Версия от 3 августа 2013 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Ценные бумаги, фондовый рынок
Гражданское право, приватизация
Лицензирование отдельных видов деятельности
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
На подачу письменных возражений по акту налоговой проверки дали целый месяц.
Поправки направлены на совершенствование налогового администрирования.
Так, налоговые органы обязаны выдавать налогоплательщику, налоговому агенту справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в течение 5 дней, а справку об исполнении обязанности по уплате таковых - в течение 10 дней с момента поступления запроса.
Прописана и обязанность налогового органа представлять пользователям выписки из ЕГРН.
Изменение срока уплаты налога и сбора может по решению уполномоченных органов обеспечиваться залогом имущества либо поручительством. Предусмотрен еще один способ - банковская гарантия.
Кроме того, уточнено, что сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к ней, составляет менее 500 руб., то требование об уплате налога по общему правилу направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки.
Увеличен срок, в течение которого налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) направляется требование об уплате налога по результатам налоговой проверки. Он составляет 20 дней (вместо 10) с даты вступления в силу соответствующего решения.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка либо которое совершило налоговое правонарушение, сможет представить свои письменные возражения в течение месяца (а не 15 дней).
Управляющие компании закрытых ПИФов, которым передана в доверительное управление недвижимость этих фондов, ставятся на учет в налоговых органах по месту нахождения данного имущества.
Прописан порядок постановки на налоговый учет ответственного участника КГН.
Кроме того, изменения затронули положения НК РФ, посвященные НДС, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль, ЕСХН, транспортному и земельному налогам.
Внесены уточнения в КоАП РФ в части ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Поправки вступают в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23 июля 2013 г. N ММВ-7-12/247@ "Об интерактивном сервисе "Онлайн запись на прием в инспекцию"
Тех, кто подал онлайн-заявку на прием в налоговую, обслужат в первую очередь.
Закончилась пилотная эксплуатация интерактивного сервиса "Онлайн запись на прием в инспекцию" на официальном сайте ФНС России. Теперь данный ресурс работает в постоянном режиме. Утверждено Положение о нем.
Сервис позволяет записаться на прием в ИФНС в режиме онлайн с выбором услуги, даты и времени посещения инспекции.
Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю необходимо принять соглашение о правилах предоставления электронной услуги. Оно размещается на стартовой странице сервиса.
Налогоплательщики обслуживаются по онлайн-заявке в приоритетном порядке. В случае занятости инспектора прием может начаться позже выбранного времени. При этом налогоплательщика должны обслужить в течение получаса.
Записаться на прием через Интернет можно не ранее чем за 14 календарных дней. Онлайн-заявки на текущий рабочий день не принимаются.
Банковская деятельность
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков"
Банк России становится мегарегулятором финансового рынка.
ЦБ РФ передаются полномочия ФСФР России по регулированию деятельности участников финансового рынка - страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих ими компаний, специализированных депозитариев, микрофинансовых организаций, кредитных и жилищных накопительных кооперативов, организаторов торговли, актуариев, бюро кредитных историй, рейтинговых агентств.
Переходят к Банку России и функции в сфере борьбы с инсайдом. Он также будет следить за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, осуществлять надзор в сфере корпоративных отношений в АО. Кроме того, в ЦБ РФ должна предоставляться консолидированная финансовая отчетность всеми составляющими ее организациями.
ФСФР России упраздняется.
Таким образом, в руках ЦБ РФ концентрируются полномочия по регулированию, контролю и надзору во всех секторах финансового рынка. Данная мера позволит обеспечить более качественный анализ системных рисков, повысить эффективность регулирования и надзора, а также снизить административную нагрузку на субъектов рынка.
Переоформлять в связи с этим ранее выданные лицензии, разрешения, аттестаты, аккредитации и т. п. документы не потребуется.
Одновременно вводится обязанность негосударственных пенсионных фондов принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Управляющим компаниям разрешено передавать средства пенсионных резервов (средства пенсионных накоплений) в индивидуальное клиринговое обеспечение. Аналогичное послабление касается компаний, управляющих имуществом инвестиционных фондов.
Также уточняется порядок банкротства финансовых организаций. Он распространен на микрофинансовые компании.
