- Федеральный закон от 22 июля 2014 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В Крыму появится игорная зона. В Крыму решено создать игорную зону. Ее границы определят органы исполнительной власти Республики. Ранее запрещалось создавать игорные зоны на землях поселений. Введено исключение из этого правила. Речь идет об образовании зоны в границах участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения, финансирование и строительство которых не производилось за счет бюджетных ассигнований или средств ГК "Олимпстрой". Закреплены положения об определении границ игорной зоны в Краснодарском крае. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
Банки могут пополнить капитал за счет средств, полученных в кризисный период от государства. Расширены антикризисные меры поддержки банковского сектора. Согласно поправкам средства Фонда национального благосостояния, предоставленные Внешэкономбанком в период кризиса банкам в виде субординированных кредитов и возвращенные последними после исполнения обязательств по таким кредитам, могут быть направлены на приобретение привилегированных акций этих банков. Решение об этом принимается Правительством РФ в каждом конкретном случае отдельно. В отношении приобретаемых привилегированных акций предусмотрен ряд изъятий. В частности, указанные акции не учитываются при расчете максимальной доли номинальной стоимости размещенных привилегированных акций. На них не распространяются требования об обязательном определении в уставе АО размера дивиденда или (или) стоимости, выплачиваемой при ликвидации общества; положения об одобрении крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Также установлен иной порядок принятия решений на общем собрании акционеров по корпоративным процедурам, связанным с размещением таких акций. Особые условия господдержки предусмотрены для Сбербанка России. Он может получать от ЦБ РФ субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) на сумму не более 500 млрд руб. без ограничения срока привлечения или на срок до 50 лет с возможностью продления договора. Эти кредиты могут предоставляться полностью или частично путем приобретения не только облигаций Сбербанка России, но и ценных бумаг, средства от размещения которых направляются на предоставление Сбербанку России указанных кредитов. Также ЦБ РФ может конвертировать средства от возращенных Сбербанком России субординированных кредитов в привилегированные акции этого банка. В отношении данных акций также действуют вышеперечисленные изъятия. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в статью 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
За публичные призывы совершать действия, направленные на нарушение территориальной целостности России, накажут строже. Решено усилить уголовную ответственность за публичные призывы совершать действия, направленные на нарушение территориальной целостности России. За такие деяния предусмотрен штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать отдельные должности или осуществлять определенную деятельность на тот же срок. Пересмотрена санкция за те же деяния, совершенные с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет).
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в статьи 236 и 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Поворот обвинения к худшему на стадии судебного разбирательства. Внесены поправки в УПК РФ. Они разработаны во исполнение одного из постановлений КС РФ. Напомним, что летом 2013 г. КС РФ признал неконституционными отдельные нормы о возвращении уголовного дела прокурору. Дело в том, что по действующему законодательству запрещено менять обвинение в судебном разбирательстве, если это ухудшает положение подсудимого. Соответственно, в некоторых ситуациях суд не может самостоятельно и независимо выбрать нормы уголовного закона, подлежащие применению. Речь идет о случаях, когда фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении (акте, постановлении), свидетельствуют о том, что в действиях обвиняемого имеются признаки более тяжкого преступления. Также подразумевается ситуация, когда в ходе предварительного слушания или разбирательства суд устанавливает фактические обстоятельства, которые являются основанием для квалификации деяния как более тяжкого преступления. Поправки закрепляют возможность возвращения дела прокурору в указанных выше случаях. При этом суд не должен указывать статью, по которой деяние подлежит новой квалификации, а также оценивать доказательства и делать выводы о виновности лица. Уделено внимание порядку обжалования соответствующих судебных решений.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
