Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 28 октября 2011 - Постановление Правительства РФ от 26 октября 2011 г. N 869 "О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"
Какие документы можно не представлять при регистрации по месту жительства или пребывания? Вносятся изменения в правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания (жительства) в пределах нашей страны. Установлено, что при регистрации по месту пребывания на основании договора соцнайма, заключенного в установленном порядке, или свидетельства о госрегистрации права на жилье гражданин может не предъявлять эти документы. При этом в заявлении о регистрации по месту пребывания нужно указать их реквизиты. При регистрации по месту жительства физлицо также вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для его вселения (договоры соцнайма, найма помещения государственного или муниципального жилищного фонда, свидетельство о госрегистрации права на жилье и т. п.). Условие - сведения, содержащиеся в таком документе, должны находиться в распоряжении государственных органов или местного самоуправления. Орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает информацию о перечисленных документах. Регистрирует гражданина по месту пребывания или жительства. Срок - до 8 рабочих дней после подачи заявления и документа, удостоверяющего личность. Если в случае смерти гражданина заинтересованное лицо не представило свидетельство о смерти, то данные о госрегистрации такого факта указанный орган запрашивает в органах записи актов гражданского состояния самостоятельно. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2011 г. N 862 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 1 ноября понижаются экспортные пошлины на нефть и некоторые товары, выработанные из нее. Пересмотрены ставки экспортных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы России и государств-участников соглашений о Таможенном союзе. С 411,4 до 393 долл США за тонну уменьшается ставка пошлины на сырую нефть, в т. ч. добываемую на Верхнечонском, Талаканском, Дулисьминском, Западно-Аянском, Ярактинском, Марковском, Алинском и Даниловском месторождениях. Ставка пошлины на сырую нефть плотностью при 20° С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 масс.% равна 190,7 (вместо 204,5) долл. США. Исключение - указанные выше нефтегазоконденсатные и газонефтяные месторождения. С 370,2 до 353,7 долл. США уменьшается ставка пошлины на прямогонный и товарные бензины. С 271,5 до 259,3 - на легкие и средние дистилляты, газойли, жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме озокерита, буроугольного или торфяного воска), нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса), бензол, толуол, ксилолы. Со 196,6 до 236,5 долл. США за тонну возрастает пошлина на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы. Сохраняется нулевая ставка пошлины на нефтяной кальцинированный кокс, озокерит, буроугольный или торфяной воск (природные продукты). Постановление вступает в силу с 1 ноября 2011 г. - Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)"
Обратиться за государственной (муниципальной) услугой можно в электронной форме, воспользовавшись единым порталом. Утверждены Положения о Едином портале и Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). Установлены правила ведения последнего. Оператором указанных федеральных государственных информационных систем является Минкомсвязь России, уполномоченным органом по ведению реестра - Минэкономразвития России. Единый портал обеспечивает доступ физлиц и организаций к сведениям об услугах (функциях), содержащимся в Федеральном реестре, а также предоставление этих услуг в электронной форме. Так, через портал лицо может подать в электронной форме заявление о предоставлении услуги и необходимые для этого документы, узнать о ходе рассмотрения обращения, уплатить госпошлину (сбор). Заявления и подаваемые документы могут заверяться простой электронной подписью, если законом не установлено требование о квалифицированной. Порядок регистрации и авторизации заявителя на едином портале устанавливается Минкомсвязью России по согласованию с Минэкономразвития России. Принятые на едином портале заявления и документы направляются в орган (учреждение, организацию), оказывающий услугу, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Через портал заявитель может оставить свой отзыв о качестве оказания государственных и муниципальных услуг (осуществления функций). Закреплены требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций). - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2011 г. N 2235 "Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования"
Как осуществляется общественное наблюдение за проведением выпускных школьных экзаменов? Установлено, как осуществляется общественное наблюдение при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного или среднего (полного) общего образования. Утвержденные правила не применяются в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Речь идет и об образовательных учреждениях УИС. В рамках такого наблюдения взаимодействуют общественные наблюдатели, Рособрнадзор, органы, осуществляющие управление в сфере образования, имеющие госаккредитацию учреждения, реализующие основные программы среднего (полного) общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности и др. Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Определено, как аккредитуют физлиц в качестве таких наблюдателей. Граждане подают заявление, в котором указывают конкретное место проведения экзамена на 1 или несколько экзаменов по общеобразовательным предметам или рассмотрения апелляции. Установлен перечень данных, которые приводятся в заявлении. Аккредитацию осуществляют региональные органы исполнительной власти, а также местного самоуправления, осуществляющие управление в этой области, учредители российских образовательных учреждений, расположенных за границей и имеющих госаккредитацию. Названная процедура проводится минимум за 2 недели до дня экзамена (рассмотрения апелляций). Решение принимается в течение 5 рабочих дней. В случае положительного результата гражданину выдается соответствующее удостоверение. Закреплены права и обязанности общественного наблюдателя. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 2011 г. Регистрационный № 22118. - Приказ Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц"