Вводится дополнительное требование к арбитражным управляющим в делах о банкротстве клиринговых, микрофинансовых организаций и организаторов торговли. Они должны пройти специальную подготовку и сдать экзамен.
Определен размер госпошлины за предоставление лицензии торговой системы.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Валютное регулирование и валютный контроль
Приказ Минфина России от 24 апреля 2013 г. N 48н "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями"
Росфиннадзор контролирует валютные операции в соответствии с новым административным регламентом.
Утвержден новый административный регламент, в соответствии с которым Росфиннадзор контролирует валютные операции резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями.
Он отличается от предыдущего административного регламента, в частности, следующим.
Предмет контроля - соблюдение резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций (ранее исключение составляли и валютные биржи), валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Прежде - также соответствие валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Контролирующие должностные лица могут в т. ч. проходить в здания и помещения, занимаемые проверяемым, запрашивать и получать письменные объяснения. Закреплены права и обязанности проверяемого. Определено, как получить информацию об исполнении функции по контролю.
Срок исполнения функции составляет не более 253 рабочих дней.
Плановые проверки назначаются не чаще 1 раза в 3 (а не в 2) года по отношению к одному объекту.
Установлены основания, при которых срок проверки продлевается.
Проверка проводится группой инспекторов. Их должно быть не менее 2 (включая руководителя группы). Ранее этим занималась проверочная комиссия.
Закреплено, как выносится предписание об устранении выявленных нарушений и контролируется его исполнение. В прежнем регламенте эта процедура не предусматривалась. В то же время большое внимание уделялось таким вопросам, как возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, исполнение постановления по делу. В новом регламенте нет подобных положений.
Определены порядок и формы контроля за исполнением функции (прежде такого раздела не было).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июля 2013 г. Регистрационный N 29086.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"
ФСФР России уходит в Лету.
С 1 сентября 2013 г. упраздняется ФСФР России.
В связи с этим уточнены меры по защите прав вкладчиков и акционеров, установленные в 1995 г. Исключено упоминание о том, что требования к деятельности управляющих компаний Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров устанавливает федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Специализированный депозитарий обязан уведомить ЦБ РФ, а не упомянутый федеральный орган о выявленных им в ходе контроля нарушениях.
Скорректированы права Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. В частности, он может заслушивать доклады представителей ЦБ РФ о результатах проверок деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Обращаться в Банк с требованиями о принятии неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений.
Уточнен перечень документов, подаваемых российским АО для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении ему права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. От него требуется документ ЦБ РФ или иного регистрирующего органа о госрегистрации выпуска (в т. ч. дополнительного) эмиссионных ценных бумаг с указанием в нем присвоенного индивидуального государственного регистрационного номера.
Меры по государственному регулированию рынка ценных бумаг в России, установленные в 1994 г., утратили силу.
Дело в том, что в июле 2013 г. принят закон, в силу которого ЦБ РФ переданы полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В основном указ вводится в действие с 1 сентября 2013 г. Положения в отношении Правительства РФ вступают в силу со дня подписания документа.
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра"
О каких внебиржевых договорах стороны должны информировать биржу?
Если договор, заключенный не на организованных торгах, предусматривает переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, стороны должны проинформировать об этом биржу.
Информация предоставляется, если предметом договора являются следующие товары.
Это автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут. Сведения направляются, если суммарный объем производства группой лиц хозяйствующего субъекта, реализующего нефтепродукты, свыше 100 тыс. т за предшествующий год, а объем сделки не менее 60 т.
Информация также предоставляется, если предметом договора является сырая нефть, реализуемая на внутреннем рынке. В данном случае сведения направляются, если объем добычи (производства) группой лиц производителя за предшествующий год больше 1 млн т, а объем сделки не менее 1 тыс. т.
Кроме того, биржа информируется о договорах в отношении коксующегося, каменного, бурого угля и антрацита (если объем добычи за предшествующий год более 1 млн т, а объем сделки не менее 60 т), а также в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса (если объем реализации за предыдущий год более 10 тыс. т, а объем сделки свыше 60 т).
В указанных случаях сведения направляются в ходе соответствующих торгов.
