Версия от 18 августа 2012 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Интеллектуальные права
Антимонопольное законодательство
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Сельское хозяйство
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июня 2012 г. N 03-03-10/66
Реконструкция основного средства: что следует учитывать?
Налогоплательщик может увеличить срок полезного использования объекта основных средств после ввода его в эксплуатацию. Это возможно, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта увеличился срок его полезного использования.
Вместе с тем увеличить соответствующий срок можно лишь в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включен объект.
При реконструкции основного объекта (в т. ч. полностью самортизированного в налоговом учете) его первоначальная стоимость возрастает.
Разъяснено, что расходы на капвложения при проведении реконструкции основного средства следует амортизировать по тем нормам амортизации, которые были определены при введении объекта в эксплуатацию.
Банковская деятельность
Информация Банка России от 10 августа 2012 г.
Ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям ЦБР оставили без изменений.
Сообщается, что 10 августа 2012 г. Совет директоров Банка России решил не менять ставку рефинансирования (8%) и процентные ставки по операциям ЦБР.
Решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста. При этом учтены сохраняющаяся неопределенность развития внешнеэкономической ситуации, а также наблюдаемое ужесточения денежно-кредитных условий в экономике.
Следующее заседание по вопросам денежно-кредитной политики планируется провести в 1 половине сентября 2012 г.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 31 мая 2012 г. N 12-34/пз-н "Об утверждении Порядка расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда"
Расчет величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ: правила.
Утвержден Порядок расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ.
Расчет предоставляется фондами, которые не занимаются пенсионным обеспечением и страхованием (соискатели лицензии), и теми, кто осуществляет данную деятельность (лицензиаты).
Соискатель должен подтвердить наличие совокупного вклада учредителей (вклада учредителя). Для этого предоставляются копии платежных поручений либо справки банка, подтверждающие внесение денежных средств на расчетный счет, а также бухбаланс фонда.
Величина оценки определяется как разница между стоимостью активов и суммой пассивов. Они - на дату расчета на основании данных бухучета.
Стоимость активов и пассивов, которые в соответствии с бухучетом относятся к пенсионным резервам и накоплениям, к расчету не принимается.
Соискатели представляют расчет с приложением копий документов, подтверждающих наличие включенного в него имущества (соответствующих договоров и допсоглашений к ним, справок или платежных поручений банка, оценочных материалов и т. п.). Они заверяются лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, и оттиском печати фонда.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2012 г. Регистрационный N 25123.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Приказ Федеральной таможенной службы от 20 июля 2012 г. N 1470 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров"
Подавая декларацию на товары в электронном виде, представлять паспорт сделки не надо.
ФТС России вправе дополнительно сократить перечень документов, подаваемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от его формы (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц.
На основании этого не нужно представлять паспорт сделки (ПС), подавая декларацию на товары в электронной форме. Но в самом документе следует указать его номер.
Таможенные органы проверяют достоверность заявляемых в декларациях сведений о ПС с использованием центральной базы данных валютного контроля.
Приказ от 2011 г. о непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров, помещаемых под процедуры экспорта и временного вывоза, признан утратившим силу.
Приказ вступает в силу с 30 сентября 2012 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2012 г. Регистрационный N 25120.
Приказ Федеральной таможенной службы от 18 апреля 2012 г. N 760 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
Предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС выдается в соответствии с новым регламентом.
Регламентировано, как ФТС России и определяемые ею таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС.
Речь идет о госуслуге, связанной с классификацией товара (присвоением ему классификационного кода на уровне десятизначного кодового обозначения), изменением, отзывом и прекращением действия предварительного решения.
Результат предоставления госуслуги - предварительное решение по классификации товара, оформленное на бумажном бланке или в электронном виде. Оно действует в течение 3 лет с момента принятия (если не изменено, не отозвано или его действие не прекращено).
На оказание госуслуги отведено по общему правилу 90 календарных дней с даты регистрации соответствующего заявления. Последнее вместе с рядом документов можно подать в письменном или электронном виде. Приведены требования к оформлению.
Перечислены основания для отказа в приеме документов, а также приостановления госуслуги.
Заявление о принятии предварительного решения отклоняется в следующих случаях. Обратившийся на основании повторного уведомления таможенного органа о дополнительной информации подал противоречивые или неполные данные о товаре, недостаточные для определения классификационного кода. Не представлены дополнительные сведения о товаре в срок, указанный в уведомлении ФТС России (уполномоченного таможенного органа), направленном заявителю.
Госуслуга предоставляется бесплатно.
Кроме того, установлены состав, последовательность и сроки административных процедур по принятию предварительных решений, требования к порядку их выполнения. Закреплены порядок и формы контроля за предоставлением госуслуги. Уделено внимание досудебному (внесудебному) порядку обжалования соответствующих решений и действий.
