Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 9 ноября 2012 - Постановление Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в истолковании, приданном ее положениям в правоприменительной практике после вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П, в связи с жалобой гражданина Р. Инамова"
Компенсации инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих: неконституционность норм подтвердила практика. Внимание КС РФ вновь привлек вопрос о ежемесячных компенсациях инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет. Речь идет о тех из них, кто приобрел право на возмещение вреда здоровью со 2 июня 1998 г., но обратился за назначением компенсации только после 15 февраля 2001 г. В силу оспариваемых норм чернобыльцы, получавшие до 15.02.2001 соответствующее возмещение вреда, после указанной даты имеют право на денежную компенсацию в прежней величине (но не более максимума, установленного Законом о бюджете ФСС РФ) либо в твердом размере. Ранее (в 2010 г.) КС РФ уже давал толкование этих норм. Тогда он пояснил, что положения не могут рассматриваться как препятствие к тому, чтобы назначать ежемесячные денежные компенсации инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет (увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности), но которые не обращались за выплатами до 15.02.2001. При этом величина такой компенсации может составлять тот же размер, в каком таким лицам были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). С учетом этого толкования нормы были сочтены конституционными. Тем не менее на практике эти положения после формулирования данной правовой позиции продолжали трактоваться иным образом (как позволяющие отказывать названным лицам в ежемесячной компенсации, исчисленной в приведенном порядке). Т. е., по сути, практика подтвердила неконституционность норм. Поэтому на этот раз КС РФ признал положения неконституционными. - Приказ Федеральной налоговой службы от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/519@ "Об утверждении Порядка представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), об операциях на счетах (специальных банковских счетах), об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств по запросам налоговых органов на бумажном носителе, а также соответствующих форм справок и выписки"
Какие документы представляют банки налоговым органам? Банки (операторы по переводу денег) по запросу налоговых органов представляют им следующие сведения. Это информация о банковских (в т. ч. специальных) счетах, остатках средств на них, операциях по счету, остатках и переводах электронных денег. Ответ направляется в виде справок или выписок по счету. Установлено, как это происходит. Данные представляются о счетах организаций, ИП, частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, инвестиционных товариществ, а также о корпоративных электронных средствах платежа указанных лиц. В отношении инвестиционных товариществ представляются сведения о счетах, открытых ответственным товарищем для осуществления операций, связанных с ведением общих дел. Обязанности банков также распространяются на ЦБ РФ, Внешэкономбанк и операторов по переводу денег (поименованных в законе). Утверждены формы представляемых справок и выписок. Например, в справке о наличии счетов указываются номера, виды и даты открытия счетов, коды их валют и др. В выписке по операциям на счете отражаются период, за который она представляется, номер счета, дата совершения операции и т. д. Прежние порядок и формы утрачивают силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2012 г. Регистрационный № 25770. - Приказ Минтранса РФ от 21 августа 2012 г. N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте"
Электронный билет теперь можно заказать и на электричку. Утверждены новые формы электронных ж/д билетов. Теперь их можно заказать не только на поезда дальнего следования, но и на пригородные электрички (с предоставлением мест или без таковых). Установлено, какая информация указывается в самом электронном билете и при его заказе. Пассажиру, заказавшему электронный билет, по Интернету направляется контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления ж/д перевозками граждан). Указано, какие сведения он должен содержать. Купон является документом строгой отчетности. С его помощью организации и ИП осуществляют наличные и (или) безналичные (с использованием платежных карт) денежные расчеты. Электронный билет и контрольный купон имеют серию и уникальный номер. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2012 г. Регистрационный № 25769. - Приказ Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 г. N 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год"
