Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 13 июля 2012 - Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций"
Минюст России и его территориальные органы надзирают за деятельностью некоммерческих организаций. Установлено, как осуществляется федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций. Задачи надзора - предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций. Он осуществляется Минюстом России и его территориальными органами. К отношениям, связанным с осуществлением надзора за некоммерческими организациями, применяется Закон о защите прав юрлиц и предпринимателей при проверках. В рамках надзора проводятся плановые и внеплановые документарные и выездные проверки. Определен предмет проверок. Это соблюдение некоммерческими организациями (кроме политических партий, их структурных подразделений) законодательства и целей, предусмотренных учредительными документами, в т. ч. требований по расходованию денег и использованию иного имущества. Соблюдение политическими партиями, их структурными подразделениями законодательства и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, закрепленным уставами. Перечислены должностные лица, уполномоченные осуществлять надзор, их права и обязанности. В частности, можно запрашивать у органов управления некоммерческой организации распорядительные документы. Выносить предупреждения (представления). Меры, принимаемые по фактам нарушений, должны соответствовать тяжести последних. Нельзя допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов некоммерческой организации. Вмешиваться в ее деятельность, в т. ч. при участии в проводимых ею мероприятиях (кроме случаев, когда выявлены нарушения законодательства). - Постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 704 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212"
Утверждены новые требования к образцам федеральных специальных марок. Устанавливаются новые требования к образцам федеральных специальных марок. Предусмотрено, что на специальных марках размером 90х26 мм размещаются следующие надписи. "Спиртные напитки свыше 9 до 25%" (оформление в желтых тонах). "Крепкие спиртные напитки" (в зеленых тонах). "Водка" (в синих тонах). "Вина виноградные" (в фиолетовых тонах). "Вина ликерные" (в коричнево-голубых тонах). "Вина фруктовые" (в красно-зеленых тонах). "Вина игристые (шампанские)" (в малиновых тонах). "Винные напитки" (в сине-желтых тонах). На специальных марках указанного размера со словами "Крепкие спиртные напитки", "Водка" размещается надпись, обозначающая предельную вместимость используемой потребительской тары - "до 0,5 л", "до 0,75 л", "до 1 л", "свыше 1 л". Со словами "Вина виноградные", "Вина игристые (шампанские)", "Вина ликерные", "Вина фруктовые" и "Винные напитки" - "до 0,375 л", "до 0,75 л", "до 1,5 л", "свыше 1,5 л". Прежние требования к образцам специальных марок утрачивают силу с 1 января 2014 г. Согласно им на марках размером 90х26 мм размещаются надписи "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%", "Алкогольная продукция свыше 25%", "Вина", "Вина натуральные" и "Вина шампанские и игристые". Специальные марки с такими надписями выдаются до 20 июля 2012 г. Производителям разрешается наносить их до 1 января 2013 г. Уточнено, что федеральные специальные марки с надписью "Спиртные напитки до 9%" наносятся на продукцию с содержанием этилового спирта до 9% включительно, кроме винных напитков и виноградных, фруктовых, игристых вин (а не кроме вин, вин натуральных, шампанских и игристых). Утверждена новая форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок. Прежняя утрачивает силу с 1 января 2014 г. Цена федеральной специальной марки повышается с 1 300 до 1 600 руб. за 1 тыс. штук без учета НДС. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки. - Сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13 июля 2012 г. "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"
Какие федеральные специальные марки должны быть на винодельческой продукции? Для винодельческой продукции введены в обращение федеральные спецмарки нового образца с надписями "Вина виноградные", "Вина ликерные", "Вина фруктовые", "Винные напитки", "Вина игристые (шампанские)" с более высокой степенью защиты (постановление Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 704). Однако марки старого образца, содержащие надписи "Вина", "Вина шампанские и игристые", "Вина натуральные", разрешено выдавать организациям-производителям до 20 июля 2012 г. Кроме того, последние могут маркировать таковыми винодельческую продукцию до 1 января 2013 г. Сообщается, что на производимые после 1 июля 2012 г. фруктовые вина, винные напитки, изготовленные без добавления этилового спирта, вина, в т. ч. столовые, наносятся марки старого образца с надписью "Вина натуральные"; на ликерные - с надписью "Вина"; на игристые и шампанские - "Вина шампанские и игристые". Для приобретения федеральных спецмарок организации необходимо представить расчет потребности в таковых. Разъяснено, что марки старого образца для продукции, произведенной после 1 июля 2012 г., можно использовать для маркировки до 1 января 2013 г. только в объеме, соответствующем расчетам, поданным до 20 июля 2012 г.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 12 июля 2012 - Федеральный конституционный закон от 10 июля 2012 г. N 2-ФКЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Кто привлекает к административной ответственности судей арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов первой инстанции? В соответствии с Законом о судебной системе России решение о привлечении к административной ответственности судей всех арбитражных судов, включая судей апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Федерации, принимает судебная коллегия ВС России. Вместе с тем Федеральным конституционным законом о судах общей юрисдикции полномочие о привлечении к административной ответственности судей арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов первой инстанции было закреплено за судебными коллегиями верховных судов субъектов Федерации. Положения указанных законов не согласовывались между собой. Внесенными изменениями из компетенции судебного состава, создаваемого в судебной коллегии судей верховных судов субъектов Федерации, исключено указанное выше полномочие. Таким образом, решение о привлечении к административной ответственности судей апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Федерации принимает только судебная коллегия ВС России. Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Строительство жилья экономкласса: новый путь развития. Цель поправок - стимулировать возведение жилья экономкласса (как многоквартирных, так и индивидуальных домов). Для этого проводятся специальные аукционы на право заключения договоров безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков для такого строительства. Речь идет о земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Он же выступает организатором аукционов. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наименьшую цену продажи будущего жилья в расчете на 1 кв. м общей площади помещения. Начальная цена аукциона определяется как средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в соответствующем регионе. Ходатайства о проведении аукционов направляются в Фонд уполномоченными региональными органами по предложениям муниципалитетов. Главы последних после утверждения проектной документации до даты выдачи разрешения на строительство издают списки граждан, согласившихся приобрести жилье экономкласса на условиях, принятых по итогам аукциона. Категории граждан и основания их включения в списки определяются Правительством РФ. Извещение о проведении аукциона и его результаты размещаются на официальном сайте Фонда. Также на этом ресурсе публикуется информация о готовности заключить соответствующие договоры участия в долевом строительстве и купли-продажи жилья по цене не выше той, которая указана в протоколе аукциона. Если в течение 12 месяцев после размещения на сайте указанной информации граждане из утвержденного списка не заключили договор купли-продажи, жилье реализуется любым лицам по свободной цене. Гражданин может воспользоваться правом на приобретение жилья экономкласса по цене аукциона только 1 раз. Аукционы на право аренды участков Фонда под строительство жилья экономкласса проводятся в следующих случаях. Если торги на право безвозмездного срочного пользования землей были признаны несостоявшимися и с единственным участником не заключен договор, или когда победитель аукциона уклонился от его подписания. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Учреждения здравоохранения и соцзащиты должны быть оборудованы системами оповещения о пожаре и автономными резервными источниками электроснабжения. Приняты поправки к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности. Установлены требования к созданию подразделений пожарной охраны на объектах с пожароопасными и взрывопожароопасными технологическими процессами производства. Также речь идет о тех, которые являются критически важными для национальной безопасности России. Вводятся требования пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения, соцзащиты, соцобслуживания. Это касается объектов, где люди находятся постоянно или на стационарном лечении. Они должны быть дооборудованы системами оповещения о пожаре (световыми, звуковыми и вибрационными сигналами) и автономными резервными источниками электроснабжения. Для эвакуации граждан с ограниченными возможностями передвижения разрешается устраивать безопасные зоны на этажах вблизи лифтов, предназначенных для таких людей, и (или) на лестничных клетках. Там люди могут находиться до прибытия спасательных подразделений. Закреплено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями, а также от лесничеств (лесопарков) до перечисленных объектов должны обеспечивать нераспространение пожара. Требования к автоматическим системам пожаротушения и сигнализации, противопожарному водоснабжению поселений и городских округов включены в своды правил, являющиеся нормативными документами добровольного применения. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
КоАП РФ: поправки в части нарушений ПДД. Лицо, управляющее ТС в связи с инвалидностью, по общему правилу нельзя лишить прав. Пересмотрены случаи-исключения. Согласно поправкам это управление ТС в состоянии опьянения, уклонение от прохождения медосвидетельствования на алкоголь, оставление места ДТП. Уточнено, что норма об ответственности за разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, не применяется при повороте налево или развороте в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. Закреплено, что дела по нарушениям в виде управления ТС с незаконно нанесенной цветографической схемой легкового такси рассматривают судьи. Расширен перечень должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел. В него включены начальники территориальных пунктов полиции и центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, их заместители, старшие госинспектора дорожного надзора. Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 115-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
В честь победы в Чесменском сражении 7 июля будут отмечать как день воинской славы России. Перечень дней воинской славы России дополнен новой датой: 7 июля - День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении (1770 г.). Это одна из самых великих морских побед за всю историю существования русского флота. Она положила начало постоянному военно-морскому присутствию России на Средиземном море. Этот день воинской славы вводится, чтобы увековечить память русских моряков, их героизм и мужество, проявленные в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Отметим, что в дни воинской славы России в Вооруженных Силах и других войсках проводятся торжественные мероприятия. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Разрешение на "прослушку" судьи можно получить в суде другого региона. Уточняется порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. Речь идет о случаях, когда судья не является обвиняемым либо в отношении него не возбуждено уголовное дело. Согласно законодательству разрешение на ограничение его прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища дается судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или нахождения органа, ходатайствующего об этом. В отношении мировых судей, судей районных или специализированных судов такое решение принимает коллегия из 3 судей соответственно республиканского, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или округа. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что данные положения допускают возможность рассмотрения указанного вопроса иным равнозначным судом, если имеется опасность рассекречивания планируемых оперативно-розыскных мероприятий. Поправки закрепляют такую возможность законодательно. Равнозначный суд определяется Председателем Верховного Суда РФ либо его заместителем по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии"
Какое оружие имеет культурную ценность и каков порядок его приобретения, торговли, хранения? Внесены изменения в Закон об оружии. В частности, они касаются гражданского оружия, к которому относится оружие, имеющее культурную ценность. Так, под оружием, имеющим культурную ценность, понимается то, которое включено в состав Музейного фонда России или подпадает под действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей. Кроме того, к такому оружию относится старинное (антикварное). Дано определение последнему, его копии и реплике, а также списанному оружию. Приобретать указанные виды оружия могут российские граждане, достигшие 18 лет. Обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и его реплики проводится на основании заключения государственной экспертизы. Расходы на ее проведение несет собственник оружия. Определены случаи, когда приобретение оружия и патронов к нему на территории России не подлежит лицензированию. На территории нашей страны запрещено уничтожать оружие, имеющее культурную ценность, или приводить его в негодность (разрушать конструкцию или художественное оформление). Названное оружие может временно ввозиться в Россию иностранными гражданами и юрлицами для участия в историко-культурных мероприятиях или выставках. Условие - наличие соответствующего приглашения или договора, заключенного с организатором мероприятий. Последний, в частности, должен иметь разрешение на хранение оружия. Установлен порядок торговли указанным оружием, его дарения и наследования, хранения, учета, ношения и перевозки. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 112-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Угольная промышленность: руководители горных и взрывных работ должны повышать квалификацию каждые 5 лет. Приняты поправки к Закону о госрегулировании в области добычи и использования угля, об особенностях соцзащиты работников организаций угольной промышленности. Лица, руководящие горными и взрывными работами в угольной отрасли, должны повышать квалификацию (не реже 1 раза в 5 лет) и при необходимости проходить профпереподготовку. Такие работники обучаются в образовательных учреждениях, имеющих госаккредитацию. Предусмотрено, кем устанавливаются государственные требования к минимуму дополнительных профессиональных образовательных программ, а также к уровню профессиональной переподготовки. Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Аккредитация образовательных учреждений: размер оплаты услуг экспертов определяет Правительство РФ. Установлен механизм оплаты услуг и затрат экспертов, привлекаемых при госаккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Закреплено, что Правительство РФ определяет порядок и размеры оплаты и возмещения расходов лиц, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Ранее этот вопрос урегулирован не был. Кроме того, уточнены положения о лицензировании образовательной деятельности. В частности, предусмотрено, что сведения о местах осуществления указанной деятельности и образовательных программах содержатся в приложении к самой лицензии (а не документу, подтверждающему ее наличие). Такое приложение является неотъемлемой частью лицензии. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Поддержка общественных объединений инвалидов: поправки. Скорректированы Законы о соцзащите инвалидов и об общих принципах организации местного самоуправления. Установлено, что органы госвласти и местного самоуправления могут безвозмездно выделять общественным объединениям инвалидов в пользование имущество, которое на момент предоставления используется ими в течение не менее 5 лет. То же касается организаций, созданных общероссийскими общественными объединениями инвалидов. Для этого уставный капитал должен полностью состоять из вкладов общественных организаций инвалидов. Также нужно, чтобы среднесписочная численность последних по отношению к другим работникам составляла не менее 50%, а доля оплаты их труда в ФОТ - не менее 25%. Кроме того, закреплено, что на такие организации распространяются меры поддержки, предусмотренные Законом о развитии малого и среднего предпринимательства. Для этого они должны соответствовать установленным им требованиям (за некоторым исключением). - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Чем можно заменить бензин и дизельное топливо, используемые в качестве моторного топлива? Внесены поправки в Закон об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности. Расширен список замещаемых видов моторного топлива. Не только бензин, но и дизельное топливо можно замещать кроме природного еще и сжиженным углеводородным газом, газовыми смесями, электроэнергией. При этом должны учитываться доступность использования и близость расположения к источникам природного газа, газовых смесей и электроэнергии. Часть поправок касается энергосервисного договора (контракта). В нем указывается стоимостное выражение экономии энергетических ресурсов, которая должна быть достигнута исполнителем. Кроме того, он может обязывать исполнителя установить газобаллонное оборудование на транспортном средстве, которое участвует в мероприятиях по энергосбережению. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Полномочия Госкорпорации "Ростехнологии" уточнены, и продлен срок действия Закона об ЭЦП. Поправки уточняют ряд полномочий Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Госкорпорация). Изменения затронули законы, посвященные Госкорпорации, военно-техническому сотрудничеству России с иностранными государствами, физической культуре и спорту, а также электронной подписи. В частности, для утверждения годового отчета Госкорпорации установлен срок не позднее 1 июля (вместо 1 апреля) года, следующего за отчетным периодом. Уточнены положения, касающиеся аудита отчетности Госкорпорации. Гендиректор Госкорпорации теперь отчитывается о ее деятельности перед Президентом РФ и Правительством РФ ежегодно. Прежде - в порядке и сроки, которые определял глава государства. Кроме того, гендиректор может учреждать знаки отличия Госкорпорации и награждать ими. Разрешена приватизация спортивных сооружений, принадлежащих на праве хозведения ФГУПам, преобразуемым в ОАО, 100% акций которых составляют федеральную собственность и передаются Госкорпорации в качестве имущественного взноса России, в составе имущественных комплексов этих предприятий. При этом введено условие сохранения назначения названных сооружений. Эти поправки вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. С 8 апреля 2011 г. действует Закон об электронной подписи. С 1 июля 2012 г. Закон 2002 г. об электронной цифровой подписи должен был утратить силу. Действие Закона 2002 г. об электронной цифровой подписи продлено до 1 июля 2013 г. Соответствующее изменение вводится в действие со дня официального опубликования. Следует отметить, что электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2013 г., - это документ с квалифицированной электронной подписью в соответствии с новым законом 2011 г. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 107-ФЗ "О внесении изменения в статью 104.2 Уголовного кодекса"
Конфискация имущества: поправки к УК РФ. В УК РФ внесены поправки, касающиеся конфискации имущества. Если изъять вещь в натуре невозможно, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета. Однако на практике бывают случаи, когда подсудимый не обладает достаточными денежными средствами, зато у него есть иное ликвидное имущество (например, недвижимость, ценные бумаги, драгоценные металлы). В такой ситуации поправки разрешают конфисковывать иное имущество осужденного соответствующей или сопоставимой стоимости. Исключение - вещи, на которые не может обращаться взыскание (в частности, единственное жилье, предметы обычной домашней обстановки и обихода, одежда, обувь). - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
За преступления в сфере избирательного права наказывают теперь строже. В УК РФ внесены поправки, ужесточающие наказание за преступления в сфере избирательного права. Речь идет о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ), нарушении порядка финансирования избирательной кампании (ст. 141.1), а также о фальсификации избирательных документов и итогов голосования (ст. 142 и ст. 142.1). Так, за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, за нарушение тайны голосования грозит штраф в размере до 80 тыс. руб. (вместо 40 тыс.) или зарплаты (иного дохода) осужденного за период не до 3 мес., а до 6 мес. Это касается ответственности и за воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности их члена, связанной с исполнением им своих обязанностей. Если аналогичное деяние соединено с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия (с угрозой); совершено с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, оно наказывается, в частности, штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 до 2 лет. Ранее - в размере до 200 тыс. руб. либо зарплаты (иного дохода) за период до 18 мес. Нижний предел штрафа за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений увеличен со 100 тыс. до 200 тыс. руб. Что касается фальсификации итогов голосования, то штраф установлен в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (раньше - от 100 тыс. до 300 тыс.) либо зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 3 (а не 2) лет. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 105-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области проведения работ по безопасной утилизации изделий и отходов твердого ракетного топлива, содержащих бериллий"