Ранее действовавший регламент 2010 г. признан утратившим силу.
Приказ вводится в действие по истечении 30 дней после официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2012 г. Регистрационный N 25108.
Интеллектуальные права
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2012 г. N ВАС-6422/12
Объекты интеллектуальной собственности: предоставление правовой охраны товарному знаку.
Общество обратилось в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим отдельного пункта Административного регламента исполнения Роспатентом государственной функции по ведению реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности. Он утвержден приказом Минобрнауки России.
Общество ссылается на то, что у Минобрнауки России не было полномочий по принятию оспариваемого акта. Кроме того, приказ не соответствует ГК РФ.
ВАС РФ полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На момент утверждения оспариваемого административного регламента Минобрнауки России координировало и контролировало деятельность находящегося в его ведении Роспатента.
Минобрнауки России самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, в т. ч. в области деятельности подведомственных ему федеральных служб и агентств.
Таким образом, административный регламент был принят уполномоченным органом в рамках его компетенции.
Довод общества о несоответствии приказа Минобрнауки России ГК РФ, поскольку его функции по правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности были переданы Роспатенту, отклонен.
Передача функций от одного государственного органа другому не означает, что новый госорган должен принять нормативные правовые акты по вопросам, которые уже урегулированы ранее.
В обоснование нарушения своих прав заявитель ссылается на то, что решение Роспатента, которым было отказано в удовлетворении возражения общества против предоставления правовой охраны товарному знаку, было принято на основании положений оспариваемого административного регламента.
Однако административный регламент, в т. ч. оспариваемый пункт, не регулирует порядок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Учитывая изложенное, оспариваемым актом и его отдельными положениями права и законные интересы заявителя не нарушены.
Антимонопольное законодательство
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией"
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке: новый порядок.
Утвержден новый административный регламент, регулирующий порядок исполнения ФАС России одной из госфункций. Речь идет об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
Это обусловлено пересмотром Правительством РФ правил разработки и утверждения административных регламентов.
При рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, и при проведении госконтроля за экономической концентрацией срок исполнения госфункции составляет 3 месяца.
Если разбирается дело о нарушении антимонопольного законодательства, то указанный срок составляет 9 месяцев.
Критерии признания доминирующего положения на рынке содержатся в Законе о защите конкуренции.
Антимонопольный орган вправе запрашивать у органов, физических и юридических лиц документы, сведения и пояснения, необходимые для анализа состояния конкуренции. При этом должны соблюдаться требования об охраняемой законом тайне.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждается по решению руководителя органа. Оно рассматривается специальной комиссией.
На заседании комиссия заслушивает доводы заинтересованных сторон, рассматривает представленные хозяйствующим субъектом доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим. Назначаются экспертизы, проводятся опросы.
Решение комиссии размещается на официальном сайте ФАС России.
Закреплено, как можно обжаловать исполнение госфункции.
Прежний административный регламент утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 августа 2012 г. Регистрационный N 25157.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Теплоснабжение: процесс организации.
Установлено, как в нашей стране организуется теплоснабжение.
Определен порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации. Решение об этом принимается федеральным органом исполнительной власти (в отношении городов с населением от 500 тыс. человек) или муниципалитетом при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Регламентирована процедура заключения договора теплоснабжения. В нем прописываются объем поставляемой теплоэнергии (носителя), режим ее потребления, тепловая нагрузка соответствующих установок, параметры качества теплоснабжения, порядок расчетов, ответственность сторон и пр.
Если режим потребления нарушается, то к тарифам применяются повышающие коэффициенты. Иное может устанавливаться в отношении граждан и кооперативов, управляющих многоквартирными домами (ТСЖ и пр.).
Если потребитель не имеет задолженности по договору с единой теплоснабжающей организацией, он может отказаться от его исполнения и заключить новое соглашение с иным владельцем источника теплоэнергии на весь объем потребления или его часть. При этом не должна снижаться надежность теплоснабжения для других потребителей.
Потребитель вправе не менее чем за 90 дней до окончания срока действия договора направить заявку на изменение объема потребления. Порядок его пересмотра устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Договор теплоснабжения, подписанный на определенный срок, считается продленным на тот же период и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о его заключении на иных условиях.
Закреплены особенности заключения договора теплоснабжения в случае, когда помещения, находящиеся в 1 здании, принадлежат 2 и более лицам или используются ими, договоров поставки теплоэнергии (мощности, носителя) и оказания услуг по ее передаче, соглашения об управлении системой теплоснабжения.
Установлены правила ограничения и прекращения подачи теплоэнергии. Такое возможно, если, к примеру, выявлены факты бездоговорного потребления, возникла аварийная ситуация (ее угроза) либо используются небезопасные теплопотребляющие установки или не производится оплата.