Тарифы на теплоэнергию в первом полугодии 2013 г. расти не будут! Установлены предельные уровни тарифов на теплоэнергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2013 г. Они приведены в среднем по регионам с календарной разбивкой. В первом полугодии 2013 г. повышение тарифов не предусмотрено (будут действовать установленные по состоянию на 31.12.2012). Индексация запланирована с 1 июля. Предельный рост составит от 2,7% до 19,6% в зависимости от региона. Конкретный размер тарифов определят региональные регулирующие органы. При этом им рекомендовано учитывать макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития России на 2012-2014 гг. и приведенную календарную разбивку. Копию решения об установлении тарифов в недельный срок необходимо представить в ФСТ России. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 ноября 2012 г. Регистрационный № 25759. - Приказ Федеральной службы по тарифам от 25 октября 2012 г. N 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год"
ФСТ России определила, на сколько в 2013 г. могут вырасти тарифы на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод. На 2013 г. установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод (с учетом надбавок к ним). Индексы определены в среднем по регионам и применяются в отношении тарифов, действующих по состоянию на 31 декабря 2012 г. Максимальная величина роста тарифов установлена с разбивкой на 2 периода. В течение первого (с 1 января по 30 июня) во всех регионах тарифы не должны повышаться. Второй период - с 1 июля по 31 декабря. Наибольшее повышение (25,2%) предусмотрено для Ингушетии. На втором месте - Кабардино-Балкария (19,1%). Далее идут Карачаево-Черкесия (16,6%), Чечня (16,5%), Северная Осетия-Алания, Удмуртия и г. Байконур (15%), Тамбовская область (14,3%), Адыгея (14%). За ними - Алтай (13,6%), Дагестан и Самарская область (13,4%), Свердловская и Тверская области (13%), Забайкальский край и Ненецкий автономный округ (12%), Владимирская область (11,9%), Камчатский край (11,8%), Пензенская область (11,7%), Ставропольский край (11,6%), Кировская область и Чукотский автономный округ (11,2%), Ярославская и Оренбургская области, Карелия (11,1%). В 12 регионах максимально возможный рост тарифов составляет 11%. Это Костромская, Тульская, Вологодская, Челябинская, Новосибирская, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Якутия, Бурятия, Приморский край, Еврейская автономная область. Далее идут Новгородская область (10,9%), Пермский край (10,4%), Алтайский край (10,3%), Краснодарский край и Ямало-Ненецкий автономный округ (10,2%), Мордовия (10,1%), Орловская область (10%). В остальных регионах повышение составляет менее 10%. Тарифы устанавливаются региональными органами в рамках соответствующих предельных индексов. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 ноября 2012 г. Регистрационный № 25758.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 8 ноября 2012 - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2012 г. N 206 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299"
Порядок применения санитарных мер в ТС: изменения. Скорректирована единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров). Установлено, что она же является единой формой свидетельства о госрегистрации. Определено, что на образцы продукции, поступившие почтовыми отправлениями, копии товаросопроводительных документов принимаются без отметки "Ввоз разрешен". Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. - Приказ Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"
Документы для применения УСН: новые формы. Заново утверждены рекомендуемые формы документов для применения УСН. Это связано с поправками к НК РФ от 25 июня 2012 г. Заявление о переходе на УСН заменено на уведомление (в связи с введением соответствующего порядка перехода). Как и ранее, установлены формы сообщений об утрате права на применение УСН, о несоответствии требованиям ее использования, уведомлений об отказе от данного режима, об изменении объекта налогообложения, информационного письма. Сообщение о том, что заявление о переходе на УСН рассмотреть невозможно, заменили на сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на данный режим. Новая форма - уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН. Первая из указанных форм применяется со дня вступления приказа в силу, прочие - с 1 января 2013 г. Приказ об утверждении прежних форм признан утратившим силу.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 7 ноября 2012 - Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. N 1137 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год"
Сколько иностранных сотрудников планирует принять Россия в 2013 г.? В 2013 г. Россия готова привлечь в нашу страну 1 745 584 иностранных работника. Столько же планируется выдать разрешений на работу. На 2012 г. были установлены такие же показатели. Приведено распределение потребности в иностранной рабочей силе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Наибольшая нуждаемость в рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Кроме того, необходимо привлекать квалифицированных сельхозработников, водителей, а также неквалифицированных рабочих. По сравнению с 2012 г. уменьшена потребность в иностранных руководящих сотрудниках, инженерах (в т. ч. специалистах среднего уровня), слесарях-сборщиках стационарного оборудования. В то же время увеличено число иностранных работников, привлекаемых в металлообрабатывающую и машиностроительную промышленность. Кроме того, увеличено количество квот, выдаваемых администраторам, продавцам, работникам сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности. Квота на выдачу иностранцам в 2013 г. приглашений на въезд в страну для осуществления трудовой деятельности сокращена по сравнению с 2012 г. и составляет 410 126 штук (на 50 384 меньше). Отметим, что она не распространяется на лиц, приезжающих в страну в безвизовом порядке. - Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. N 1132 "Об утверждении Правил перемещения материальных ценностей государственного материального резерва между ответственными хранителями и организациями, входящими в систему государственного материального резерва"