Россия помогает Таджикистану утилизировать высокотоксичные отходы ракетного топлива, накопленные с советских времен. Ратифицировано российско-таджикистанское межправительственное Соглашение о сотрудничестве при утилизации изделий и отходов твердого ракетного топлива, содержащих бериллий. Оно подписано в Душанбе 28 июня 2005 г. Речь идет об изделиях и отходах, которые накопились на заводе "Заря Востока" в Таджикистане (г. Табошар, Согдийская область). Это произошло во времена СССР в период опытной отработки рецептур высокоэнергетического смесевого твердого ракетного топлива, содержащего бериллий. Работы по утилизации включают 2 этапа. Первый - подготовка технических предложений по утилизации. Эти работы финансируются российской стороной. Они проведены в первом полугодии 2006 г. Второй этап - утилизация изделий и отходов топлива. Также должна быть уничтожена вся научно-техническая, технологическая и конструкторская документации по специальным изделиям, выпускаемым до 1991 г. на упомянутом заводе по заказам министерств СССР. Стороны создают специальную двустороннюю комиссию. Она по графику в течение 6 месяцев с даты начала работ второго этапа уничтожает на месте указанную документацию. Работы второго этапа финансируются сторонами в равных долях. Соглашение временно применяется со дня его подписания. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 104-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Итальянской Республики в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан"
Италия может перевозить свою военную технику и персонал через российскую территорию для восстановления Афганистана. Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Италии о транзите воздушным транспортом вооружения, боеприпасов, военной техники и персонала через российскую территорию в связи с участием Вооруженных Сил Италии в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Оно подписано в Риге 16 февраля 2011 г. Им определены полномочия сторон и порядок осуществления указанного транзита. В частности, Италия обязана перемещать груз и персонал исключительно в целях соглашения. В противном случае Россия может отказать в разрешении (генеральном или разовом) на транзит. Генеральное разрешение выдается на 12 месяцев. Для его получения необходимо подать запрос в российский орган. При транзите итальянского вооружения, военной техники и имущества промежуточная посадка на территории нашей страны обязательна. Персонал может перемещаться без промежуточной посадки. За такое перемещение не взимаются таможенные сборы. Транзит подлежит пограничному, таможенному и иному контролю. Итальянская сторона принимает на себя расходы, связанные с транзитом. Она обязана возместить ущерб, причиненный ее персоналом и имуществом. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 103-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов"
Россия и Северная Корея против незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов. Ратифицировано Соглашение между Правительствами России и Северной Кореи о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов. Оно подписано в Москве 30 января 2012 г. Цель этого документа - предупреждение одной из наиболее серьезных проблем рыболовства: незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов. Для реализации указанной цели вводится сертификация, подтверждающая законность добытых (выловленных) водных биоресурсов, вывозимых с территорий государств. Порядок выдачи сертификата определяется в соответствии с законодательством, действующим в каждой из стран. В силу соглашения компетентные органы, уполномоченные проверять сертификат, могут принимать меры согласно законодательству, действующему в каждом из государств, для запрета ввоза на соответствующую территорию объектов живых морских ресурсов в следующих случаях. Импортер не предъявил оригинал сертификата. Представленный оригинал не соответствует копии сертификата, направленной уполномоченным органом, либо он последним не выдавался. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 102-ФЗ "О ратификации Соглашения о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза"
Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информсистемы внешней и взаимной торговли Таможенного союза ратифицировано. Ратифицировано Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информсистемы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Оно предусматривает следующее. Система является организационной совокупностью территориально распределенных госинформресурсов и информсистем госорганов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю сторон, информационных систем и ресурсов Комиссии ТС. Они объединяются государственными интеграционными сегментами сторон и интеграционным сегментом Комиссии. Работы по созданию и развитию системы осуществляются на основании ежегодных планов. Они готовятся Секретариатом Комиссии и утверждаются решением последней. Секретариат координирует создание, обеспечение функционирования и развития системы. Он осуществляет права и несет обязанности заказчика товаров (работ, услуг) при создании составляющих системы. Секретариат координирует разработку проектов технических и организационных документов, утверждаемых Комиссией. Также он организует проектирование, подготовку, внедрение, прием результатов работ и дальнейшее сопровождение составляющих. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 101-ФЗ "О ратификации Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза"
Для обмена электронными документами при торговле на территории ТС создана единая инфраструктура документирования информации. Ратифицировано Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на территории ТС. Оно подписано в Москве 21 сентября 2010 г. Соглашение регулирует отношения, возникающие при обмене электронными документами между госорганами сторон, физическими и юрлицами с использованием информационных технологий. Электронный документ, оформленный по правилам и требованиям, определяемым Комиссией ТС, признается равным по юридической силе аналогичному документу на бумажном носителе. Соглашение предусматривает создание общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде. Она состоит из интеграционного сегмента Комиссии ТС и национальных сегментов сторон. Такое взаимодействие обеспечит функционирование интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли на территории ТС (ИИСВВТ). Каждая из сторон определяет оператора своего сегмента. Отметим, что национальный сегмент России образован на базе межведомственной интегрированной автоматизированной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через госграницу (МИАИС). - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.36 и 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково"
Авторы результатов интеллектуальной деятельности освобождены от госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции. Внесены изменения в НК РФ и Закон об инновационном центре "Сколково". От уплаты госпошлины освобождаются авторы результатов интеллектуальной деятельности по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу. Данная норма способствует развитию инструмента принудительной лицензии, если результаты интеллектуальной деятельности не используются правообладателем. Изменение учредительных документов управляющей компании, на которую возложено создание и развитие Сколково, необходимо согласовать с совещательным органом при Президенте РФ. Он обеспечивает взаимодействие органов власти всех уровней, а также общественных объединений, научных и иных организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием страны. Прежде функции совещательного органа выполняла Комиссия при Президенте РФ. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. - Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов"
