Версия от 29 января 2011 года:Налоги и сборы, бухгалтерский учет Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Стандартизация, сертификация, качество продукции Промышленность, топливно-энергетический комплекс Транспорт и связь Страховая деятельность Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Оборона, воинская обязанность и военная служба Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство Налоги и сборы, бухгалтерский учет Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" Утвержден Единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами. Он вводится вместо Плана счетов бюджетного учета. Определено, как применяется Единый план. Инструкция по бюджетному учету утрачивает силу. Ведение бухучета разрешается передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). Первичные и сводные учетные документы можно составлять в электронном виде. При этом используется электронная цифровая подпись. В определенных случаях субъект учета должен за свой счет изготавливать бумажные копии таких документов. Необходимо утвердить рабочий план счетов государственных (муниципальных) учреждений. В нем должны содержаться счета, применяемые для синтетического и аналитического учета. К числу регистров бухучета отнесен Журнал по санкционированию. Их, а также бухотчетность нужно хранить не менее 5 лет. Все счета - пятизначные. Появились новые графы (наименования группы и вида). Дополнительно предусмотрены следующие забалансовые счета. N 24 - имущество, переданное в доверительное управление. N 25 - в аренду. N 26 - в безвозмездное пользование. Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. Регистрационный № 19452. Письмо Федеральной налоговой службы от 21 января 2011 г. № КЕ-4-3/638@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2010 года" С 1 января 2007 г. ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Приводятся данные для расчета НДПИ в отношении нефти за декабрь 2010 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 89,50 долл. США за баррель и среднем значении в указанном периоде курса доллара США к рублю 30,8538 Кц равен 8,8069 (в предыдущем периоде Кц составил 8,2131). Кв определяет плательщик самостоятельно. Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении этого ресурса по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась. Данные, применяемые для расчета НДПИ за ноябрь 2010 г., приведены в письме ФНС России от 16 декабря 2010 г. N ШС-37-3/17821@. Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность Постановление Правительства РФ от 21 января 2011 г. № 15 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" Скорректированы ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные выработанные из нее категории товаров, вывозимые за пределы территории России и государств-участников соглашений о ТС. Ставка в отношении нефти повысилась с 317,5 до 346,6 долл. США за т. Вывоз легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола и ксилолов подорожал с 226,2 до 232,2 долл. США за т. Пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы при вывозе теперь облагаются пошлиной по ставке 198,8 долл. США за т (ранее - 149,3 долл. США за т). Экспорт жидких топлив, масел, отработанных нефтепродуктов, нефтяного вазелина; минеральных восков и аналогичных продуктов (кроме сырых и прочих); нефтяных кокса и битума, прочих остатков от переработки нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса) облагается по ставке 161,8 долл. США за т (прежняя - 121,9 долл. США за т). В отношении указанных исключений действует нулевая ставка пошлины. Ставка на нефть плотностью при 20°С от 694,7 до 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы от 0,04 до 1,5 мас.% увеличена со 117,5 до 137,6 долл. США за т. Постановление вступает в силу с 1 февраля 2011 г. Постановление Правительства РФ от 20 января 2011 г. № 11 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на мороженые глубоководные креветки, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" Установлена нулевая ставка пошлины на вывоз из России за пределы ТС мороженых креветок семейства Pandalidae (код ТН ВЭД ТС 0306 13 100 0). Ранее экспорт указанного товара облагался по ставке 10% от таможенной стоимости. Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования. Стандартизация, сертификация, качество продукции Указ Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 "О единой национальной системе аккредитации" Образуется Федеральная служба по аккредитации. Она передается в ведение Минэкономразвития России. На новый орган возлагаются функции по формированию единой национальной системы аккредитации и контроль за деятельностью аккредитованных лиц. Закреплены принципы, на которых основывается указанная система. Среди них - открытость, доступность и единство правил аккредитации, добровольность. Полномочия единого национального органа по аккредитации запрещено совмещать с функциями учредителя и по оценке соответствия. Результаты последней должны признаваться членами ТС, а также государствами-основными торговыми партнерами России. Министерство, в свою очередь, наделяется полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Промышленность, топливно-энергетический комплекс Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р Утверждена госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.". За весь срок реализации программы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%. В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Также ожидается, что к 2016 г. годовая экономия первичной энергии составит не менее 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. - не менее 195 млн т. Для этого планируется выводить из эксплуатации старые неэффективные мощности, оборудование, установки, внедрять инновационные технологии и прогрессивное оборудование. Соответствующие мероприятия будут осуществляться во всех отраслях экономики и соцсфере в процессе нового строительства и модернизации. Программу