Урегулирован порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
Скорректирован ряд правительственных актов.
Сельское хозяйство
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
Поставлена задача сделать сельскохозяйственную отрасль страны конкурентоспособной!
Утверждена Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Главные ее цели - обеспечить продовольственную независимость России и повысить конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны в ВТО.
Госпрограмма предусматривает комплексное развитие всех отраслей, подотраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса. При этом в приоритете такие направления, как скотоводство (производство молока и мяса); мелиорация земель сельхозназначения; введение в оборот неиспользуемой пашни; развитие импортозамещающих подотраслей (включая овощеводство и плодоводство); наращивание экспорта сельхозпродукции по мере насыщения ею внутреннего рынка.
Предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 4,5%, создать условия для достижения уровня рентабельности не менее 10-15% (с учетом субсидий). Это позволит увеличить среднемесячную зарплату в отрасли до 22,5 тыс. руб.
Запланировано дальнейшее продолжение и расширение поддержки малого предпринимательства (помощь начинающим фермерам, развитие семейных животноводческих ферм, господдержка кредитования малых форм хозяйствования, оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств).
Предусмотрены меры по технической и технологической модернизации отрасли: обновление парка сельхозтехники; расширение применения биосредств защиты растений, микробиологических удобрений, ветеринарных препаратов. Запланировано проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных.
Непременными условиями развития сельского хозяйства являются сохранение и привлечение новых трудовых ресурсов. Для этого предусмотрено строительство нового жилья (в том числе для молодых семей и специалистов) и объектов социально-инженерной инфраструктуры села.
Особое внимание уделено мерам по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО. В частности, будет продлено действие ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей. Не станут ограничивать субсидии в регионах, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства. Планируется закупать для госнужд (например, для армии или в госрезерв) только российское продовольствие.
На реализацию Госпрограммы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн руб. Еще примерно 777,5 млрд руб. выделят регионы.
Транспорт и связь
Приказ Минтранса РФ от 9 июля 2012 г. N 218 "О внесении изменений в Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 179"
Автоперевозка опасных грузов: спецразрешение выдают по уточненным правилам.
Уточнен порядок получения спецразрешения на движение по автодорогам транспортного средства, перевозящего опасные грузы.
Максимальный срок, на который выдается такой документ, увеличен с 6 месяцев до 1 года.
Если маршрут проходит по федеральным дорогам (их участкам) или по территории 2 и более регионов, то заявление на получение разрешения подается в управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора по месту госрегистрации перевозчика или нахождения его филиала (представительства).
К заявлению больше не нужно прилагать аварийную карточку системы информации об опасности груза.
Обновлены формы спецразрешения и заявления на его получение.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2012 г. Регистрационный N 25105.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2012 г. N 42 "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством"
Поручительство вполне возможно и по просроченному обязательству.
Разъяснены отдельные вопросы, связанные с поручительством.
Разобрано как применение общих правил (относительно заключения договора поручительства, его прекращения, ответственности и т. д.), так и особенности поручительства по облигациям, а также тонкости, которые должны учитываться при рассмотрении дел о банкротстве.
В частности, указывается, что поручительством могут обеспечиваться и обязательства, которые возникнут в будущем, а так же те, которые возникают из сделок, совершенных под отменительным или отлагательным условием.
Заключить договор поручительства можно и тогда, когда срок исполнения основного обязательства уже наступил.
Также вполне допустим вариант заключения самого договора поручительства под условием (например, при условии совершения должником иных обеспечительных сделок).
Рассмотрены некоторые моменты, связанные с применением процессуальных норм, в частности, правил о подсудности (включая ситуации, когда ее пытаются недобросовестно изменить).
Обязательства самого поручителя (перед кредитором) могут также обеспечиваться неустойкой, которую он в случае ее уплаты не вправе впоследствии потребовать с должника.
Расторжение договора о выдаче поручительства не влечет недействительность или незаключенность соглашения о поручительстве либо его прекращение.
Отдельно разобраны особенности, связанные с поручительством по неденежным обязательствам.
Приведены правила, которые должны учитываться в отношении поручительства при изменении основного обязательства (увеличение сроков исполнения последнего, повышения процентов и т. п.).
Согласие поручителя отвечать за нового должника должно быть явным а также содержать критерии, позволяющие определенно установить круг лиц, при переводе долга на которых поручительство сохраняет силу.
Такое согласие не требуется, если речь идет о реорганизации должника. Прекращение основного обязательства из-за исключения должника из ЕГРЮЛ не влечет прекращение поручительства, если кредитор успел до этого момента совершить необходимые действия (в частности, предъявить иск).