Географические объекты теперь получают названия по-новому. Внесены поправки в Закон о наименованиях географических объектов. Скорректированы некоторые определения. В частности, под установлением наименований указанных объектов понимается только присвоение им названий или их переименование. Уточнено понятие нормализации наименования географического объекта. Это определение написания названия объекта на русском языке и наряду с ним на других языках народов России в соответствии с орфографическими правилами, а также традициями употребления наименований объектов на данных языках. Обновлен порядок присвоения наименований географическим объектам и их переименования. Так, названия ряда географических объектов необходимо согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Речь идет о ж/д станциях, морских и речных портах, аэропортах, объектах внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, а также открытых/выделенных российскими исследователями в открытом море и Антарктике. Определение порядка такого согласования отнесено к полномочиям Правительства РФ. Предварительно предложения (и обосновывающие их документы и расчеты необходимых затрат) о присвоении наименований вышеуказанным объектам или их переименовании проходят экспертизу в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Последний и согласовывает поступившие предложения с иными органами. Уточнена процедура финансирования работ в области наименований географических объектов. В частности, если предложения о присвоении названий ж/д станциям, морским и речным портам, аэропортам либо о переименовании таковых поступили от госоргана, соответствующие работы оплачиваются из федерального бюджета. Если же они поданы органами местного самоуправления, общественными объединениями, юрлицами или гражданами, финансирование осуществляет инициатор за счет своих средств. - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"
То, что совершено, - уже не правонарушение. Как избежать санкции, которая еще не была применена? Разъяснены вопросы, возникающие в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена. Речь идет о ситуациях, когда законодательными поправками устраняется ответственность за те публично-правовые нарушения, которые уже совершены. В подобных случаях соответствующий орган власти должен принять определенные меры, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности полностью либо в части. В частности, это может выражаться как в отмене вынесенного таким органом (либо нижестоящим) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и в прекращении его исполнения. К примеру, могут быть отозваны инкассовые поручения из банков или соответствующий исполнительный документ у пристава (который в таком случае прекращает производство или оканчивает его). Если такие меры не приняты, вопрос об этом может быть решен в арбитражном суде. Для этого требуется заявление лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Рассмотрен вопрос о том, как должна оформляться резолютивная часть судебного акта, если такое лицо требует признать названное решение (постановление) недействительным. Если ответственность устраняется, исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного документа арбитражного суда, прекращается. Разобрана ситуация, когда на основании судебного акта, предусматривающего взыскание соответствующей санкции, исполнительный лист еще не был выдан. После даты устранения ответственности исполнительный лист на основании такого судебного акта не выдается. - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды""
С 2012 г. некотрые застрахованные лица не привлекаются к ответственности в связи с непредставлением документов в ПФР за предыдущие годы. В связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пленум ВАС РФ дал следующие разъяснения. С 01.01.2012 утратили силу отдельные пункты Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, устанавливавшие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в ПФР некоторые сведения (документы). А именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилия, имя, отчество, сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, копия платежного документа и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. В соответствии с Законом о страховых взносах расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам с 01.01.2012 представляют только главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанность представлять в ПФР указанный расчет отменена. Вместе с тем положения указанных законов об ответственности страхователей, в т. ч. физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, за непредставление в установленные сроки необходимых сведений сохранены. Обращено внимание судов на то, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в ПФР упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части. - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 662 "О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Когда на официальном сайте будет размещаться информация о закупках отдельными юрлицами? Установлено, что информация о закупках (положение, планы и пр.) отдельными юрлицами размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с 1 октября 2012 г. Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, унитарных предприятиях, автономных учреждениях и др. - Положение Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П "О платежной системе Банка России"
Вышло в свет Положение о платежной системе Банка России. Положение о платежной системе Банка России принято в развитие Закона о национальной платежной системе. Со дня, когда оно начинает действовать, утрачивают силу ч. II Положения ЦБР о безналичных расчетах (она регламентирует осуществление расчетов через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России) и относящиеся к ней приложения. Кроме того, Указания ЦБР об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть ЦБР, об особенностях отражения информации в расчетных документах и платежных ордерах, направляемых в электронном виде при проведении безналичных расчетов через ЦБР. Перевод денежных средств в рамках платежной системы Банка России осуществляется через систему банковских электронных срочных платежей в режиме реального времени и через системы внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов, а также с применением почтовой и телеграфной технологии. В этой платежной системе предусматривается прямое участие. Критерий участия - наличие банковского (корреспондентского) счета (субсчета) участника в Банке России. Приостановление участия не применяется. Определены применяемые формы безналичных расчетов и правила перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России. Закреплен порядок осуществления платежного клиринга и расчета. Установлен временной регламент функционирования платежной системы Банка России. Предусмотрена возможность выставлять платежные требования и инкассовые поручения в электронном виде. Участники обмена при переводе денег другим участникам в рамках сервиса несрочного перевода могут составлять платежные поручения в электронном виде на общую сумму принятых к исполнению распоряжений, информация по которым указывается в реестре. Кредитная организация (ее филиал), являющаяся участником обмена, при переводе денег на общую сумму принятых к исполнению распоряжений физлиц-плательщиков в рамках сервиса несрочного перевода органу Федерального казначейства-участнику обмена составляет платежное поручение на общую сумму с реестром. Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России", кроме некоторых норм. До 1 января 2013 г. расчетно-кассовые центры являются подразделениями расчетной сети ЦБР. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2012 г. Регистрационный N 24797.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 11 июля 2012 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 33 "О внесении изменений в Регламент арбитражных судов Российской Федерации"