Список бирж, на которые предоставляется информация, размещается в Интернете. Сведения направляются только на одну биржу. Определен перечень представляемых данных. В частности, биржа информируется о лицах, заключивших договор, об отчуждаемом товаре, его цене, базисе поставки и пр.
На основании полученных сведений биржа ведет реестр договоров. Установлено, как это происходит. Предусмотрено, как предоставляются сведения из реестра.
Регламентирован порядок взаимодействия биржи с заинтересованными исполнительными органами. Например, до 1 сентября 2013 г. уведомления о начале приема вышеперечисленных сведений направляются в ФСФР России. После - в уполномоченный федеральный орган, надзирающий за проведением организованных торгов.
Прежние правительственные акты по данному вопросу утрачивают силу.
Гражданское право, приватизация
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Приватизация объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии и тепловых сетей: особенности.
Внесены поправки в Законы о приватизации государственного и муниципального имущества, о госрегистрации прав на недвижимость, о водоснабжении и водоотведении.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Исключение - используемые по назначению объекты, обеспечивающие нужды органов соцзащиты, объекты здравоохранения, образования, культуры, транспорта и энергетики для обслуживания жителей поселения, детские оздоровительные комплексы, жилфонд и объекты его инфраструктуры.
Указанное ограничение теперь не касается случаев, когда объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем являются основными производственными фондами унитарного предприятия. Закреплены особенности приватизации такого имущества.
Перечисленные объекты можно приватизировать, если выручка предприятия от реализации товаров, оказания услуг с использованием данных объектов превышает выручку от каждого иного вида деятельности, осуществляемого согласно уставу.
Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (за исключением перечисленных) является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем 5 лет с момента приватизации. Для объектов социальной инфраструктуры для детей максимальный срок равен 10 годам.
Закреплен запрет на отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в частную собственность.
Поправки вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, за исключением некоторых положений.
Лицензирование отдельных видов деятельности
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 июня 2013 г. N 877 "Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию производства лекарственных средств для медицинского применения"
Как лицензируется производство лекарственных средств для медицинского применения?
Регламентирована процедура лицензирования производства лекарственных средств для медицинского применения.
Госуслуга оказывается Минпромторгом России, а именно Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий.
Лицензирование производства лекарств для медприменения включает в себя следующие виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности. Это производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций (получаемых методами химического либо биотехнологического синтеза, выделения из химического сырья либо из источников биологического (животного) или растительного происхождения), стерильных и нестерильных лекарственных препаратов с указанием их группы, газов медицинских с отражением лекарственной формы (жидкий либо сжатый), лекарственных средств с указанием стадии технологического процесса - упаковка (первичная и (или) вторичная).
В результате оказания госуслуги принимается решение о предоставлении/переоформлении лицензии либо об отказе в этом. Можно получить и ее заверенную копию либо дубликат.
Решение о предоставлении лицензии (об отказе в этом) принимается максимум в течение 45 рабочих дней с момента, когда в лицензирующий орган поступили надлежащим образом оформленное заявление и прилагаемые документы в полном объеме. На переоформление лицензии отведено не более 10 рабочих дней. Ее дубликат и копия выдаются в течение 3 рабочих дней с даты поступления в Минпромторг России соответствующего заявления.
В предоставлении (переоформлении) лицензии отказывается в следующих случаях. В поданных заявлении и (или) прилагаемых к нему документах имеется недостоверная или искаженная информация. В ходе проверки установлено несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.
За предоставление, переоформление лицензии, выдачу ее дубликата уплачивается госпошлина в размерах и порядке, которые установлены налоговым законодательством.
Так, за предоставление лицензии придется заплатить 6 тыс. руб.; за выдачу ее дубликата - 600 руб.
Закреплены состав, последовательность и сроки административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения. Прописаны формы контроля за исполнением регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2013 г. Регистрационный N 29164.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Распоряжение Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 1300-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна
Что предстоит сделать для развития инжиниринга и промышленного дизайна?
Разработана "дорожная карта" по развитию инжиниринга и промышленного дизайна в 2013-2018 гг.
Она определяет государственную политику в указанной сфере.