Как сообщить в инспекцию о доходах физлиц, а также о невозможности удержания НДФЛ и его сумме? Налоговые агенты обязаны сообщать в налоговые органы о доходах физлиц, а также о невозможности удержания НДФЛ и его сумме. Установлен порядок представления таких сведений. Они подаются в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде. Сведения могут быть переданы налоговым агентом лично или через представителя, в виде почтового отправления с описью вложения или в электронной форме. Установлено, как определяется дата представления сведений. Если нужно уточнить поданные сведения, то в налоговый орган представляются только те, которые скорректированы. Приведены требования к электронным и бумажным носителям, используемым для подачи сведений. Сведения можно передать и по телекоммуникационным каналам связи (при наличии доступа налогового органа к ним). Установлены особенности. Одновременно в качестве сопроводительного документа в налоговый орган представляется Реестр сведений о доходах физлиц за соответствующий год. Приведена его форма. О приеме сведений налоговый орган составляет протокол (по установленной форме, представленной в приложении к приказу). Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г. Регистрационный № 22107. - Информация ЦБР от 28 октября 2011 г.
Ставка рефинансирования остается на уровне 8,25% годовых. Решено оставить без изменения ставку рефинансирования и проценты по операциям ЦБР. Решение принято на основании оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в т. ч. обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации. Годовые темпы инфляции продолжали снижаться и по состоянию на 24 октября 2011 г. составили 6,9% (7,2% в сентябре, 8,2% в августе). Замедлению инфляции по-прежнему способствовала динамика цен на отдельные группы продовольственных товаров. Данный эффект постепенно исчерпывается. В сентябре также снижались цены в сфере услуг. При этом годовые темпы инфляции по непродовольственным товарам на протяжении ряда месяцев не снижаются, оставаясь на относительно высокими. Также решено увеличить до 180 дней срок предоставления кредитов, обеспеченных золотом. С 1 ноября 2011 г. процентная ставка по указанным кредитам на срок от 91 до 180 дней составляет 7,25% годовых. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 27 октября 2011 - Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2011 г.)
Сведения из заключения служебной проверки сотрудника нельзя оспорить как порочащие честь. Проанализирована практика ВС РФ по гражданским и уголовным делам (включая Военную коллегию). Помимо материалов конкретных дел, в обзор традиционно включены ответы на некоторые вопросы, возникающие в правоприменительной практике, а также извлечения из постановлений Европейского Суда по правам человека. Приведены примеры рассмотрения споров из наследственных правоотношений. В частности, затронута ситуация, когда наследник (по завещанию) умер раньше своего завещателя. В этом случае доля первого считается незавещанной. Она переходит к наследникам (по закону) лица, оставившего завещание. Отдельно выделена практика по спорам, возникающим из социальных, трудовых и пенсионных правоотношений. Указывается, что орган соцстрахования (подразделение ФСС РФ), который выплатил страховые суммы в возмещение вреда здоровью потерпевшего, имеет право обратного требования к лицам, по чьей вине причинен этот вред. Согласно разъяснениям сведения, которые содержатся в заключении служебной проверки (оформленной приказом работодателя), не могут быть оспорены сотрудником как порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию. Причина - данные в подобных документах оспариваются в ином порядке. Рассмотрены ситуации, касающиеся прохождения военной службы по контракту лицами, которые не достигли предельного возраста пребывания на ней. Не допускается увольнять таких военнослужащих (без их согласия) в запас по истечении срока контракта или отказывать в заключении нового до того, как они приобретают право на пенсию за выслугу лет. Это не касается случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным федеральным законом. Затронуты процессуальные моменты, включая вопросы подведомственности споров и взыскания судебных расходов. Если между АО и гражданином возникает спор о выделе доли в праве общей долевой собственности на землю, дело должен рассматривать суд общей юрисдикции. Вопрос о распределении судебных расходов может быть решен судом и после вступления судебного решения в силу. Примеры из практики Европейского Суда связаны с незаконным содержанием заявителей под стражей, а также с необеспечением права на эффективную юрпомощь при рассмотрении уголовных дел. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 26 октября 2011 - Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию"