Чем займется Президиум Суда по интеллектуальным правам? Уточнен регламент арбитражных судов. Это связано с учреждением Суда по интеллектуальным правам (напомним, что он должен быть создан до 1 февраля 2013 г.). В частности, установлено, что в названном Суде могут создаваться судебные коллегии. Они формируются Президиумом Суда по представлению его председателя. Кроме того, в Суде образуются судебные составы, которые специализируются на рассмотрении определенных категорий дел. Они формируются аналогично коллегиям. В Президиум Суда по интеллектуальным правам входят председатель Суда, его заместители, председатели судебных составов, а также судьи, введенные в Президиум Пленумом ВАС РФ (срок - 2 года). При рассмотрении конкретного дела в состав также входит судья - докладчик по делу. Президиум в кассационном порядке проверяет законность вступивших в законную силу судебных актов, принятых Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции. Дело принимается к рассмотрению на основании определения о принятии жалобы к производству. Заседания транслируются на официальном сайте Суда. Они снимаются на видео. Введется аудиозапись. Постановления Президиума принимаются большинством. Воздержаться от голосования нельзя. Председательствующий голосует последним. При равенстве голосов кассационная жалоба остается без удовлетворения, а судебный акт - без изменений. Член Президиума, не согласный с большинством, может составить особое мнение. Оно приобщается к материалам дела. В заседании, в котором заканчивается рассмотрение кассационной жалобы, зачитывается резолютивная часть постановления Президиума. После этого информация о принятом постановлении (в т. ч. сама резолютивная часть) размещается на сайте Суда. Президиум также рассматривает вопросы организации работы Суда. При Суде действуют научно-консультативные советы. Они занимаются подготовкой научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, а также разработкой предложений по совершенствованию законодательства. Председатель Суда по интеллектуальным правам входит в состав Совета председателей арбитражных судов. Особенности делопроизводства в Суде по интеллектуальным правам определяются специальной инструкцией. - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 678 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2010 г. N 129"
Цены на горючее для проведения сельхозработ снизят на 20% от уровня, сложившегося во II квартале 2012 г. В 2012 г. производители (поставщики) ГСМ подписывают с региональными или местными властями соглашения о снижении цен на горючее для проведения сельхозработ. Цены на ГСМ устанавливаются со скидкой 20% от оптовой цены, сложившейся во II квартале 2012 г. в регионе. Ранее - 30% от текущей оптовой цены. Указанные соглашения действуют до 1 декабря 2012 г. - Приказ Минфина РФ от 30 мая 2012 г. N 70н "О внесении изменений в Порядок обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 155н"
Теперь о выданных талонах ТО оператор уведомляет не ежедневно, а 1 раз в месяц. Скорректирован порядок обеспечения бланками талонов и международных сертификатов техосмотра (ТО), а также их учета, хранения, передачи и уничтожения. Ранее оператор ТО должен был ежедневно уведомлять профессиональное объединение страховщиков о выданных талонах и сертификатах. Теперь указанные сведения представляются ежемесячно. Это также касается информации о полученных, испорченных и утраченных талонах. В сообщении нужно указать наименование, серию, номер документа и дату события. Данные направляются в электронном виде с использованием инфомационно-телекоммуникационных сетей не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным. Пересмотрена формула, по которой рассчитывается пропускная способность пункта ТО. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2012 г. Регистрационный № 24822 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2012 г. N 430 "Об утверждении перечня показателей деятельности образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, необходимых для установления его государственного статуса"
Госаккредитация учреждений дополнительного профобразования: показатели для определения госстатуса. При госаккредитации образовательного учреждения (кроме МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, федеральных университетов) устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий его тип (вид). Утвержден перечень показателей деятельности учреждения дополнительного профобразования, необходимых для установления его госстатуса. Они разделены на 2 группы: по типу и по виду. Так, содержание и качество подготовки слушателей должны соответствовать федеральным государственным требованиям. Необходимо реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также основные профессиональные образовательные программы послевузовского профобразования. Кроме того, следует выполнять научные исследования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 июля 2012 г. Регистрационный № 24827. - Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 11 мая 2012 г. N 113п "Об утверждении формы решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов"
Плательщик страховых взносов может подать в ПФР заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа или своего статуса: форма решения. Плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за внесением указанным сумм заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или своего статуса. Утверждена форма решения, принимаемого территориальным органом ПФР по данному заявлению. В нем в частности, отражаются ИНН, КПП, наименование организации или ФИО гражданина, должность руководителя названного органа, принявшего решение, или его заместителя. Приводятся реквизиты платежного документа (поручения) на уплату (перечисление) страховых взносов, пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды, в том числе уточненные. Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2012 г. Регистрационный N 24818
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 10 июля 2012 - Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации"
КС РФ не стал оценивать последствия присоединения России. Предметом проверки стал международный протокол о присоединении России к ВТО. На момент рассмотрения запроса данный акт еще не прошел процедуру ратификации. Это позволило поднять вопрос о проверке его конституционности как международного договора, не вступившего в силу. По мнению заявителей, в отношении данного протокола не была соблюдена процедура ратификации. Кроме того, ВТО имеет неопределенный статус (не ясно, является она межправительственной или межгосударственной организацией). Также заявители затронули вопрос о социально-экономических последствиях подобного присоединения. Отклоняя эти доводы, КС РФ напомнил, что в его компетенции находятся только вопросы права. Соответственно, он не оценивает политическую и экономическую целесообразность заключения того или иного международного договора. Тем не менее КС РФ отметил, что, присоединяясь к ВТО, государство получает дополнительные возможности для легитимного выхода в международное правовое и экономическое пространство и доступ к средствам международно-правовой защиты. В случае ратификации протокола он станет основанием для применения в России Марракешского соглашения (об учреждении ВТО) и права данной организации в целом. При этом ни само соглашение, ни протокол не предполагают введения ограничений прав и свобод российских граждан и пересмотра основ конституционного строя. С точки зрения российского права возможная характеристика ВТО как межгосударственного или межправительственного объединения не имеет значения для присоединения к нему. По порядку принятия данный протокол (на стадии его подписания и одобрения Правительством РФ) не противоречит конституционным предписаниям. В рамках ВТО предусмотрено создание органа по разрешению споров, решения которого обязательны для стран-участниц. Как отметил КС РФ, подобная возможность не может рассматриваться как ущемление суверенитета, поскольку государство допускает подобное в отношении себя на условиях взаимности. Иные доводы заявителей основаны на ошибочном толковании положений указанных международных актов. - Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 г.)