На что еще могут быть потрачены средства нормированного страхового запаса ФФОМС? Скорректирован порядок расходования средств нормированного страхового запаса ФФОМС. Установлено, что в 2014 г. эти средства по решению Фонда также могут направляться в федеральную казну в виде иных межбюджетных трансфертов на оказание ФГУ высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС. Кроме того, дополнительные средства из указанного запаса перечисляются территориальным фондам ОМС Республики Крым и г. Севастополя на организацию ОМС, в т. ч. на информатизацию медорганизаций. Речь идет о межбюджетных трансфертах в суммах до 60 млн руб. и до 15 млн руб. соответственно. Федеральный закон вступает в силу с даты официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Инвалидам по зрению разрешили использовать факсимильную подпись вместо собственноручной. Расширены возможности инвалидов по зрению при их кассовом обслуживании. Установлено, что при совершении банком или иным хозяйственным субъектом операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денег инвалид может проставлять в оформляемых документах вместо собственноручной подписи ее факсимильное воспроизведение. Оно выполняется при помощи средства механического копирования. Для реализации такого права нужно представить документ, удостоверяющий личность; справку об установлении инвалидности по зрению; нотариальное свидетельство об удостоверении тождественности собственноручной подписи с ее факсимильным воспроизведением. Последнее выдает нотариус. Дополнен перечень нотариальных действий, совершаемых консульскими должностными лицами. Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
До 7% средств Фонда национального благосостояния разрешили размещать на депозитах во Внешэкономбанке. Цель поправок - обеспечить достаточность собственных средств (капитала) госкорпорации "Внешэкономбанк". Для этого на депозитах в указанной госкорпорации разрешено размещать до 7% средств Фонда национального благосостояния. Соответствующие решения принимаются Правительством РФ. Поправки разработаны в целях реализации предложения о докапитализации госкорпорации за счет переоформления депозитов, размещенных во Внешэкономбанке Минфином России из средств Фонда, в субординированные кредиты со сроком погашения 15 лет.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Доминирующее положение рекламораспространителей определят по Закону о защите конкуренции. Внесены изменения в Закон о рекламе. В частности, отменены нормы о преимущественном положении лица в сфере распространения наружной и телевизионной рекламы. Речь идет о случаях, когда доля лица на соответствующих рынках превышает 35%. Ранее закон запрещает такое доминирование. Таким образом, регулирование экономической концентрации на рекламных рынках переходит в сферу действия Закона о защите конкуренции. Это позволит Федеральной антимонопольной службе устанавливать факты доминирующего положения хозяйствующих субъектов с учетом анализа реального состояния конкуренции. Также закреплено, что понимается под временными рекламными конструкциями. Это конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более 12 месяцев. Федеральный закон вступает в силу с даты официального опубликования.
- Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 года N 263-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Создание государственной информационной системы ЖКХ: сопутствующие поправки. Изменения обусловлены принятием Закона о государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. В КоАП РФ статья о нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами признана утратившей силу. Одновременно введена ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС. За это будут отвечать органы власти. Кроме того, будут наказывать организацию федеральной почтовой связи общего пользования, уполномоченную на создание, эксплуатацию и модернизацию ГИС за нарушение порядка доступа к системе и к размещенной в ней информации, сроков регистрации поставщиков данных и пользователей, требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования ГИС. Установлен штраф в размере 200 тыс. руб. В ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений об использовании ГИС или иных информсистем при проведении собрания в форме заочного голосования. Введена отдельная статья о таких собраниях. Использование ГИС должно быть предусмотрено уставом жилищного кооператива, ТСЖ. Плату за жилое помещение и коммунальные услуги можно вносить не только на основании платежных документов, но и информации, размещенной в ГИС или в иных информсистемах. Указанной информацией признаются сведения о начислениях в ГИС, данные, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Детям сотрудников ОВД вернули льготу при поступлении в военные и кадетские училища. Расширен перечень лиц, имеющих преимущественное право приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, кадетские и военно-музыкальные училища. Таким правом наделены дети сотрудников ОВД, а также дети граждан, уволенных из ОВД по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их службы составляет 20 лет и более. Отметим, что указанная льгота была ранее предусмотрена ведомственными актами МВД России, но отменена в связи с принятием нового Закона об образовании. Также закрепляются особенности реализации профессиональных образовательных программ в образовательных организациях МЧС России.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Недропользователям: Президент РФ подписал изменения в некоторые акты, касающиеся подземных вод, включая попутные. Внесены изменения в Законы о недрах, об экологической экспертизе и об отходах производства и потребления. Закон о недрах в т. ч. регулирует отношения, возникающие в области подземных вод, включая попутные (извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и тех, которые использованы для собственных производственных и технологических нужд. Участки недр для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, будут предоставляться без ограничения срока. Право на размещение имеют пользователи недр, занимающиеся разведкой и добычей углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическим изучением, разведкой и добычей такого сырья в границах предоставленных им горных и (или) геологических отводов. Основание - утвержденный технический проект. Он должен предусматривать исключение негативного воздействия на окружающую среду. Пользователь недр вправе применять для ликвидации горных выработок вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности. Это должно делаться по проекту ликвидации, который является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2015 г.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 260-ФЗ "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О недрах"