Реорганизация поручителя - не основание, чтобы требовать от него досрочно исполнить обязательства.
Приказ Минфина РФ от 18 июля 2012 г. N 106н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации"
В России вводятся обновленные международные стандарты финансовой отчетности.
На территории России вводятся в действие обновленные международные стандарты финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам" и (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия".
Вместо МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" теперь применяются самостоятельные стандарты (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность" и (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность". С момента вступления в силу последнего прекращает действовать Разъяснение ПКР (SIC) 12 "Консолидация предприятия специального назначения".
При этом для кредитных и страховых организаций сфера применения стандарта (IFRS) 10 актуальна не в полном объеме.
МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве" и Разъяснение ПКР (SIC) 13 "Совместно контролируемые предприятия - немонетарные вклады участников совместного предпринимательства" уступили место стандарту (IFRS) 11 "Совместная деятельность".
Кроме того, в нашей стране признаны стандарты (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях" и (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости", а также документ МСФО "Представление статей прочего совокупного дохода (поправки к стандарту (IAS) 1)".
Перечисленные документы вступают в силу для добровольного применения организациями со дня официального опубликования, а для обязательного использования - в сроки, определенные в них.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2012 г. Регистрационный N 25095.
Бюджетная система
Письмо Минфина РФ и Федерального казначейства от 10 августа 2012 г. N 02-03-09/3124/42-7.4-05/5.1-454
Ликвидация, реорганизация и изменение типа бюджетных и автономных учреждений: срыва финансирования быть не должно.
Разъяснен порядок отражения на лицевых счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений операций, связанных с их ликвидацией, реорганизацией или изменением типа.
Лицевые счета, открытые до этого учреждениям в органах Федерального казначейства, закрываются. Вместо них там же открываются новые (при условии представления необходимых документов). Показатели со старых счетов на новые передаются по актам приемки-передачи (формы 0509018, 0509019). Приведены особенности их составления.
Неиспользованные остатки средств перечисляются на вновь открываемые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения на основании платежного (расчетного) документа, представленного учреждением в орган Казначейства. Если эта операция совершается в рамках одного и того же счета по учету средств учреждений, направлять платежные документы в учреждение ЦБР по месту открытия счета региональному управлению Казначейства не требуется.
Остатки целевых субсидий перечисляются с учетом следующего. На вновь открытом счете (лицевом счете принимающего учреждения) их учитывают без права расходования. Оно становится возможным только после представления учреждением в орган Казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями (форма 0501016), утвержденных учредителем. Если изменился лишь тип учреждения, а учредитель остался прежним, можно подать ранее утвержденные данные. При этом ответственность за их достоверность несет руководитель учреждения.
Разъяснено, какие документы необходимо составить (и куда их представить) при реорганизации.
В случае изменения подведомственности учреждения закрывать или переоформлять лицевые счета не надо. При этом в орган Казначейства учреждение представляет ряд дополнительных документов. Учредителям (прежнему и новому) направляется промежуточная бухотчетность на дату переподчинения. Приведен перечень мероприятий, осуществляемых прежним и новым учредителями.
При изменении типа учреждения на казенное показатели, отраженные на закрываемых лицевых счетах, на вновь открытые счета не передаются. Неиспользованные остатки средств перечисляются в федеральный бюджет.
Особое внимание обращено на соблюдение сроков завершения реорганизационных мероприятий, установленных Правительством РФ. Чтобы не допустить срыва финансирования учреждений, Минфин России и Федеральное казначейство считают возможным применять ранее действовавшие документы, принятые учредителями (до приведения их в соответствие с измененными учредительными документами, но не позднее 1 января 2013 г.). Дан перечень актов и документов, куда при необходимости следует внести изменения.
Приведенный порядок ликвидации, реорганизации и изменения типа применяется также в отношении региональных и муниципальных учреждений (с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и муниципальных образований).
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Приказ Минтруда России N 50 от 9 августа 2012 г. "Об официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сети Интернет"
О деятельности Минтруда России можно будет узнать, зайдя на его официальный сайт.
С целью информирования граждан и организаций о деятельности Минтруда России утвержден официальный сайт Министерства www.rosmintrud.ru.
Департаменту комплексного анализа и прогнозирования поручено подготовить положение о сайте и регламент его информационного наполнения. Срок - до 1 ноября 2012 г.
Указанный Департамент также отвечает за информационное наполнение сайта и его развитие.
Техническое сопровождение сайта должен обеспечить Департамент управления делами.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Решение Конституционного суда РФ от 17 июля 2012 г. "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"
Появился новый обзор судебной практики КС РФ за 1-й квартал 2012 года.
Обзор Постановлений и Определений Конституционного Суда РФ за 1-й квартал 2012 года включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте КС РФ.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений и Определений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.