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: распределение полномочий на федеральном уровне. 1 сентября 2012 г. вступает в силу Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Распределены полномочия федеральных органов исполнительной власти в данной сфере. На Рособрнадзор возложили госнадзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства к информпродукции, используемой в образовательном процессе. Роспотребнадзор теперь осуществляет госконтроль за соответствием информпродукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства. Это касается указания в соответствующих сопроводительных документах сведений, полученных в результате классификации названных товаров. Также речь идет о размещении в соответствии с такими сведениями знака информпродукции. Минкультуры России поручили определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Кроме того, Миинистерство теперь осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства к обороту аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий. Роскомнадзор организует экспертизу продукции в целях обеспечения информбезопасности детей, а также аккредитует экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы и ведет их реестр. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики в названной сфере, стало Минкомсвязи России. Оно определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы или передачи, требования к административным и оргмерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей. Также Министерство разрабатывает и реализует ФЦП обеспечения информбезопасности детей, производства продукции для них и оборота информпродукции в целом. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 г. - Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 860 "Об утверждении Правил взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Определено, какой объем информации о работе государственных и муниципальных органов можно получить бесплатно. С 2010 г. вступил в силу закон, определяющий порядок доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов. Бесплатно можно получить только определенный объем сведений. При его превышении информация предоставляется пользователю, который ее запрашивает, за плату. Утверждены правила ее взимания. Пользователю должны сообщить о том, что будет взиматься плата. При предоставлении сведений в электронном виде она вносится, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает 1 мегабайт. На бумажном носителе - 20 страниц формата А4, или 10 страниц формата А3, или 5 страниц формата А2, или 1 страницу формата, превышающего формат А2. Если сведения хранятся на бумажном носителе в формате А4, каждая дополнительная страница стоит 10 руб. В формате А3 - 20 руб. В форматах от А2 до А0 - 100 руб. В формате, превышающем А0 - 1 000 руб. За каждый дополнительный мегабайт нужно уплатить 10 руб. Если объем бесплатно предоставляемой информации на бумажном носителе превышен, пользователь полностью несет расходы, связанные с пересылкой копий по почте. Если нет, то данные затраты финансируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных государственному (муниципальному) органу на руководство и управление в установленной сфере деятельности. Если объем бесплатно предоставляемой информации в электронном виде не превышен, а пользователь указал адрес электронной почты, сведения направляются на этот адрес бесплатно. Если объем превышен, их записывают на компьютерное накопительное устройство. Затраты, связанные с его пересылкой по почте, относятся на счет пользователя. Почтовые расходы не нужно оплачивать, если информация передается пользователю непосредственно в государственном (муниципальном) органе. - Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2011 г. N 03-02-08/110
Когда взимается минимальный штраф за непредставление налоговой декларации в срок? Указано, что отсутствие суммы налога к уплате само по себе не освобождает от обязанности представления декларации по нему. Иное может быть установлено законом. Такая обязанность возникает в силу норм, относящих соответствующее лицо к числу налогоплательщиков. Изменениями в НК РФ с 100 до 1 000 руб. был увеличен минимальный размер штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Он применяется не только в случаях, когда штраф, исчисленный исходя из налога, подлежащего уплате на основании декларации, не превышает его минимальный размер. Это также ситуация, при которой указанная в декларации сумма налога уплачена полностью или когда представляется "нулевая декларация". Также отмечается, что отдельные письменные разъяснения Минфина России доводятся ФНС России налоговым органам. Последние должны руководствоваться ими. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 25 октября 2011 - Указ Президента РФ от 24 октября 2011 г. N 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации"
Бывшие военнослужащие воинских частей и организаций Северного флота могут получить субсидии на покупку жилья за счет средств федерального бюджета. Граждане России, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, уволенные до 1 января 2005 г. с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, вправе получить субсидии для приобретения жилья за счет ассигнований федерального бюджета. Право подтверждается государственным жилищным сертификатом. При этом общая продолжительность военной службы таких лиц должна составлять 10 лет и более. Они не должны быть собственниками жилья или членами семьи таких собственников. Предоставление названного права не зависит от того, состоял гражданин на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или нет. Упомянутое право распространяется и на членов семей указанных граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, в т. ч. на вдов (вдовцов), не вступивших в повторный брак. Указ вступает в силу со дня его подписания. - Постановление Правительства РФ от 21 октября 2011 г. N 853 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти в сфере теплоснабжения"