Сейчас объем внутреннего рынка инжиниринга оценивается в 1,5 трлн руб. Ожидается, что в 2018 г. он составит 2,8 трлн. руб. Должно появиться 3-5 полноценных совместных предприятий, российских и зарубежных компаний в области инжиниринга (пока таких нет). Планируется увеличить долю EPC(M)-контрактов в структуре внутреннего рынка, а также долю малого и среднего бизнеса на внутреннем рынке инжиниринга.
В частности, предполагается утвердить профессиональные и образовательные стандарты в соответствующей области, подпрограмму по развитию инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна, запустить различные пилотные проекты. Должны быть разработаны механизмы субсидирования и господдержки инжиниринговых центров, созданных на базе частных компаний.
При Минпромторге России хотят образовать совет по инжинирингу и промышленному дизайну.
Предстоит сформировать реестр оборудования, используемого в инжиниринговой деятельности, типовой регламент открытого доступа, а также базу данных малых инжиниринговых компаний.
В законодательство о налогах и социальных платежах планируется внести поправки, чтобы стимулировать развитие инжиниринга и промышленного дизайна.
Господдержку предполагается осуществлять с участием Внешэкономбанка, Российской венчурной компании, Российского фонда технологического развития, некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, ОАО "РОСНАНО".
Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 июля 2013 г. N 134-э/1 "Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021, и о внесении изменений в приказ ФСТ России от 13 ноября 2012 года N 266-э/2"
С 1 августа оптовые цены на газ увеличатся на 3%.
С 1 августа 2013 г. на 3% повышаются предельные минимальные и максимальные уровни оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами. Речь идет о реализуемом потребителям, которые впервые заключили договоры поставки газа с ее началом после 1 июля 2007 г., а также тем, кто приобретает газ сверх объемов, зафиксированных в соглашениях на 2007 г. (без учета дополнительных объемов).
Перерасчет обусловлен изменением порядка определения формулы цены газа. Была предусмотрена возможность корректировки понижающего коэффициента на следующий квартал календарного года, если в предыдущем квартале произошло значительное отклонение цен на газ, рассчитываемых по формуле, от среднегодового значения цен, определяемых исходя из средних параметров ежегодного изменения оптовых цен, устанавливаемых Правительством РФ.
Поскольку отклонение расчетных оптовых цен на газ во II квартале 2013 г. было существенно, решено изменить значение понижающего коэффициента с 1 августа 2013 г. с 0,5373 на 0,5674.
Кроме того, перерасчет обусловлен ростом ставок тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2013 г. Регистрационный N 29112.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения"
Даны методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Даны указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Они применяются при установлении тарифов на 2014 и последующие годы.
Указания, в частности, используются при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую как потребителям, так и другим теплоснабжающим организациям; на теплоноситель; горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения); на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя. Они также применяются при расчете платы за подключение к системе теплоснабжения и за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления для отдельных групп социально значимых потребителей.
Кроме того, указания используются при расчете некоторых тарифов на 2013 г.
Выделяют 4 метода, применяемых при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения. Это метод экономически обоснованных расходов (затрат). Метод индексации установленных тарифов. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала. Метод сравнения аналогов.
Установлено, как рассчитываются тарифы при каждом из указанных методов. Определены перечни материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов).
Предусмотрено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности. Это, в частности, производство теплоносителя, сбыт тепловой энергии и теплоносителя, подключение к системе теплоснабжения и др. Повторный учет одних и тех же расходов не допускается.
Приведен перечень затрат, не учитываемых при установлении цен (тарифов). Среди них - расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов.
Прежние методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала утрачивают силу с 1 января 2014 г. Также утрачивает силу порядок предварительного согласования ФСТ России решения уполномоченного регионального органа об установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2013 г. Регистрационный N 29078.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 июля 2013 г. "О размещении сведений об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, содержащихся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции размещенном на официальном интернет-портале Росалкогольрегулирования"
Розничная продажа алкогольной продукции: как внести изменения в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий?
Лицензирование производства и оборота (кроме розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложено на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Региональные органы предоставляют в Росалкогольрегулирование сведения для размещения информации об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, названной продукции.
По вопросу изменения содержащихся в реестре сведений об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, надо обращаться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Морской порт: что изменилось?
Внесены поправки в КТМ РФ, Законы о транспортной безопасности и о морских портах.
Закреплено, что под морской плавучей платформой понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр.
