объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно изменениям речь также идет об имуществе, которое расположено на территории региона, находится в федеральной собственности и закреплено на праве хозведения либо оперативного управления за государственными цирками.
Регионы могут участвовать в его реконструкции (в т. ч. с элементами реставрации), техперевооружении и капремонте.
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 256-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год"
Бюджет ФФОМС за 2012 г.: отчет об исполнении.
Подведены итоги исполнения бюджета ФФОМС за 2012 г.
Доходы Фонда составили 966 542,2 млн руб. или 105,4% от утвержденного годового объема. Расходы - 932 157,8 млн руб. (101,7% к утвержденным показателям и 97,5% - к уточненной росписи).
Объем межбюджетных трансфертов, полученных Фондом из госказны, составил 51 810 млн руб. (100% от запланированного размера).
Из Фонда бюджету ФСС РФ перечислены трансферты в сумме 17 639,5 млн руб. (92,7%).
Таким образом, бюджет Фонда за 2012 г. исполнен с профицитом в сумме 34 384,4 млн руб. Последний сложился в основном за счет поступления страховых взносов сверх утвержденных объемов.
Общий объем страховых взносов на ОМС работающего населения за 2012 г. составил 615 134,3 млн руб. Это в 1,9 раза больше, чем в 2011 г., и на 8,6% превысило планируемые значения. В отношении безработных перечислено 298 857,3 млн руб. Поступления ЕНВД составили 1,3 млн руб., ЕСХН - 0,2 млн руб. Доходы от размещения Фондом временно свободных средств на депозитных счетах в банках - 648,2 млн руб., от штрафов, налагаемых ПФР, - 3,8 млн руб.
Остаток средств нормированного страхового запаса на начало 2013 г. составил 19 029,3 млн руб.
В числе основных расходов Фонда - затраты на модернизацию здравоохранения (укрепление материально-технической базы, внедрение стандартов медпомощи и пр.), внедрение в медицину современных информационных систем, проведение диспансеризации.
Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реформе РАН быть!
Закон направлен на реформирование РАН. Он определяет правовое положение, полномочия и функции Академии, а также порядок управления ею и финансового обеспечения ее деятельности.
За РАН и ее региональными отделениями закрепляется статус федеральных государственных бюджетных учреждений. При этом со дня вступления закона в силу к ней присоединяются РАМН и Россельхозакадемия. В структуре РАН сохранены региональные научные центры.
Закон обязывает членов РАН ежегодно отчитываться о своей научной и (или) научно-технической деятельности, о научных и (или) научно-технических результатах, полученных за год.
Предусмотрено, что общее собрание членов РАН принимает рекомендации об объеме и направлениях расходования средств, закладываемых в федеральном бюджете на фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями и вузами. А Правительство РФ утверждает программу фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период.
Президент государственной академии наук (в т. ч. РАН), избранный общим собранием ее членов из числа академиков, утверждается в должности и освобождается от нее Правительством РФ.
Согласно закону действительные члены РАН, РАМН, Россельхозакадемии становятся академиками РАН. А иностранные члены этих академий могут приобрести статус иностранных членов РАН. В течение 3 лет со дня вступления закона в силу новые члены государственных академий наук не избираются.
Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН и Россельхозакадемии, переходят в ведение Федерального агентства научных организаций. Это новое ведомство, создаваемое в связи с принятием закона. Оно осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, функции и полномочия учредителя таких организаций, кроме Дальневосточного, Сибирского и Уральского отделений РАН.
Агентство с учетом предложений РАН утверждает госзадания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований организациями, переданными в его ведение. Оно также утверждает в должности руководителей этих организаций. Избираются же они коллективом организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом РАН и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указ Президента РФ от 27 сентября 2013 г. N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций"
Для реформы РАН потребуется новое ведомство.
Создается Федеральное агентство научных организаций. Это обусловлено принятием Закона о РАН, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты России.
Деятельностью Агентства руководит Правительство РФ. Последнее по согласованию с Президентом РФ назначает на должность главу нового ведомства.
Правительству РФ даны организационные поручения. Так, оно должно установить предельную численность работников центрального аппарата Агентства и его территориальных органов. Решить вопросы финансирования ведомства.
Указ действует со дня вступления в силу вышеуказанного закона.
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней"
Ученые степени кандидата наук и доктора наук присуждаются согласно новому порядку.
Обновлен порядок присуждения ученых степеней кандидата наук и доктора наук. Приведены критерии, которым должна отвечать диссертация на соискание ученых степеней.
Прописаны процедуры представления, защиты диссертаций, а также лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций. Регламентировано, как Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России рассматривает диссертации и аттестационные дела.
Так, соискатель ученой степени представляет диссертацию только на бумажном носителе на правах рукописи. Формы научного доклада и монографии исключены.