Как перемещаются материальные ценности госрезерва? Установлено, как перемещаются материальные ценности госрезерва между ответственными хранителями и организациями, входящими в систему госрезерва. Перемещение материальных ценностей подразумевает их снятие с хранения у одного ответственного хранителя и последующее размещение у другого (организации, входящей в систему госрезерва). Установлено, в каких случаях ценности госрезерва подлежат перемещению. Например, это происходит при ликвидации ответственного хранителя, а также угрозе уничтожения (порчи) ценностей в результате ЧС. Ценности перемещаются по решению Росрезерва. Транспортировка ценностей мобилизационного резерва согласуется с органом - разработчиком мобилизационного плана. За организацию работ по перемещению материальных ценностей госрезерва отвечают территориальные органы Росрезерва. При перемещении ценностей госрезерва в специальные и мобилизационные планы вносятся соответствующие изменения. - Приказ Федеральной налоговой службы от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/511@ "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@"
Документы, используемые налоговыми органами: скорректированные и новые формы. Скорректирован Приказ ФНС России от 06.03.2007 об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В него включены формы решений о приостановлении и о возобновлении проведения выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Некоторые формы изложены в новой редакции. Это акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица, решения о продлении сроков представления документов или об отказе в этом, об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лиц, участие которых необходимо для их рассмотрения. Также скорректирован одноименный приказ Службы от 25.12.2006. Ряд форм изложен в новой редакции. Это уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), справка о проведенной выездной проверки, требование о представлении документов (информации), постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, протокол об ознакомлении проверяемого лица с таким постановлением и о разъяснении его прав. Сюда же относятся решения о проведении допмероприятий налогового контроля, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в этом. Кроме того, скорректирован Приказ Службы об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта проверки. В него включена форма решения о проведении выездной проверки КГН. Основания и порядок продления срока проведения выездной проверки, требования к составлению акта налоговой проверки изложены в новой редакции. Также обновлены формы актов выездной (повторной выездной) и камеральной проверок. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2012 г. Регистрационный № 25754. - Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27 сентября 2012 г. N 230 "Об утверждении порядка сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач"
Радиопередача должна сопровождаться информацией, с какого возраста ее можно слушать. Радиопередачи, которые содержат информацию, способную причинить вред здоровью и (или) развитию детей (за исключением транслируемых в эфире без предварительной записи), должны сопровождаться соответствующим сообщением. Оно предупреждает об ограничении распространения среди несовершеннолетних такой информационной продукции. Для какой возрастной категории слушателей предназначена радиопередача, определяется вещателем или указывается производителем информационной продукции в сопроводительных документах на нее. Сообщение представляет собой звуковое текстовое предупреждение: "старше шести лет"; "старше двенадцати лет"; "старше шестнадцати лет"; "запрещено для детей". Знак информационной продукции, указанный в публикуемых программах радиопередач, должен соответствовать возрастной категории, которая объявляется в звуковом текстовом предупреждении. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2012 г. Регистрационный № 25753.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 6 ноября 2012 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"