Введен термин "оценка охраны морского судна и портового средства". Это определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров в области охраны судов и портовых средств.
Под определение "транспортные средства" теперь не подпадают маломерные, прогулочные, спортивные парусные и несамоходные суда.
Уточнено, что оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку его охраны, а оценка уязвимости терминала, акватории порта - оценку охраны соответствующего портового средства.
Пересмотрено определение подходов к морскому порту. Прописано, что они устанавливаются федеральным органом власти в области транспорта.
Обязательное требование к капитану порта - наличие высшего образования в области морского судовождения и не менее 2 лет стажа плавания в должности капитана морского судна валовой вместимостью 3 тысячи и более.
Обновлена статья об администрации порта. Она создается в отношении 2 и более портов в форме ФГБУ и отвечает за организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности капитанов портов, а также оказывает ряд услуг в морском порту пользователям.
Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним должны содержать определенные сведения. Из их числа исключены сигналы, регулирующие заход судов в порты и выход из них, о приливах, отливах и уровнях воды, об ожидаемых штормах и сильных ветрах.
Закреплено, что если в границах акватории порта или на подходах к нему сформированы рыбопромысловые участки, то обязательные постановления в морском порту согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2013 г. N 621 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"
ПДД: максимально допустимая скорость на некоторых участках дорог может вырасти до 130 км/ч.
Скорректированы правила дорожного движения.
Собственникам и владельцам автодорог разрешили повышать на участках этих трасс максимально допустимую скорость езды для отдельных видов транспорта, если это не угрожает безопасности движения. Такое повышение возможно до 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1 "Автомагистраль", и до 110 км/ч - где установлен знак 5.3 "Дорога для автомобилей". Ранее существовал предел в 110 км/ч и 90 км/ч соответственно.
Введен новый знак дополнительной информации (табличка) "Работает эвакуатор". Он указывает, что в зоне действия знаков, запрещающих стоянку и остановку, производится задержание транспортных средств.
Также появился знак "Конец полосы для маршрутных транспортных средств".
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций"
Фиктивное и преднамеренное банкротство: поводов для возбуждения дела стало больше.
Предусмотрены новые основания для возбуждения дел об административных правонарушениях. Речь идет о следующих составах. Это фиктивное и преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, а также управление организацией дисквалифицированным лицом.
Теперь возбудить дело могут по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по нему, а также по заявлениям органов управления должника-организации и СРО арбитражных управляющих.
Кроме того, поводами для возбуждения дел являются обращения граждан, организаций, а также сообщения СМИ. Как и прежде, административное производство начинается при наличии достаточных данных Росреестра, указывающих на правонарушение, а также при поступлении соответствующих материалов из правоохранительных и иных органов.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости"
Уточнены процедуры регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета.
Уточнен порядок госрегистрации прав на недвижимость, а также кадастрового учета объектов (в т. ч. порядок предоставления сведений из ЕГРП и госкадастра).
В частности, предусмотрена возможность ведения ЕГРП в электронном виде.
Облегчен порядок представления документов на регистрацию.
Так, документы можно подать посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. При этом используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Кроме того, не нужно прилагать квитанцию об оплате госпошлины, если сведения о внесении соответствующей суммы содержатся в госинформсистеме о государственных и муниципальных платежах. Напомним, что последняя действует с 1 января 2013 г.
В целях исключения дублирования информации в ЕГРП и госкадастре предусмотрено следующее. Если объект учтен в госкадастре недвижимости, то в подраздел I ЕГРП вносится только его кадастровый номер.
Упрощена процедура регистрации вновь созданных объектов. В частности, определен четкий перечень представляемых документов.
Конкретизировано понятие технической ошибки.
Предусмотрено, что по выбору заявителя свидетельство о регистрации права выдается в бумажном или электронном виде. Сведения из ЕГРП, предоставляют бюджетные учреждения, подведомственные федеральному органу в области госрегистрации.
Значительные поправки внесены в Закон о госкадастре.
В частности, уточнены отдельные кадастровые процедуры, перечень сведений госкадастра, требования к представляемым документам и пр.
Предусмотрено, что на основании данных ЕГРП и кадастра недвижимости ведется (с1 января 2013 г.) Единый госреестр недвижимости.