Перечислены основания для отказа в приеме диссертации к защите. Среди них - использование заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник, результатов научных работ, выполненных соискателем в соавторстве, без ссылок на соавторов.
Уделено внимание размещению информации, необходимой для обеспечения порядка присуждения ученых степеней, в сети "Интернет". Данную процедуру определяет Минобрнауки России. При этом установлено требование к опубликованию полного текста диссертации, сведений об оппонентах и их отзывов на диссертацию и др.
Срок давности для рассмотрения заявлений о лишении ученой степени увеличен с 3 до 10 лет.
Отдельно прописано, что к соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица с высшим образованием, подтвержденным дипломом бакалавра, если диссертационный совет принял диссертацию к рассмотрению на день вступления в силу постановления, при этом диссертация должна быть защищена не позднее 1 июля 2014 г.
Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное в 2002 г., признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 836 "Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации"
Новый порядок работы Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России.
Утверждено новое Положение о Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России (далее - Комиссия). Это связано с изменениями в системе образования, а также реформой РАН. Цель Комиссии - обеспечить государственную научную аттестацию.
Комиссия, в частности, анализирует защищенные диссертации, принимает рекомендации о выдаче разрешения на создание диссертационных советов, о присвоении ученых званий профессора или доцента, о требованиях к рецензируемым научным изданиям и правилах формирования в уведомительном порядке перечня таких изданий.
Установлено, что соискатель ученой степени приглашается на заседание Комиссии, чтобы подтвердить, что диссертация выполнена самостоятельно, уточнить содержащиеся в ней новые научные результаты и личный вклад автора в науку.
Прежний порядок работы Комиссии признан утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. N 396н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н"
ОМС: что нового?
Скорректированы Правила ОМС.
Часть изменений касается подачи заявления о выборе (замене) страховой медорганизации.
Оно может быть адресовано не только выбранному страховщику, но и иным организациям, уполномоченным субъектом Российской Федерации. В последнем случае заявление подается исключительно в случае выбора страховой медорганизации, в которой лицо было застраховано ранее.
Исключена возможность направить такое заявление через единый портал госуслуг.
Застрахованное лицо может заказать электронный полис в составе универсальной электронной карты. Для этого не позднее 5 рабочих дней после подачи заявления гражданин должен обратиться в уполномоченную региональную организацию за получением такой карты. В противном случае ему выдадут бумажный полис.
Кроме того, застрахованные лица обязаны уведомлять страховщиков об изменении не только ФИО и места жительства, но и данных документа, удостоверяющего личность. Причем при смене "прописки" полис не переоформляется (как это предусматривалось ранее), а в остальных случах это требуется.
Снижен размер штрафа за нецелевое использование медорганизацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медпомощи по ОМС. Теперь он составляет 10% от суммы указанных средств (ранее - 100%). Штраф и пени перечисляются в бюджет ТФОМС.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2013 г. Регистрационный N 30004.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Указ Президента РФ от 26 сентября 2013 г. N 732 "О призыве в октябре - декабре 2013 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"
Объявлен осенний призыв на военную службу.
С 1 октября по 31 декабря 2013 г. на военную службу призываются граждане России в возрасте от 18 до 27 лет в количестве 150 030 человек. Это касается тех, кто подлежит призыву и не находится в запасе.
Напомним, что в весенний призыв 2013 г. число новобранцев равнялось 153 200 человек.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, у которых истек срок службы по призыву, подлежат увольнению.
Указ вступает в силу с момента официального опубликования.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 259-ФЗ "Об упразднении Тацинского районного суда Ростовской области"
Усовершенствована система судов общей юрисдикции в Ростовской области.
Тацинский районный суд Ростовской области упраздняется. Относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию соседнего Белокалитвинского городского суда Ростовской области.
Данная мера обусловлена снижением служебной нагрузки в упраздняемом суде. Освобождающиеся в результате этого должности судей и работников аппарата суда передадут в районные суды Ростовской области, имеющие повышенную судебную нагрузку.
Чтобы обеспечить населению Тацинского района доступ к правосудию, в составе Белокалитвинского городского суда образуется постоянное судебное присутствие в станице Тацинской.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исключение - положения об упразднении Тацинского районного суда, передаче относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Белокалитвинского городского суда и создании в составе последнего постоянного судебного присутствия в станице Тацинской. Эти нормы вводятся в действие через 1 год после официального опубликования закона.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 262-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Расширена компетенция органов, контролирующих использование и охрану земель, по рассмотрению административных дел.
С 1 января 2013 г. вступила в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей на право аренды. Штраф для юрлиц и ИП составляет от 20 тыс. до 100 тыс. руб. Аналогичным образом наказывают за несоблюдение процедуры приобретения участков в собственность.
Вносимыми изменениями определяются органы, уполномоченные рассматривать вышеуказанные административные дела.
Это органы, осуществляющие госконтроль за использованием и охраной земель.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.