Пленум ВАС РФ разъяснил, что считать рекламой и какой она должна быть. Разъясняются вопросы, касающиеся применения отдельных положений Закона о рекламе. Рекламой признается информация, отвечающая определенным критериям. Даже при их наличии рекламой не могут считаться сведения, которые обязательны к размещению в силу закона или размещаются в силу обычая делового оборота. Не следует считать рекламой и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров, оказания услуг (например, о режиме работы). Рекламу можно признать недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов. Что касается информации о наименовании, местонахождении юрлица, о направлении проезда к нему, размещенной на знаках маршрутного ориентирования или совмещенной с ними, то нужно исходить из следующего. Если установка знака либо размещение на нем этих сведений согласованы с ГИБДД, а приведенные данные соответствуют требованиям ГОСТов, то это не является рекламой. Субъектом ответственности за нарушение требований к установке рекламной конструкции может быть не только заказчик, но и лицо, непосредственно выполнившее работы. Не является самовольной установка рекламной конструкции, если разрешение на ее осуществление впоследствии было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек. При переходе права собственности на рекламную конструкцию новый собственник не обязан переоформить либо получить новое разрешение на ее установку. Согласие абонента получать от конкретного лица справочную информацию (например, о погоде, о курсах обмена валют) нельзя истолковывать как согласие получать от этого лица рекламу. Требование предупреждать о противопоказаниях не распространяется на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами. Наличие информации о возможности получить (уточнить) у сотрудников организации сведения об условиях оказания финансовых услуг не освобождает рекламодателя от обязанности опубликовать условия, влияющие на стоимость данных услуг, если в рекламе сообщается хотя бы одно из них. Если информация не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, что влечет искажение ее смысла и вводит в заблуждение, то она считается отсутствующей, а реклама - ненадлежащей. - Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"
Защита персональных данных: новые требования. В Закон о персональных данных вносились многочисленные изменения. В связи с этим пересмотрены требования по защите этих данных при их обработке в соответствующих информационных системах. Система защиты персональных данных призвана нейтрализовывать актуальные угрозы их безопасности. Она включает в себя организационные и (или) технические меры. Последние зависят от установленного уровня защищенности персональных данных. Он определяется исходя из типа угроз (приведена их классификация), вида персональных данных (биометрические, общедоступные и пр.), количества их субъектов и прочих факторов. За безопасность персональных данных отвечает оператор системы, который их обрабатывает, или уполномоченное им лицо. Оператор системы выбирает средства защиты информации в соответствии с нормативными актами ФСБ России и ФСТЭК России. Выполнение требований контролируется оператором (уполномоченным лицом) самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юрлиц и ИП. Последние должны иметь лицензию на занятие деятельностью по технической защите конфиденциальной информации. Контроль проводится не реже 1 раза в 3 года. Конкретные сроки определяются оператором (уполномоченным лицом). Прежние требования признаны утратившими силу. - Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2012 г. N ЕД-4-3/18419@ "О порядке перерасчета стоимости патента"
Стоимость патентов со сроком действия, переходящим на 2013 г., пересчитают. С 1 января 2013 г. вводится патентная система налогообложения. С этой же даты прекращается применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента. С 25 июня 2012 г. патенты в рамках УСН выдаются на срок по 31 декабря 2012 г. включительно. Ранее полученные патенты, срок действия которых истекает после 1 января 2013 г., действительны по 31 декабря 2012 г. включительно. Их стоимость пересчитывается налоговыми органами в соответствии с фактической продолжительностью действия. Приведен алгоритм пересчета. Согласно НК РФ 1/3 стоимости патента вносится в течение 25 календарных дней после начала осуществления деятельности на его основе. Поэтому пересмотру подлежит и сумма платежа по первому сроку для ИП, имеющих патенты со сроком действия, переходящим на 2013 г. (дан пример расчета). При этом налоговые органы корректируют в карточке "РСБ" начисленные суммы платежей по первому сроку. Возникшая в связи с этим переплата идет в счет внесения оставшейся суммы патента. Ее надо уплатить не позже 25 января 2013 г. Приведен порядок ее расчета. Обращается внимание, что ИП, не производящие выплат физлицам, вправе уменьшить оставшуюся часть стоимости патента на сумму уплаченных за соответствующий период страховых взносов в ПФР и ФОМС (исчисленных исходя из стоимости страхового года). Уменьшение возможно в пределах 2/3 пересчитанной стоимости патента. Для ИП, имеющих наемных работников, вычет страховых взносов ограничен 50% оставшейся стоимости патента. Излишне внесенную в бюджет стоимость патента можно вернуть, подав соответствующее заявление, или зачесть в счет уплаты других налогов (например, цены нового патента). Налоговым органам поручено довести до предпринимателей вышеприведенную информацию. Дана примерная форма сообщения о новой пересчитанной стоимости патентов. Следует иметь в виду, что ранее выданные патенты на новые не заменяются. Для получения патента с 1 января 2013 г. надо подать заявление до 20 декабря 2012 г. |