Закон вступает в силу с 1 октября 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Долевое строительство: уточнены полномочия федерального и региональных органов власти.
Уточнены полномочия федерального и региональных госорганов в области долевого строительства многоквартирных домов и недвижимости.
Напомним, что госрегулирование в данной сфере осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Контроль и надзор - орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ведется строительство.
Предусмотрено, что уполномоченный орган координирует деятельность федеральных госорганов по вопросам реализации госполитики в сфере долевого строительства. Он же устанавливает критерии отнесения дольщиков, чьи права были нарушены, к числу пострадавших и правила ведения контролирующим органом реестра таких лиц.
Дольщиков признают пострадавшими (в соответствии с критериями) контролирующие органы. Они же ведут реестр таких лиц.
Закон вступает в силу с момента официального опубликования.
Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 июля 2013 г. N 269/ГС "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2013 года"
Какова средняя рыночная стоимость жилья для расчета соцвыплат в III квартале?
Установлена средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения по регионам на III квартал 2013 г. Она применяется для расчета соцвыплат, предоставляемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья.
Самый высокий показатель зафиксирован в г. Москве (90 400 руб.), наименьший - в Карачаево-Черкесской Республике (21 553,05 руб.).
Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации на второе полугодие 2013 г. составляет 34 350 руб.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы"
Не всем, кто имеет или имел судимость за определенные преступления, запрещено работать с детьми!
Проверена конституционность норм, по сути, запрещающих работать с несовершеннолетними некоторым лицам.
Речь идет о тех гражданах, которые имеют или имели судимость за некоторые преступления (против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности и т. д.), подвергались или подвергаются уголовному преследованию.
Им запрещено работать в сфере образования; воспитания; развития несовершеннолетних; организации их отдыха и оздоровления; медобеспечения; соцзащиты и соцобслуживания; детско-юношеского спорта; культуры и искусства с участием детей.
КС РФ признал эти нормы неконституционными сразу в нескольких аспектах.
Первое. Они закрепляют безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профдеятельностью в перечисленных сферах.
Соответственно, предполагается безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно тех, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных преступлений, указанных в данных нормах, кроме тяжких и особо тяжких, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
При этом не указано, что нужно учитывать вид и степень тяжести преступления; срок, прошедший с момента совершения; а также иные факторы, позволяющие определить, опасно или нет лицо для несовершеннолетних.
Второе. Предусматривается обязательное и безусловное увольнение в этих сферах работника, который преследуется за указанные преступления, еще до того, как уголовное дело разрешено по существу или производство по нему завершено.
Третье. На практике допускаются случаи, когда подобные неблагоприятные последствия из-за совершенного лицом наступают и тогда, когда само деяние уже не признается преступлением на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении.
Этим несоразмерно ограничивается право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушается баланс конституционно значимых ценностей.
Законодатель должен принять поправки, в т. ч. установить перечень видов преступлений, сам факт совершения которых (независимо от каких-либо обстоятельств) дает основание утверждать, что лицо безусловно опасно для несовершеннолетних.
Кроме того, законодателю рекомендовано установить порядок временного отстранения от работы лица, в отношении которого уголовное дело еще не разрешено по существу (производство не прекращено).
Даны рекомендации, которые должны учитываться до того, как будут внесены изменения.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
ФСС России может запрашивать в банках сведения об остатках денежных средств на счетах страхователя.
Внесены поправки в Закон об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В законе перечислены случаи, когда территориальный орган ФСС России назначает и выплачивает застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком. Среди них - страхователь не может выплатить пособия в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований.
Страховщику - ФСС России предоставлено право запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных средств и недостаточности таковых на счетах страхователя для удовлетворения всех предъявленных требований, если последний не представил такую информацию в территориальный орган страховщика.
Если денег на счетах страхователя не хватает для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, территориальный орган ФСС России будет принимать решение об отказе в выделении ему необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии"
Что сохранит археологическое наследие России, предотвратит незаконный оборот археологических предметов?
Поправки призваны усовершенствовать нормативно-правовую базу об археологическом наследии России.
Изменения касаются законов, посвященных вывозу и ввозу культурных ценностей, объектам культурного наследия народов России, а также ГК РФ, УК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.
