Налоги и сборы, бухгалтерский учет Банковская деятельность Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Гражданское право, приватизация Тарифы и цены Промышленность, топливно-энергетический комплекс Строительство, градостроительство и архитектура Транспорт и связь Иные вопросы хозяйственной деятельности Основы государственно-правового устройства Выборы, избирательная система, референдум Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Административные правонарушения, административная ответственность Налоги и сборы, бухгалтерский учет Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе" Инвестиционное товарищество: решены вопросы налогообложения. В законодательство вносятся поправки, обусловленные введением нового способа организации коллективных инвестиций без образования юридического лица - договора инвестиционного товарищества. Ими регулируются вопросы налогообложения. Каждый участник самостоятельно уплачивает налог на прибыль или НДФЛ. Установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества. Предусмотрена возможность переноса убытков от такой деятельности на будущие периоды. НДС исчисляется и вносится в том же порядке, что и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества. То же самое касается и определения базы по налогу на имущество организаций. Вносимые участниками в качестве вклада в инвестиционное товарищество имущество и права не облагаются налогом на прибыль. Таким образом, для данной организационно-правовой формы ведения деятельности характерно отсутствие двойного налогообложения. В налоговый орган представляется копия договора инвестиционного товарищества (за исключением инвестиционной декларации), а также расчет финансового результата деятельности. По операциям товарищества ведется отдельный налоговый учет. Регламентированы вопросы принудительного взыскания налогов, представления отчетности, проведения налоговых проверок. Также урегулирован вопрос обращения взыскания на имущество должника-участника такого товарищества. Закрепляется, что при выделе его доли из общего имущества по требованию кредитора взыскание не может обращаться на денежные средства, составляющие доли иных участников и находящиеся на счете инвестиционного товарищества. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений. Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Акцизы на табак и алкоголь к 2014 г. вырастут в разы. Скорректированы НК РФ и некоторые законодательные акты. Поправки, в частности, касаются ставок акцизов на 2012-2014 гг. В 2011 г. акциз на сигареты с фильтром/на сигареты без фильтра и папиросы составляет 280/250 руб. за 1 000 шт. + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 360/310 руб. за 1 000 шт. В дальнейшем предусматривались одинаковые ставки. В 2012 г. это 360 руб. за 1 000 шт. + 7,5% названной расчетной стоимости, но не менее 460 руб. за 1 000 шт., в 2013 г. - 460 руб. за 1 000 шт. + 8% расчетной стоимости, но не менее 590 руб. за 1 000 шт. Поправки предусматривают следующее. В I полугодии 2012 г. сохраняется ранее предусмотренный на этот год уровень ставки. Во II полугодии ожидается рост до 390 руб. за 1 000 шт. + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1 000 шт. На 2013 г. предусмотрена ставка в 550 руб. за 1 000 шт. + 8% названной расчетной стоимости, но не менее 730 руб. за 1 000 шт. В 2014 г. планируется взимать акциз в размере 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5% расчетной стоимости, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт. До внесения изменений акцизы на алкоголь крепостью более 9% были установлены по годам периода 2011-2013 гг. на уровне 231, 254 и 280 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Поправки предусматривают в I полугодии 2012 г. акциз в 254 руб., во II полугодии - 300 руб., в 2013 г. - 400 руб., в 2014 г. - 500 руб. Таким образом, акциз в 2014 г. повысится по сравнению с 2011 г. примерно в 2,1 раза. Аналогичный рост ожидается по слабоалкогольной продукции. До внесения изменений ставки акциза - 190, 230 и 245 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре (2011, 2012 и 2013 гг. соответственно). Согласно поправкам: I полугодие 2012 г. - 230 руб., II полугодие - 270 руб., 2013 г. - 320 руб., 2014 г. - 400 руб. Пиво крепостью от более 0,5 до 8,6% в 2011 г. облагается акцизом по ставке 10 руб. за 1 литр. Предусмотренная ранее на 2012 г. ставка в 12 руб. поправками сохранена, на 2013 г. увеличена с 13 до 15 руб. На 2014 г. установлен акциз в 18 руб. Прочие акцизы в основном увеличены в рамках прогнозируемого уровня инфляции. Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г." Базы для начисления страховых взносов: предельная величина с 1 января 2012 г. Установлено, что с 1 января 2012 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные госфонды будет увеличена в 1,1048 раза и составит 512 тыс. руб. Напомним, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, превышающих указанную величину, страховые взносы не взимаются. База исчисляется по каждому плательщику нарастающим итогом с начала года. Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. Приказ Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. N 156н "Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности" Журнал "Бухгалтерский учет" - официальное издание для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности и их разъяснений Журнал "Бухгалтерский учет" является официальным печатным изданием для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), Разъяснений МСФО и изменений, вносимых в них. Также речь идет об иных документах, определенных Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части указанный стандартов и (или) их разъяснений. Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2011 г. Регистрационный N 22375. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" Когда НДС не был включен в тарифы на услуги ЖКХ, его могут потребовать отдельно. Разъяснен один из спорных вопросов, часто возникающих на практике при расчетах за коммунальные ресурсы, - об уплате НДС. ВАС РФ ранее уже к нему обращался. В частности, в феврале 2011 г. он пояснил, что в случае, когда подобные услуги реализуются населению по розничным ценам, сумма НДС должна включаться в их стоимость (тарифы). На практике такая позиция повлекла за собой неоднозначное толкование. В связи с этим потребовалось ее детализировать. Так, поясняется, что при выставлении счетов ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) НДС. Между тем цена, которая уплачивается по соответствующим договорам, заключаемым исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющими компаниями) с ресурсоснабжающими организациями, является регулируемой. Поэтому при возникновении споров нужно выяснять, учитывалась или нет при утверждении тарифа сумма НДС. С этой целью суд может запросить информацию у регулирующего органа, а при необходимости - назначить экспертизу. Если тариф был определен без НДС, то этот налог может быть предъявлен к оплате отдельно, т. е. дополнительно к регулируемой цене. В подобном случае требование о взыскании долга, рассчитанного исходя из тарифа, увеличенного на сумму налога, обоснованно. Если же тариф был установлен регулирующим органом с включением в него НДС, то у ресурсоснабжающей компании нет оснований, чтобы предъявлять к оплате суммы налога сверх утвержденного тарифа. Когда обязанности отдельно уплачивать сумму НДС не было, исполнитель коммунальных услуг, внесший ее, вправе требовать от ресурсоснабжающей организации вернуть ее как неосновательно приобретенную. Банковская деятельность Информация ЦБР от 25 ноября 2011 г. Ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России остаются прежними. Решено не изменять уровень ставки рефинансирования (8,25%). Прежними остаются и процентные ставки по операциям ЦБР. Решение принято на основе оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в т. ч. обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации. На 21 ноября годовой темп прироста потребительских цен составил 7% (7,2% - в сентябре и октябре). Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 851 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" Комиссия ТС пояснила, как следует классифицировать товары по ТН ВЭД. Разъяснены правила, по которым осуществляется классификация товаров в ТН ВЭД. В частности, обращается внимание на следующее. Товары в Номенклатуре объединены в разделы, группы и подгруппы, снабженные наименованиями. Последние максимально сжато указывают категории или типы охватываемой продукции. Поэтому наименования используются лишь для удобства. Они не имеют законной силы при классификации продукции. Решение Комиссии вступает в силу с даты его официального опубликования. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 852 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов конвейеров для использования в производстве моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705" Для отдельных конвейеров, используемых в производстве моторных транспортных средств, ставка ввозной пошлины уменьшилась до 0. Конвейеры непрерывного действия для использования в производстве моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 вынесены в отдельную подсубпозицию ТН ВЭД 8428 39 900 1. Для них установлена нулевая ставка ввозной пошлины. Ранее они классифицировались по коду 8428 39 900 0 и облагались по ставке 5%. Теперь он исключается из ТН ВЭД, а вместо него появляются вышеуказанная новая подсубпозиция и прочие (8428 39 900 9). К последним применяется ставка 5%. Решение вступает в силу с даты его официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. N 961 "О порядке возмещения расходов специалистам и экспертам в случаях, когда оплата их услуг в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза осуществляется за счет средств федерального бюджета" В каком порядке таможенные органы возмещают затраты специалистам и экспертам? К участию в таможенном контроле могут привлекаться эксперты и специалисты. Их услуги оплачиваются. Установлен порядок возмещения затрат указанным лицам за счет средств бюджета. Эксперт (специалист) должен обратиться с заявлением об оплате его услуг в таможенный орган, который привлекал его к контрольным мероприятиям. Оно составляется в произвольном форме на имя начальника органа. В нем указываются фамилия, имя, отчество заявителя, его паспортные данные, место фактического проживания, а также виды и сумма понесенных расходов и реквизиты банковского счета, на который необходимо перечислить деньги. К заявлению прилагаются документ о результатах совершенных специалистом действий или заключение эксперта и материалы, подтверждающие расходы по оказанию услуг. Срок рассмотрения обращения - 10 дней. В течение 3-х дней со дня принятия решения заявителю направляется письменное уведомление о его результатах. Деньги перечисляются на счет в течение 15 дней с момента принятия решения об этом. Постановление вступает в силу через 30 дней после официального опубликования. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. N 964 "О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" Страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков: новый порядок. В Закон о банке развития вносились изменения. Их цель - усовершенствовать механизм страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Ранее страхованием занимался Внешэкономбанк, теперь - создаваемое им ОАО. В связи с этим утвержден новый порядок указанного страхования. ОАО, выступающее непосредственным страховщиком, действует без лицензии. Его услугами могут воспользоваться отечественные экспортеры товаров (работ, услуг); российские инвесторы, вкладывающие средства за рубежом; их иностранные контрагенты; российские и зарубежные банки, кредитующие названных лиц. Обществу может предоставляться финансирование со стороны Внешэкономбанка, а также господдержка, в т. ч. в виде субсидий, бюджетных инвестиций и госгарантий России. Совет директоров ОАО утверждает правила страхования. В частности, в них прописываются субъекты и объекты страхования, страховые риски, лимит страховой ответственности, порядок определения страховой премии, основания отказа в выплате возмещения. Установлены требования к договору страхования и порядок его заключения. Страховая сумма по нему не может превышать 90% страховой стоимости по экспортному кредиту и (или) инвестиции при страховании предпринимательских рисков и 95% - политических. Приведен перечень таких рисков. Уставный капитал общества на момент госрегистрации должен составлять 30 млрд руб. Совокупный лимит страховой ответственности общества по принятым им обязательствам в любой момент не может превышать либо сумму, эквивалентную 10-кратному размеру собственных средств, либо 300 млрд руб. (берется большая из них). ОАО вправе привлекать заемные средства. Однако их совокупный объем не должен превышать 50% собственных средств общества. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 970 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" С декабря этого года изменятся экспортные пошлины на нефть и некоторые товары, выработанные из нее. Пересмотрены ставки экспортных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы России и государств-участников соглашений о ТС. Так, повышена ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть (вместо 393 долл. США за тонну - 406,6 долл.). Ставка пошлины на сырую нефть плотностью при 20°С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 масс.% равна 200,9 (вместо 190,7) долл. США. Исключение - добываемая на Верхнечонском, Талаканском, Дулисьминском, Западно-Аянском, Ярактинском, Марковском нефтегазоконденсатных месторождениях, Алинском и Даниловском газонефтяных месторождениях. Вывоз из нашей страны прямогонного и товарного бензинов облагается по ставке 365,9 долл. США (ранее - 353,7 долл.). С 259,3 до 268,3 долл. повышается ставка на легкие и средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски, нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), бензол, толуол, ксилолы. В отношении пропана, бутана, этилена, пропилена, бутилена, бутадиена и иных сжиженных газов ставка уменьшается с 236,5 долл. США до 221,8 долл. Сохраняется нулевая ставка пошлины на нефтяной кальцинированный кокс, озокерит, буроугольный или торфяной воск (природные продукты). Постановление вступает в силу с 1 декабря 2011 г. Приказ Федеральной таможенной службы от 14 сентября 2011 г. N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов" Как получить статус уполномоченного экономического оператора? Регламентирован порядок ведения ФТС России реестра уполномоченных экономических операторов. Такой статус могут получить российские организации-участники ВЭД. Для этого они должны соответствовать ряду условий. Так, необходимо вести внешнеторговую деятельность не менее года; не иметь задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов; предоставить обеспечение их внесения. Организация не должна привлекаться 2 раза и более в течение года к административной ответственности за таможенные нарушения. Обязательны отсутствие налоговой задолженности и наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам, с данными о проведении хозяйственных операций. Также среди обязательных условий - неприменение УСН; наличие помещений и территорий для временного хранения иностранной продукции; отсутствие судимости за экономические преступления у руководителя и ряда сотрудников. Лицам, включенным в реестр, предоставляются специальные таможенные упрощения (возможность использовать товары до подачи на них декларации, доставлять их напрямую на склады оператора без предъявления таможенному органу назначения, применять предварительное и периодическое декларирование и др.). Установлен перечень документов, представляемых в ФТС России для включения в