Кто может получить вознаграждение за открытие нового месторождения полезных ископаемых? Уточнены основания выплаты вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого. Закреплено, что право на государственное денежное вознаграждение имеют физлица, участвовавшие в открытии неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных), запасы которого поставлены на госбаланс. При этом работы должны быть проведены за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части госбюджета СССР. Правительство РФ должно установить порядок определения лиц, участвовавших в открытии месторождения, а также правила и размеры выплаты вознаграждения. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Госкорпорацию "Ростехнологии" переименовали в "Ростех". Уточнено правовое положение Госкорпорации "Ростехнологии". Во-первых, изменено название Корпорации. Новое наименование - Государственная корпорация "Ростех". Во-вторых, в цели деятельности Корпорации включено участие в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества. Корпорация может проводить научные исследования по перспективным направлениям развития науки и техники, содействовать строительству объектов, в том числе соцназначения. Корпорация должна ежегодно составлять консолидированную финансовую отчетность, достоверность которой надо подтверждать аудиторским заключением. Уточняются полномочия наблюдательного совета Корпорации. Он утверждает стратегию развития Корпорации на долгосрочный период и программу деятельности Корпорации на среднесрочный период. Прописан порядок передачи Корпорации акций дополнительных выпусков открытых акционерных обществ, являющихся организациями Корпорации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
За нарушения во время митингов ввели более жесткое наказание. В УК РФ введена статья, предусматривающая наказание за неоднократное нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Речь идет о деянии лица, ранее привлекавшегося к административной ответственности более 2 раз в течение 180 дней. Закреплена следующая санкция: штраф в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательные работы до 480 часов, либо исправительные от 1 года до 2 лет, либо принудительные до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. В КоАП РФ внесены следующие изменения. В частности, до 30 суток увеличен срок административного ареста за несоблюдение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах. Решено наказывать за повторное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников полиции, органа или учреждения УИС, органов ФСБ России, госохраны, военнослужащих в связи с исполнением служебных обязанностей (воспрепятствование деятельности). Условие - деяние совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Граждан будут штрафовать на 5 тыс. руб., применять к ним административный арест. Должностным лицам придется заплатить 10-20 тыс. руб., организациям - 50-100 тыс. руб. Ранее КоАП РФ предусматривал в т. ч. ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах (за призывы к нему, участие), если это повлекло нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, мешает движению пешеходов, транспортных средств и т п. Дополнительно будут наказывать, если такие деяния совершены на территории, непосредственно прилегающей к опасным производственным и (или) иным подобным объектам, или на путепроводах, ж/д магистралях, на нефте-, газо- и продуктопроводах, в местах размещения высоковольтных ЛЭП, в погранзоне и др. Один из видов наказания - административный арест. Полиции дано право устанавливать оцепления также для предупреждения массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан. На организаторов публичных мероприятий возложена обязанность не допускать на последние лиц с оружием, предметами или веществами, которые способны создавать угрозу для жизни, здоровья, безопасности, имущества граждан. Введены дополнительные гарантии для журналистов. Основанием для их деятельности на публичном мероприятии будут являться редакционные удостоверения или иные документы, устанавливающие полномочия. Журналисты должны иметь ясно видимые отличительные знаки представителей СМИ. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период"