В частности, уточнено определение объекта археологического наследия. Это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Приведены понятия "археологический предмет" и "культурный слой".
В единый госреестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России включаются объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее 100 лет.
Закреплен порядок проведения археологических полевых работ. Так, право на их выполнение подтверждает разрешение (открытый лист), выдаваемое не более чем на год гражданам России (соответствующим определенным требованиям) федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения РАН.
Закреплены следующие виды указанных работ: археологические разведки, археологические раскопки и археологические наблюдения. Отдельно выделены спасательные археологические полевые работы.
Особое внимание уделено использованию специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов.
Кроме того, введена уголовная ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания, за уклонение от обязательной передачи государству особо ценных культурных ценностей.
Административная ответственность установлена за незаконный оборот археологических предметов.
Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2013 г. N 338 "Об утверждении Порядка и условий аккредитации образовательных организаций высшего образования, осуществляющих проведение единого квалификационного экзамена"
Как вузу получить аккредитацию для проведения единого квалификационного экзамена на эксперта СРО оценщиков?
Чтобы получить статус эксперта СРО оценщиков, нужно сдать единый квалификационный экзамен. Функции по его проведению были переданы от аттестационной комиссии Национального совета по оценочной деятельности вузам, аккредитованным в Росреестре. Прописаны условия и порядок их аккредитации.
Для получения аккредитации вуз, во-первых, должен иметь лицензию на образовательную деятельность по направлению подготовки "Экономика" или "Менеджмент" (в том числе в каждом филиале, где будет проходить экзамен). Во-вторых, в течение 3 лет, предшествующих обращению за аккредитаций, вуз должен подготовить не менее 150 специалистов в сфере оценочной деятельности (по программам специалитета, магистратуры, профпереподготовки). Кроме того, необходимо иметь оборудованные помещения, технические и программные средства для проведения экзамена и формирования индивидуального теста. Также интернет-сайт вуза должен включать раздел о проведении экзамена.
Определен перечень документов, представляемых вузом в Росреестр для получения аккредитации. Их подают лично или по почте. Также необходимо уплатить госпошлину. Решение об аккредитации принимается в течение 15 рабочих дней.
Аккредитация дается на 3 года. Прописан порядок замены документа об аккредитации и выдачи его дубликата.
Вузы обязаны сообщать Росреестру об изменении почтового и электронного адресов, контактного телефона, адреса официального интернет-сайта.
В случае приостановления действия лицензии на образовательную деятельность по вышеуказанным направлениям подготовки аккредитация также приостанавливается. В этот период вуз не вправе проводить экзамен. О приостановлении лицензии он обязан уведомить Росреестр.
Прекращение лицензии является основанием для прекращения аккредитации. Кроме того, аккредитации могут лишить, если вуз перестал соответствовать условиям аккредитации.
Перечень аккредитованных вузов можно найти на сайте Росреестра.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 июля 2013 г. Регистрационный N 29143.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 июня 2013 г. N 443 "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное"
Отличная успеваемость дает шанс перейти с платного обучения на бесплатное.
Прописаны случаи и порядок перехода студентов ссузов и вузов с платного обучения на бесплатное. Отметим, что ранее данный вопрос регулировался самими образовательными организациями (в уставе). Новые правила вводятся с 1 сентября 2013 г., когда вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании.
Итак, такой переход возможен при наличии свободных бюджетных мест по соответствующим им направлению подготовке, форме обучения на соответствующем курсе. Число указанных мест определяется образовательной организацией по окончании семестра и доводится до студентов.
Право на переход имеют следующие лица: отличники (сдали на "5" экзамены за 2 предыдущих семестра); дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей (лица из их числа); студенты до 20 лет, имеющие только 1 родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже регионального прожиточного минимума; те, кто потерял во время учебы одного или обоих родителей.
Обязательное условие для перехода - отсутствие академической задолженности, дисциплинарных взысканий, долгов по оплате обучения.
Решение о переходе принимает специально создаваемая комиссия. При этом учитывается мнение представителя студенческого совета. Определен перечень документов, представляемых студентом для перехода. Сроки подачи заявлений на переход с платного обучения на бесплатное определяет сама образовательная организация и доводит их до студентов.