реестр. Они подаются лично или направляются по почте. Сведения, находящиеся в распоряжении других органов, запрашиваются Службой межведомственно. Документ об обеспечении уплаты пошлин можно подать позже (в течение 30 дней). Срок рассмотрения представленных материалов - 90 дней с момента их принятия. Его могут продлить еще на 30 дней. В отношении заявителя может проводиться выездная таможенная проверка. При соблюдении всех вышеперечисленных условий лицо включается в реестр. Ему выдается соответствующее свидетельство (форма приводится). Оно вступает в силу через 10 дней после выдачи и действует бессрочно. Также с оператором подписывается соглашение о взаимодействии. Регламентирован порядок внесения изменений в реестр, приостановления и отзыва свидетельства. Акты ФТС России по вопросам применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления утрачивают силу. Приказ вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2011 г. Регистрационный N 22310. Гражданское право, приватизация Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" В России появятся инвестиционные товарищества. Вводится новый способ организации коллективных инвестиций без образования юрлица - договор инвестиционного товарищества. Это особая разновидность договора простого товарищества. В рамках такого договора двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и вести совместную инвестиционную деятельность для извлечения прибыли. Речь идет о приобретении и (или) отчуждении не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Срок договора не должен превышать 15 лет. Выделяются управляющие товарищи. Они от имени остальных ведут общие дела. Сторонами договора могут быть предприниматели, коммерческие, а в случаях, предусмотренных законом, некоммерческие организации. Товарищам разрешается участвовать в нескольких договорах инвестиционного товарищества. Ограничивать это право (в т. ч. по соглашению) нельзя. Максимальное число участников договора - 50. Он должен быть удостоверен у нотариуса. Закрепляются права и обязанности товарищей. Установлено, как вносятся вклады, определяются доли в общем имуществе, ведутся общие дела. Запрещается размещать рекламу совместной инвестиционной деятельности, осуществляемой по договору, привлекать к ней новых лиц посредством публичной оферты. Можно создать специальный инвестиционный комитет. Определена его компетенция. Деньги, переданные в оплату долей в общем имуществе по одному договору инвестиционного товарищества, должны поступать на отдельный банковский счет. Товарищ, не являющийся управляющим, может полностью или частично передать свои права и обязанности другому лицу. Он не может отказаться от участия в договоре в течение срока его действия или до достижения указанной в нем цели. Иное может быть предусмотрено договором. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г. Тарифы и цены Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 972 "О внесении изменения в пункт 16 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" Госрегулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке: что необходимо иметь в виду? Скорректированы Основные положения формирования и госрегулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке в нашей стране. Цены (тарифы) регулируются в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Уточнения касаются компании, которая в порядке универсального правопреемства приобретает полностью в текущем периоде регулирования права и обязанности юрлица, осуществляющего регулируемые виды деятельности. Так, для нее актуален определенный для реорганизованной организации тариф (цена, плата, надбавка). Срок - до его утверждения для правопреемника в установленном порядке. Промышленность, топливно-энергетический комплекс Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 973 "О внесении изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации" Правила поставки газа в нашей стране: что изменилось? Внесены коррективы в правила поставки газа в России. Так, уточнено, что баланс газа по нашей стране разрабатывает и утверждает Минэнерго России (вместо Министерства топлива и энергетики РФ) по согласованию с Минэкономразвития России (а не с Министерством экономики РФ). В настоящее время региональные органы исполнительной власти уполномочены утверждать графики, касающиеся перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании, а также ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии. Установлено, что порядок подготовки указаний о введении в действие таких графиков утверждает Минэнерго России. Строительство, градостроительство и архитектура Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" За вред, причиненный в результате разрушения здания, ответит его собственник. Цель поправок - повысить безопасность зданий и сооружений. В проектной документации объектов капстроительства (за исключением линейных) появляется новый раздел: требования по обеспечению их безопасной эксплуатации. Проектная документация объектов использования атомной энергии, а также опасных производственных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности согласно закону должна включать, помимо прочего, перечень антитеррористических мероприятий. Вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной. В