ВС РФ подготовил обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств. В обзоре обращается внимание на следующее. Относительно размера наркотических средств (крупный или особо крупный) из Списка I, утвержденного постановлением Правительства РФ, отмечено, что он определяется исходя из общего количества смеси (в граммах), содержащихся в ней наркотических средств и нейтральных компонентов (мука, крахмал, табак, тальк и т. п.), а не из количества наркотического средства (в граммах) в смеси в чистом виде. В случае, когда лицо изготавливает наркотическое средство, заранее не приобретая для этого другие наркотики, в его действиях не содержится признак незаконного приобретения наркотического средства. Если лицо задержано непосредственно при сборе растений, его действия подлежат квалификации как незаконное приобретение растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей. Обращается внимание, что умышленное создание лицом условий для совершения преступления, если оно не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам, является приготовлением к преступлению, а не покушением. Лицо, привлекаемое в качестве посредника к приобретению наркотических средств в рамках оперативно-розыскного мероприятия, может быть подвергнуто уголовной ответственности. Условия: оно не было осведомлено о своем участии в оперативно-розыскном мероприятии и до его проведения имелась достоверная информация о том, что данное лицо приобретает наркотические средства. В судебной практике следует учитывать решения ЕСПЧ, который не запрещает ссылаться на доказательства, полученные в результате проведения операции под прикрытием. Однако использование агентов под прикрытием должно быть ограничено. Сотрудники могут действовать тайно, но не заниматься подстрекательством. Что касается доказательств, то по уголовным делам в рассматриваемой сфере ими могут быть, в частности, заключения и показания экспертов, проводивших фоноскопические экспертизы образцов голосов лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. - Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2012 г. N ВАС-4065/12
Госзакупки: закон не запрещает объединять работы по проектированию и строительству в один предмет торгов. ВАС РФ счел незаконным одно из разъяснений, касающихся вопросов размещения госзаказов. Исходя из них, нельзя объединять в один предмет торгов работы по подготовке проектной документации и по организации строительства. Этот вывод был сделан ФАС России со следующей аргументацией. Указанные работы выполняются в рамках разных товарных рынков. Лица, осуществляющие подготовку проектной документации и ведущие строительство, входят в состав разных видов саморегулируемых организаций. Кроме того, если в составе документации о торгах на строительство объекта нет проектной документации, то это означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта. Подобный факт, в свою очередь, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение. Поэтому объединение названных видов работ в один предмет торгов приводит к ограничению количества участников размещения заказа, что является основанием для выдачи предписания. Между тем, как указал ВАС РФ, в законе нет подобных аналогичных положений. Таким образом, оспариваемый акт носит нормативный характер. По сути, он содержит в себе положения, не предусмотренные законодательством. При этом он устанавливает условия, которые влекут правовые последствия, рассчитанные на многократное применение (в виде выдачи предписаний). Несмотря на это, данный акт не направлялся на регистрацию в Минюст России и не был опубликован, что является нарушением Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. С учетом этого подобные разъяснения признаются недействующими. - Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N ВАС-6820/12
Ежесуточная уплата сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования противоречит требованиям законодательства. Общество обратилось в ВАС РФ с заявлением к ФСТ России о признании недействующим отдельного пункта Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Согласно оспариваемому пункту при подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным подъездным путям, принадлежащим железным дорогам, локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается сбор за фактическое пользование железнодорожным подъездным путем. Как указывает заявитель, оспариваемый пункт в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, создает для него необоснованные расходные обязательства. ВАС РФ пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, пояснив следующее. Взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни положениями Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается. ФСТ России при установлении тарифов, сборов, платы не может выйти за рамки положений, определенных действующим законодательством. Однако в рассматриваемом случае ответчик вышел за пределы полномочий, установленных законодательством. Установив сбор за подачу и уборку вагонов, ФСТ России включила в него и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования. Исходя из изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят ФСТ России за пределами предоставленных ей полномочий, без учета баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей. В связи с этим оспариваемый пункт Правил признан недействующим. - Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 692 "Об утверждении перечня товаров, в случае временного ввоза которых в качестве научных или коммерческих образцов завершение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не допускается помещением под таможенную процедуру уничтожения"
Когда временный ввоз научных или коммерческих образцов не может завершаться таможенной процедурой уничтожения? Товары, временно ввозимые в Россию в качестве научных или коммерческих образцов, подлежат таможенному декларированию в упрощенном порядке. Декларант вправе заявить таможенную процедуру уничтожения в отношении указанных временно ввезенных образцов, в т. ч. в случаях, если они уничтожены или повреждены при проведении с ними (при их использовании в ходе) испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов, экспериментов или демонстрации. Определен перечень товаров, в случае временного ввоза которых в качестве научных или коммерческих образцов завершение данной таможенной процедуры не допускается помещением под таможенную процедуру уничтожения, если они уничтожены или повреждены при проведении с ними (при их использовании в ходе) указанных действий. В частности, в перечень входят эфирные масла и резиноиды, парфюмерные, косметические или туалетные средства. Фото- и кинотовары, пылесосы. Телефонные аппараты, звуко- и видеозаписывающая или воспроизводящая аппаратура. Моторные транспортные средства для перевозки людей и грузов. Мебель, постельные принадлежности, матрацы. Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования. - Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 688 "О Правилах ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации"