При наличии нескольких кандидатов на 1 вакантное бюджетное место приоритет отдается в первую очередь отличникам, затем - сиротам и студентам, имеющим только 1 родителя - инвалида I группы, потом - остальным.
Если за вакантное бюджетное место конкурируют отличники, его получает студент, имеющий особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации. При наличии нескольких кандидатов одной очереди других категорий предпочтение сначала отдают студентам с лучшей успеваемостью, а потом - имеющим вышеперечисленные достижения.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июля 2013 г. Регистрационный N 29107.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в статью 83 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
О приостановке сроков давности при отсрочке отбывания наказания и участии потерпевших в заседаниях по УДО.
Внесены поправки в УК и УПК РФ.
Если осужденному предоставлена отсрочка отбывания наказания, то течение сроков давности приостанавливается. Оно возобновляется с момента окончания отсрочки (за исключением некоторых случаев) либо ее отмены.
При рассмотрении вопросов о замене неотбытой части наказания более мягким его видом и об УДО в судебном заседании вправе также участвовать потерпевший, его законный представитель и (или) представитель.
Они должны быть извещены о дате, времени и месте заседания, а также о возможности их участия в нем путем использования систем видеоконференц-связи не позднее 14 суток до дня заседания.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Увеличены сроки погашения судимости по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Изменены сроки погашения судимости.
Ранее в отношении осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления она погашалась по истечении 6 лет после отбытия наказания, за особо тяжкие - 8.
Поправками данные сроки увеличиваются на 2 года (до 8 и 10 лет соответственно).
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства"
УПК РФ: новшества в апелляционном производстве.
Изменения направлены на совершенствование апелляционного производства.
В частности, уточнено, что в рамках апелляционного производства может быть отменен обвинительный приговор, постановленный на основании вердикта присяжных заседателей, если он ему противоречит. В этом случае уголовное дело передается на новое рассмотрение в суд, постановивший приговор, но иным составом суда.
Дела с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда теперь рассматриваются единолично судьями верховного суда республики, судов иных регионов, окружного (флотского) военного суда.
Кроме того, урегулированы вопросы о выделении уголовного дела в отдельное производство в ходе предварительного слушания. Суд вправе принять такое решение и направить дело по подсудности, если раздельное рассмотрение дел не отразится на всесторонности и объективности их разрешения. В противном случае дело о всех деяниях рассматривается вышестоящим судом.
Скорректированы нормы, касающиеся апелляционных, кассационных жалоб и представлений прокурора на судебные решения, постановленные до 1 января 2013 г., а также пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу до 1 января 2013 г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2013 г.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вводится административная ответственность еще за ряд нарушений.
Изменения вносятся, в частности, в КоАП РФ, в Законы о товарных биржах, о рынке ценных бумаг.
Согласно поправкам стороны внебиржевых сделок с биржевым товаром должны представлять товарной бирже сведения о таких сделках в случаях, в порядке, в объеме и сроки, определенные Правительством РФ.
Устанавливается административная ответственность за непредоставление стороной договора, заключенного не на организованных торгах, информации о нем.
Часть изменений обусловлена тем, что с 1 сентября 2013 г. Банку России от ФСФР России передаются полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
К исключительной компетенции судей отнесены дела о нарушении туроператором порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности. Ранее они рассматривались ФСФР России. Должностные лица Ростуризма уполномочены составлять протоколы об этих правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение страхового законодательства увеличивается до 1 года. Устанавливаются административные штрафы за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены указанным законодательством. Для должностных лиц - 20 тыс.-30 тыс. руб. Для организаций - 100 тыс.-200 тыс. руб.
Вводятся требования к организации, осуществляющей страхование ответственности застройщика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по передаче жилого помещения. Собственные средства - не менее 400 млн руб., в т. ч. уставный капитал - не менее 120 млн руб. Необходимо, чтобы организация занималась страховой деятельностью не менее 5 лет. Нужно соблюдать требования финансовой устойчивости на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев. Не должно быть оснований для применения мер по предупреждению банкротства, а также решений о назначении временной администрации, о введении одной из процедур банкротства.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. А отдельные его положения, в т. ч. поправки к КоАП РФ - с 1 сентября 2013 г.