будут реализовывать в 2 этапа: 2011-2015 и 2016-2020 гг. На первом планируется перейти на энергоэффективный путь развития экономики, на втором - обеспечить ее движение по нему. На первый этап планируется потратить из федерального и региональных бюджетов, внебюджетных источников соответственно 35, 208 и 3 310 млрд руб., на второй - 35, 417 и 5 527 млрд руб. Транспорт и связь Приказ Минтранса РФ от 1 ноября 2010 г. № 234 "Об утверждении Требований к оборудованию автовокзалов" Установлены требования к оборудованию автовокзалов. В состав последних должны входить билетные кассы, диспетчерская служба, помещения для предрейсового медосмотра водителей и их отдыха, общественные туалеты, зал ожидания. На крупных автовокзалах также обязательно наличие комнаты матери и ребенка и камер хранения. Помещения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, запрещается использовать в иных целях. На территории автовокзала наносится специальная разметка для организации движения транспортных средств и пассажиров. Перроны отправления и прибытия, площадки для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания оборудуются системами громкой связи и информации. Установлены требуемые метраж помещений автовокзала, их вместимость, а также количество перронов для автобусов. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2010 г. Регистрационный № 19512. Страховая деятельность Приказ Минфина РФ от 17 декабря 2010 г. № 176н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 января 2009 г. № 6н" Скорректирован порядок ведения страховщиками бухгалтерского учета по операциям прямого возмещения убытков по ОСАГО. Вводится счет 78 "Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию". На нем страховщик потерпевшего учитывает расчеты с последним. К названному счету открывается дополнительный субсчет "Расчеты по прямому возмещению убытков с потерпевшими". На конец каждого отчетного периода страховщик потерпевшего определяет итоговый результат на субсчете "Расчеты по прямому возмещению убытков со страховщиком причинителя вреда" счета 76. Он рассчитывается по каждому страховщику причинителя вреда исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат. Страховщик причинителя вреда также определяет на конец каждого отчетного периода итоговый результат на субсчете "Расчеты по прямому возмещению убытков со страховщиком потерпевшего" счета 76. Дебетовое сальдо включается в состав прочих расходов, кредитовое - прочих доходов. Установлен порядок их отражения в бухучете. При определении сальдо учитываются операции по прямому возмещению убытков, по которым завершены расчеты на конец отчетного периода (т. е. потерпевшему произведена выплата, а его страховщик получил соответствующее возмещение от страховщика причинителя). Операции, по которым расчеты не завершены, переносятся на следующий отчетный период. Доходы и расходы, возникшие в результате расчетов, включаются в финансовый результат по обязательному страхованию и раскрываются в бухотчетности. На день вступления данного приказа в силу страховщики обязаны определить суммы положительных и отрицательных разниц по итогам расчетов за период с 1 марта 2009 г. по 31 декабря 2010 г. включительно и признать их в установленном порядке доходами (расходами). Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2011 г. Регистрационный № 19530. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 175н "О внесении изменений в дополнения и особенности применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2001 г. № 69н" Скорректированы особенности использования страховщиками Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению. Изменения, в частности, затронули счет 22 "Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования". Так, он дополнен субсчетом 6 "Страховые премии (взносы), возвращенные от перестраховщиков". На нем последние отражают страховые премии (взносы), причитающиеся к возврату при досрочном прекращении договоров, в соответствии с которыми перестрахователями передавались риски. По окончании отчетного периода полученное сальдо списывается на счет 99 "Прибыли и убытки". Счет 77 заменен на 78. Установлены особенности применения счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". К нему дополнительно открываются субсчета, на которых отражаются расчеты по средствам отчислений от страховых премий, а также по суброгационным и регрессным требованиям. Уточнено, как применяются счета 91 "Прочие доходы и расходы" и 92 "Страховые премии (взносы)". На первом учитываются, в том числе, вознаграждения по договорам сострахования и за услуги представителя по выполнению полномочий другой страховой организации. Приказ вступает в силу с 1 января 2011 г. Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) "Жилище" на 2011-2015 гг. Государственным заказчиком-координатором является Минрегион России. Общий объем финансирования - 620,69 млрд руб. В т. ч. за счет федерального бюджета - 291,15 млрд руб. Из региональных и местных бюджетов - 109,96 млрд руб. За счет внебюджетных источников - 219,58 млрд руб. Планируется содействовать строительству жилья экономкласса. Так, предусмотрено целевое финансирование банков для кредитования застройщиков. Предполагается, что такая недвижимость будет приобретаться молодыми семьями, получающими господдержку в рамках соответствующей подпрограммы. Гражданами, которых государство должно обеспечить жильем в соответствии с федеральным законодательством. Молодым семьям хотят предоставлять социальные выплаты. Необходимо завершить строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, которые в 2008-2010 гг. софинансировались в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 гг. На эти цели регионам выделят субсидии. Предполагается стимулировать региональные программы развития жилищного строительства. В частности, будут выделяться субсидии на строительство автодорог в новых микрорайонах массовой застройки. На уплату процентов по кредитам, взятым для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. На строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры и др. Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 декабря 2010 г. № 1147н "О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" Скорректирована форма-4 ФСС РФ. Это расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Речь также идет о расходах на страховое обеспечение. Изменения обусловлены дополнением списка плательщиков, применяющих в 2010 г. пониженные тарифы взносов. Это российские юрлица, которые создают и реализуют программы для ЭВМ, базы данных и (или) оказывают услуги по их разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению. Форма-4 ФСС РФ с учетом изменений применяется при представлении расчета за 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2010 г. Регистрационный № 19509. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 декабря 2010 г. № 1135н "О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" В Закон о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования внесли поправки. Так, расширился перечень плательщиков, для которых в 2010 г. действуют пониженные тарифы взносов. При определенных условиях льгота предоставляется организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (кроме резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны). В связи с этим скорректирована форма РСВ-1 ПФР. Это расчет по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Изменения касаются раздела 4 (основания, при которых применяется пониженный тариф). Включается еще один подраздел. В нем приводится расчет соответствия условий на право применять пониженный тариф, предусмотренный для указанных выше организаций. Форма РСВ-1 ПФР с учетом данных изменений применяется при представлении расчета за 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2010 г. Регистрационный № 19507. Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы" Утверждена федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 гг. Главная ее цель - обеспечение населения безопасной питьевой водой. Одной из задач является совершенствование системы госрегулирования сферы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Следует внедрить современные целевые показатели эффективности деятельности указанного сектора, ввести дифференциацию тарифов по уровню надежности и качества, предусмотреть возможность снижения платы за услуги при отклонении фактических показателей от целевых. Планируется привлечь частный бизнес (на основе концессионных соглашений) к управлению системами коммунальной инфраструктуры и простимулировать инвестиции в их реконструкцию и модернизацию. В секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод необходимо установить долгосрочные тарифы (на 3-5 лет) с применением метода доходности инвестированного капитала. Предусмотрен поэтапный рост платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. Из федерального бюджета регионам планируется выделять субсидии на строительство и реконструкцию централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. На реализацию ФЦП потребуется 331,8 млрд руб. Из федерального и региональных бюджетов планируется выделить по 9 млрд руб. Основное финансирование будет идти из внебюджетных источников. Оборона, воинская обязанность и военная служба Указ Президента РФ от 21 января 2011 г. № 72 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2011 году" В 2011 г. граждане России, пребывающие в запасе, призываются на военные сборы в Вооруженные Силы России, внутренние войска МВД, федеральные органы государственной охраны, ФСБ. Срок - до 2 месяцев. Сроки проведения сборов согласуются с региональными органами власти. Сроки проведения проверочных сборов определяются Минобороны России. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 8 декабря 2010 г.) Подведены итоги работы ВС РФ за III квартал 2010 г. В обзоре приведена практика по гражданским и уголовным делам, включены некоторые материалы Европейского Суда по правам человека, а также информация для взыскателей по исполнительным документам, предусматривающим взыскание бюджетных средств. Затронуты вопросы, касающиеся присуждения компенсаций за судебную волокиту. Проиллюстрирована практика рассмотрения дел по спорам, возникающим из трудовых и социальных правоотношений. В частности, выделен момент, который нужно учитывать при исчислении срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Датой увольнения работника, которому перед прекращением с ним трудовых отношений работодатель предоставил неиспользованный отпуск, считается последний день его отпуска. Поэтому названный срок исчисляется с даты, которая является последним днем его отпуска, а не работы. Указывается, что предварительный договор купли-продажи недвижимости не подлежит госрегистрации. Здания компаний-страховщиков по ОСАГО для обеспечения доступа в них инвалидов-владельцев автотранспорта должны быть оснащены спецприспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами). Член ТСЖ вправе обжаловать через суд решение общего собрания членов такого товарищества в течение 6 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нем. Выделен отдельный блок разъяснений, касающихся процессуальных вопросов. Отмечено следующее. Если арбитражный суд по делу о банкротстве вводит наблюдение или принимает решение о банкротстве в отношении работодателя (организации-должника), то дела по требованиям его сотрудников о взыскании зарплаты подведомственны судам общей юрисдикции. Дела по искам банка к физлицам-поручителям юрлица о взыскании кредитной задолженности также рассматриваются судами общей юрисдикции. Относительно разбирательства дел об административных правонарушениях указывается следующее. Ходатайство о рассмотрении такого дела по месту жительства нарушителя может быть заявлено, в т. ч., и посредством направления в суд телеграммы. Выделены моменты, которые должны учитываться в этом случае. |