Как ведется автоматизированная система контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции? Закреплен порядок ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции в нашей стране. Участниками этой системы являются Росалкогольрегулирование, уполномоченное ее вести, и организации, перевозящие автомобильным транспортом на основании соответствующих лицензий этиловый спирт (в т. ч. денатурат) и нефасованную спиртосодержащую продукцию с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. Исключение - те, которые занимаются перевозками данной продукции в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Росалкогольрегулирование для участия организации-перевозчика в системе контроля перевозок вносит о нем ряд сведений. Среди таковых - марки, модели и номера государственных регистрационных знаков автотранспорта, идентификационные (серийные) номера изготовителя техсредств регистрации. Перевозчики направляют информацию в электронном виде в формате, установленном Службой. В процессе перевозки продукции организация по каждому используемому автотранспорту передает следующую информацию. Это пройденный маршрут, дата, время начала и окончания перевозки продукции; адреса мест начала перевозки (загрузки) и доставки (выгрузки); время и место стоянок транспортного средства. Перечислены сведения, которые Росалкогольрегулирование вносит в систему в отношении каждой перевозки продукции, осуществляемой организацией-перевозчиком, данные о которой зафиксированы в системе. Информация из системы контроля перевозок используется в целях госконтроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. - Постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств"
Лицензирование производства лекарств: новое положение. Заново утверждено Положение о лицензировании производства лекарственных средств. Положение касается деятельности юрлиц. Лицензированием производства лекарств для медицинского применения занимается Минпромторг России, для ветеринарного - Россельхознадзор. Требования к соискателю лицензии: наличие соответствующих промышленных регламентов, лица, которое при вводе лекарств в гражданский оборот подтверждает их соответствие установленным требованиям, работников, которые имеют высшее или среднее фармацевтическое, химическое, химико-технологическое, биологическое, биотехнологическое, медицинское или ветобразование и отвечают за производство и маркировку лекарств, и др. Лицензиат также должен соблюдать запрет на производство лекарств, не включенных в госреестр, правила хранения препаратов и уничтожения недоброкачественных субстанций, требования о регистрации предельных отпускных цен, повышать квалификацию вышеуказанных лиц не реже раза в 5 лет. Приведен перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарств. Постановление об утверждении прежнего положения признано утратившим силу.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 9 июля 2012 - Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 682 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности"
Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности: новый порядок. Обновлен порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. В частности, это обусловлено изменениями, внесенными летом 2011 г. в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Уточнено содержание лицензируемой деятельности. Лицензирующим органом по-прежнему является Ростехнадзор. Соискателю лицензии необходимо иметь в штате минимум 1 эксперта с высшим профессиональным (техническим) образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет. Кроме того, последний должен быть аттестован на знание специальных требований промышленной безопасности по заявляемым работам (услугам). Лицензиат, занимаясь лицензируемой деятельностью, должен соблюдать требования, которые установлены нормативно-правовыми актами в области промышленной безопасности. Также необходимо, чтобы экспертизу в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, проводили вышеназванные эксперты. Перечислены документы, которые вместе с заявлением подаются для получения лицензии. За предоставление или переоформление лицензии и выдачу ее дубликата уплачивается госпошлина. Ее размеры определены налоговым законодательством. Ранее действовавшее положение признано утратившим силу. - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 663 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178"
Скорректирован порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Вносятся изменения в постановление Правительства РФ, касающееся ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. С 1 июля 2012 г. должны быть установлены (пересмотрены) долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, доля России, региона и ОАО "Холдинг МРСК" в уставном капитале которых в совокупности составляет не менее 50% плюс 1 голосующая акция. Это касается и иных сетевых компаний, в отношении которых применяется в т. ч. метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Закреплено, что указанные параметры регулирования деятельности сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в городах федерального значения и граничащих с ними регионах, при необходимости утверждаются (корректируются) до 15 июля 2012 г. Речь идет и о тарифах на услуги по передаче электроэнергии в субъектах Федерации, на территориях которых названные компании осуществляют регулируемую деятельность. Кроме того, до 15 июля 2012 г. необходимо принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 г. сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на II полугодие 2012 г. В отношении территориальных сетевых организаций, деятельность которых в I полугодии 2012 г. регулировалась с применением метода доходности инвестированного капитала, а с 1 июля 2012 г. - методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, установлено следующее. Долгосрочные параметры регулирования их деятельности с 1 ноября 2012 г. до окончания долгосрочного периода регулирования подлежат пересмотру (установлению) до 15 октября 2012 г. Если параметры регулирования деятельности указанных юрлиц с применением метода доходности инвестированного капитала не согласованы с ФСТ России, их деятельность регулируется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Долгосрочные параметры регулирования деятельности такой организации необходимо согласовать со Службой. ФСТ России следует пересмотреть с 1 июля 2012 г. цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора. Минэнерго России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нужно утвердить инвестпрограмму ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" со сроком действия до 2018 г. Это надо сделать до 1 ноября 2012 г. |