Полномочия в сфере теплоснабжения поделены между Минрегионом России, Минэнерго России и ФАС России. Между федеральными органами власти распределены полномочия в сфере теплоснабжения. Минрегиону России поручено осуществлять реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Исключение - производство теплоэнергии в режиме комбинированной выработки и ее передача. В этой области регулирование возложено на Минэнерго России. Минрегион России утверждает правила коммерческого учета теплоэнергии и теплоносителя; ведет госреестр саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения; контролирует их деятельность. Указанное Министерство рассматривает разногласия между региональными (местными) властями, теплоснабжающими организациями и потребителями при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения. Минэнерго России определяет порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Федерации и муниципальных образований; утверждает правила оценки готовности к отопительному периоду и порядок расследования причин аварий при теплоснабжении. Данное ведомство устанавливает порядок определения нормативов технологических потерь при передаче теплоэнергии и теплоносителя, удельного расхода топлива при производстве теплоэнергии и его запасов на источниках теплоэнергии. Оно же утверждает указанные нормативы при теплоснабжении крупных поселений и производстве теплоэнергии в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью 25 МВт и более. Минэнерго России определяет порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива. Оно утверждает схемы теплоснабжения поселений и городских округов с численностью населения 500 тыс. чел. и более, а также Москвы и Санкт-Петербурга (включая определение единой теплоснабжающей организации). Кроме того, Министерство оценивает готовность субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. Дополнительными полномочиями в сфере теплоснабжения наделена и ФАС России. Она вправе выдавать предписания об отмене регулирования тарифов в данной области (в предусмотренных законом случаях). Служба согласовывает решения региональных властей об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и о его последующем введении. - Постановление Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности положений статей 144, 145 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.Л. Панченко"
Пока акт судьи не отменен, повода для уголовного преследования за неправосудное решение нет. Предметом проверки КС РФ стали нормы, касающиеся процедуры возбуждения уголовных дел в отношении судей. Речь идет о таком преступлении, как вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Уголовные дела в отношении судей возбуждаются в особом порядке. Он предусматривает необходимость получить предварительное согласие на это со стороны квалификационной коллегии судей. КС РФ пришел к выводу о неконституционности этих норм. Они являются таковыми в части, в которой допускают возбуждение уголовного дела по признакам названного преступления в случае, когда соответствующий судебный акт вступил в силу и не был отменен. Как пояснил КС РФ, вступивший в силу, не отмененный и не измененный судебный акт не может рассматриваться как неправосудный. Если нет подтверждения его незаконности и необоснованности со стороны вышестоящей судебной инстанции, то его правосудность презюмируется. Квалификационная коллегия судей, решая вопрос о даче согласия на уголовное преследование судьи или об отказе в этом, не вправе самостоятельно оценивать вынесенный им судебный акт с точки зрения законности и обоснованности. Это может сделать только вышестоящая (апелляционная, кассационная и надзорная) судебная инстанция. Поэтому возбуждение уголовного дела в указанной ситуации допускается только в одном случае - если соответствующий судебный акт был отменен вышестоящим судом в надлежащей процедуре. Иное означало бы, что следственными органами констатируется вынесение судьей незаконного или необоснованного акта, а это уже свидетельствовало бы о неправомерном вмешательстве в осуществление правосудия. КС РФ обратил внимание на то, что аналогичная позиция уже была ранее сформулирована Высшей квалификационной коллегией судей РФ (в 2010 г.) и ВС РФ (в 2008 г.). Тем не менее на практике она учитывалась не всегда. Федеральному законодателю указано на необходимость внести соответствующие поправки. Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 24 октября 2011 - Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
Официальному интернет-порталу правовой информации - быть! Внесенные поправки предусматривают дополнительный источник опубликования (размещения) федеральных конституционных и федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Речь идет об официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Помимо этого, они, как и прежде, печатаются в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". При этом официальным опубликованием считается первое размещение их полного текста в одном из перечисленных источников (в том числе на указанном портале правовой информации). Портал является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации. Его функционирование обеспечивает ФСО России. На нем также размещаются (опубликовываются) указы и распоряжения Президента РФ. Допускается размещение (опубликование) актов Правительства РФ, других органов госвласти, муниципалитетов. Федеральный закон вступает в силу с 10 ноября 2011 г. - Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Мэрам, возглавляющим местные администрации, запретили брать на службу родственников. Запрещено назначать (по контракту) на должность главы местной администрации лиц, находящихся в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с главой муниципального образования. Кроме того, не могут поступить на муниципальную службу близкие родственники и свояки главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию (в случае непосредственной подчиненности или подконтрольности ему). Напомним, что ранее родственные ограничения на муниципальной службе не распространялись на главу муниципального образования, поскольку он муниципальным служащим не является. |