обязательном порядке последняя проводится только в отношении некоторых объектов. В частности, речь идет об автодорогах общего пользования, капремонт которых финансируется из бюджета, памятниках истории и культуры регионального и местного значения, объектах, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности. Закреплены требования к организации, проводящей негосударственную экспертизу. В частности, должны быть аккредитация, минимум 5 аттестованных сотрудников по основному месту работы, сайт в Интернете. Теперь саморегулируемая организация несет солидарную, а не субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда (в пределах компенсационного фонда). В Градостроительном кодексе РФ появилась новая глава, устанавливающая требования к эксплуатации зданий и сооружений. Введена имущественная ответственность собственника здания (сооружения) за вред, причиненный в результате его разрушения или повреждения, нарушения требований безопасности при эксплуатации. Компенсация потерпевшему при причинении вреда средней тяжести составляет 1 млн руб., тяжкого - 2 млн руб., родственникам потерпевшего в случае его смерти - 3 млн руб. Выплата не производится, если собственник докажет, что негативные последствия возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц либо непреодолимой силы. Предусмотрено его право регресса к строителям, саморегулируемым организациям, лицам, проводившим экспертизу. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2011 г. N 965 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 845" Федеральные стройки: проверка достоверности сметной стоимости. Строительство, реконструкция и (или) техперевооружение объектов капстроительства могут вестись с привлечением средств федерального бюджета. Правительством РФ были урегулированы вопросы проверки достоверности определения их сметной стоимости. Определялись лица, которые проводят проверки до 1 января 2012 г. Вносимые изменения продлевают их полномочия до 1 января 2013 г. Транспорт и связь Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 332-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Воздушного кодекса Российской Федерации" Госавиация Роскосмоса получила статус специального назначения. Поправки создают правовую основу использования госавиации Роскосмоса для решения задач по обеспечению космической деятельности. За ней закреплен статус госавиации специального назначения. Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования. Иные вопросы хозяйственной деятельности Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Участники проекта "Сколково" могут воспользоваться льготами в упрощенном порядке. Уточнен порядок предоставления преференций участникам проекта "Сколково". Они вправе в уведомительном порядке применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Это осуществляется с 1-го числа следующего месяца после получения статуса участника проекта и до момента превышения предельных значений по совокупному размеру прибыли (300 млн руб.) и годовому объему выручки (1 млрд руб.). Необходимые данные в органы контроля за уплатой страховых взносов сообщают налоговики и управляющая компания. Прежде для применения пониженных тарифов требовалось не только наличие указанного статуса, но и установление налоговым органом соответствия участника проекта названным показателям. Вместе с тем процедура последнего не была определена, что затрудняло использование льгот. Предусмотрены 2 варианта ведения участниками проекта бухучета (ранее они учитывали лишь доходы и расходы в том же порядке, что и при УСН). 1-ый - осуществление бухучета в полном объеме без книги учета доходов и расходов; 2-ой - ведение только книги (с использованием кассового метода определения доходов и расходов). При этом сохранена обязанность участников вести бухучет в полном объеме с начала года, следующего за тем, в котором их годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. Подтвердить последний для получения налоговых льгот можно будет не только выпиской из книги учета доходов и расходов, но и отчетом о прибылях и убытках. Льготы по земельному налогу предоставляются управляющей компании лишь в отношении участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково". Речь идет как о выделенных им землях, так и о купленных ими. Также уточнен порядок возмещения затрат по внесению таможенных платежей. Такое право предоставляется в отношении товаров, ввозимых для исследовательской деятельности не только на территории инновационного центра, но и за ее пределами. Одновременно уточняется, что управляющая компания может оказывать услуги таможенного брокера только участникам проекта. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Отдельные его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Вызвать пожарных, полицию, скорую помощь, спасателей или аварийную газовую службу можно будет по единому номеру 112. В России создается система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Определены ее цели, структура и порядок функционирования. Она предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Вызвать пожарных, полицию, скорую медицинскую помощь, аварийную газовую службу, спасателей и сотрудников службы "Антитеррор" можно будет по единому номеру "112". Регионы могут расширить этот список. Поступивший звонок передается в соответствующую дежурно-диспетчерскую службу для экстренного реагирования. При этом обратившемуся может быть оказана дистанционная психологическая поддержка. Система-112 позволит определять местонахождение звонившего, анализировать поступившую информацию, автоматически восстанавливать прерванное соединение, регистрировать все входящие и исходящие вызовы. Возможен прием СМС-сообщений, а также вызовов на иных языках, помимо русского. Предусмотрено ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, начале, завершении и результатах экстренного реагирования на полученные вызовы. По номеру "112" будут оказывать и информационно-справочную помощь по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система-112 будет функционировать круглосуточно. Вызвать конкретную экстренную службу можно будет и по соответствующему отдельному номеру. В создании системы-112 участвуют МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минкомсвязь России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России и иные органы власти. Определено, кто из них за что отвечает. Так, МЧС России координирует работы по созданию, развитию и организации эксплуатации системы. Финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, а также за счет средств организаций. Региональным и местным властям рекомендовано к 2017 г. завершить создание системы-112. Основы государственно-правового устройства Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" ЗАТО: что следует иметь в виду? Принят закон, касающийся порядка создания ЗАТО и установления особого режима функционирования организаций и (или) объектов, расположенных на их территории. Введено новое понятие ЗАТО, уточнены его правовой режим, особенности организации местного самоуправления, а также совершения сделок с недвижимостью, находящейся на его территории. Так, учитывая, что на территории ЗАТО функционируют юрлица разных организационно-правовых форм, термин "предприятие" по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность техногенного характера, замен на понятие "организация". ЗАТО создается для обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории таких организаций и (или) объектов. Особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в ЗАТО включает, помимо прочего, и реализацию мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка. Правительство РФ определяет порядок обеспечения указанного режима наряду с принятием решения о его установлении в конкретном ЗАТО. Унифицированы подходы в отношении сделок с недвижимостью, находящейся на территории ЗАТО. Их могут совершать только россияне, здесь постоянно проживающие (или получившие разрешение на постоянное проживание) либо работающие на условиях бессрочного трудового договора (заключенного с организациями, по роду деятельности которых создано ЗАТО). Речь также идет и о юрлицах, расположенных и зарегистрированных на этой территории. Решение органов местного самоуправления ЗАТО по вопросу участия в совершении сделок иных лиц должно быть согласованно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации (объекты), по роду деятельности которых создано ЗАТО. Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. Выборы, избирательная система, референдум Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 ноября 2011 г. N 442-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" Президента страны будем выбирать 4 марта 2012 г. Выборы Президента РФ назначены на 4 марта 2012 г. Напомним, что дату определяет Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Днем голосования является 2-е воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие президентские выборы. То есть 11 марта 2012 г. Однако ввиду переноса выходных в связи с праздником 8 Марта этот день будет рабочим. Поэтому выборы назначены на предшествующее воскресенье - 4 марта 2012 г. После официального опубликования решения о назначении выборов разрешается выдвигать кандидатуры на должность Президента страны. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 2 ноября 2011 г. N 468 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" Как проводятся проверки сотрудниками ФСКН России? Регламентировано, как сотрудники ФСКН России (ее территориальных органов) проводят проверки юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Проверки делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся не чаще 1 раза в 3 года. Более 2-х раз в 3 года могут проверить организации (индивидуальных предпринимателей), которые осуществляют деятельность в области здравоохранения, образования и социальной сферы. Одновременно проверяется не более 10% членов СРО (но не менее 2-х ее членов). В рамках контрольных мероприятий анализируется деятельность юрлиц (индивидуальных предпринимателей) за предыдущие 3 года. Предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок. В их числе - поступление в органы наркоконтроля обращений и заявлений граждан, а также информации из СМИ. Определены случаи, когда проводятся выездные проверки. Установлено, как принимаются решения о проведении контрольных мероприятий, ведется подготовка к ним и составляются итоговые акты. Срок проверки составляет 20 рабочих дней. Для выездных проверок он может быть продлен еще на 20 (в отношении малых и микропредприятий - на 15 ч). Если работники Службы выявляют нарушения, то возбуждается административное производство. При наличии признаков преступления материалы направляются в следственные органы. При нарушении лицом иных обязательных требований данные передаются в уполномоченные контрольно-надзорные органы. Установлен порядок обжалования действий и решений должностных лиц ведомства. Информацию о деятельности ФСКН России можно получить через официальный сайт Службы. Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 ноября 2011 г. Регистрационный N 22305. Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Приказ Министерства регионального развития РФ от 19 сентября 2011 г. N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" Примерная форма "платежки" за коммунальные услуги и содержание (ремонт) жилого помещения. Правительством РФ были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В целях их реализации разработана примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Приведены рекомендации по ее заполнению. Напомним, что согласно Правилам платежный документ должен иметь ряд обязательных реквизитов. Так, указываются почтовый адрес помещения, наименование или ФИО плательщика-его собственника (нанимателя), сведения об исполнителе услуг (банковские реквизиты, телефон, сайт и пр.), расчетный период, тарифы, льготы (субсидии). Кроме того, приводятся объемы услуг, предоставленных потребителю и на общедомовые нужды, расчет платы за каждую из них. Отмечаются сведения о перерасчете (доначисление или уменьшение) с указанием оснований. Учитываются задолженность и рассрочка платежа (при наличии). В платежном документе рекомендуется указывать уведомительную и справочную информацию, которая должна доводиться до потребителей. Он предоставляется на бумажном носителе или по согласованию сторон другими способами (например, через терминал, электронную почту). Приказ вступает в силу одновременно с вышеуказанными Правилами. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2011 г. Регистрационный N 22321. Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" Коллективные трудовые споры: поправки. Цель поправок - оптимизировать процесс рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. Следует отметить, что изменения не носят существенного характера. Так, в качестве обязательной сохранена примирительная процедура. Добровольные - посредник и трудовой арбитраж. Скорректированы некоторые сроки. При этом важен уровень социального партнерства, на котором происходит коллективный трудовой спор. Так, при рассмотрении споров на локальном уровне сроки, как правило, уменьшаются; на иных уровнях - сохранены или сделаны более длительными, чем при спорах с участием одного работодателя. Введен дополнительный способ принятия работниками решения о выдвижении своих требований в возникшем споре. Речь идет о сборе подписей. Ранее такой способ использовался только при объявлении забастовки. Более подробно, поэтапно описаны действия сторон спора. Наряду с временным, предусмотрен постоянно действующий трудовой арбитраж. Он создается при соответствующей трехсторонней комиссии по ее решению. Используемая в ТК РФ терминология приведена в соответствие с Законом о профсоюзах. Письмо Фонда социального страхования РФ от 30 сентября 2011 г. N 14-03-11/15-11575 Сомнения в правильности оформления листка нетрудоспособности разрешат региональные отделения ФСС России. С 1 июля 2011 г. введены в обращение новая форма бланка листка нетрудоспособности и, соответственно, новый порядок его заполнения. При этом страхователи самостоятельно направляют работников на переоформление листка в медорганизации при малейших сомнениях в правильности его оформления. Предварительно количество бланков, зафиксированных как испорченные, превышает 5% от числа поставленных в регионы. В связи с этим ФСС России пояснено, что при возникновении сомнений в оформлении листка следует обращаться в региональные отделения Фонда. Недопустимо принимать самостоятельные решения. Нужно провести соответствующую разъяснительную работу. Кроме того, на сайте Фонда есть программа для ЛПУ, которая позволяет впечатывать данные в листок нетрудоспособности. При этом технические недочеты в листке нетрудоспособности, заполненном рукописно, - не основание для его переоформления и отказа в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Условие - все записи читаются. Административные правонарушения, административная ответственность Приказ Федеральной службы по тарифам от 1 ноября 2011 г. N 244 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по тарифам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" Какие сотрудники ФСТ России могут составлять протоколы об административных правонарушениях? Заново утвержден Перечень должностных лиц ФСТ России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В него вошли руководитель Службы, начальники Контрольно-ревизионного управления и 3 отделов (административно-надзорного производства, организации проверок в сферах ТЭК, а также жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи), заместители перечисленных лиц. Приказ об утверждении прежнего перечня признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 ноября 2011 г. Регистрационный N 22315. |