Крымские компании по управлению активами, депозитарные учреждения и аудиторские фирмы интегрируются в российское правовое поле. Поправки касаются отдельных вопросов функционирования финансовой системы Крыма и Севастополя в переходный период. Урегулирована деятельность крымских компаний по управлению активами. Им предоставляется право до 1 января 2015 г. зарегистрировать паевые инвестиционные фонды, находящиеся у них под управлением по состоянию на 16 марта 2014 г., в качестве ПИФов, самостоятельно определив категорию закрытого ПИФа. Регистрировать ПИФы будет ЦБ РФ путем регистрации правил доверительного управления данных фондов. Закрепляются условия и порядок регистрации указанных правил. Ряд изменений касается крымских депозитарных учреждений. Им предоставляется право до 1 января 2015 г. получить разрешение Банка России на депозитарную деятельность или на ведение реестра владельцев ценных бумаг. Прописывается порядок конвертации акций в гривнах в рублевые. Закрепляется механизм защиты прав владельцев ценных бумаг, номинированных в гривнах, информация о которых не была предоставлена при конвертации. Вводится обязанность резидентов Крыма и Севастополя до 1 января 2015 г. уведомить налоговые органы об открытых до 16 марта 2014 г. счетах (вкладах) в банках за пределами России. Это не касается физлиц, имеющих счета (вклады) в банках на территории Украины, по которым произведены компенсационные выплаты. Урегулированы особенности выполнения требований "антиотмывочного" законодательства банками, некредитными финансовыми организациями, небанковскими финансовыми учреждениями, совершающими переводы денежных средств без открытия счета, и пунктами обмена валют. Закрепляется порядок деятельности аудиторских фирм и аудиторов Аудиторской палаты Украины. Они могут продолжить свою работу в Крыму. Для ведения деятельности на всей территории России им необходимо вступить в члены одной из саморегулируемых организаций аудиторов. При этом нужно получить квалификационный аттестат аудитора и пройти до 1 января 2015 г. обучение по программе повышения квалификации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Решено проводить независимую оценку качества работы организаций социальной сферы. Внесены изменения в некоторые законодательные акты по вопросам независимой оценки качества услуг в сферах культуры, соцобслуживания, охраны здоровья и образования. Для проведения такой оценки будут формироваться специальные общественные советы. Функции указанных советов могут быть возложены на общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. В таких случаях первые не формируются. Оценка качества, проводимая общественными советами, должна осуществляться не чаще 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года в отношении организаций, финансируемых за счет бюджета, иных юрлиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования в совокупности составляет свыше 50%, а также в отношении негосударственных компаний, оказывающих госуслуги. Данное требование не распространяется на медицинские и образовательные организации. Закреплены положения об открытости и доступности информации о деятельности организаций. Информация о результатах оценки должна размещаться в Интернете.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Деятельность по управлению многоквартирными домами решено лицензировать. Закреплена процедура лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. В ЖК РФ вводится новая глава, посвященная этой операции. Лицензии будет выдавать орган государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Федерации. Срок действия документа не ограничен. Установлены требования к соискателям, правила ведения реестров лицензий (сводного федерального, регионального, реестра дисквалифицированных лиц). Урегулирован порядок лицензионного контроля. Должностное лицо лицензиата обязано иметь квалификационный аттестат. Он выдается на 5 лет по результатам сдачи соответствующего экзамена. Еще одно условие - отсутствие сведений о лице в реестре дисквалифицированных. Сведения о многоквартирных домах, управляемых лицензиатом, должна размещаться на специальном сайте. Его определит федеральный орган исполнительной власти, реализующий госполитику в сфере ЖКХ. Установлена административная ответственность за нарушение правил управления многоквартирными домами. Предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет. Для юрлиц и ИП - штраф от 150 тыс. до 250 тыс. руб. Кроме того, будут наказывать за отсутствие лицензии. Введен ряд иных новых норм. Юрлица и ИП, занимающиеся управлением многоквартирными домами, должны получить лицензии до 1 мая 2015 г. Предусмотрен ряд иных переходных положений. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением отдельных положений.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Обеспечение единства измерений: какие еще сферы регулируются? Расширена сфера госрегулирования обеспечения единства измерений. В нее входят измерения, выполняемые при осуществлении деятельности в области ГО, обеспечении пожарной безопасности, учете количества энергоресурсов, обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования, мониторинге окружающей среды, таможенном контроле и обеспечении безопасности дорожного движения. Одновременно исключены товарообменные операции. Введены новые понятия: "первичная референтная методика (метод) измерений", "референтная методика (метод) измерений" и "шкала величины (шкала измерений)". Уточнен ряд иных терминов. Конкретизированы положения закона о государственных региональных центрах метрологии, их задачах, организационно-правовой форме. Эти учреждения будут оказывать госуслуги на платной основе по регулируемым ценам, в т. ч. в рамках госзадания. Что касается метрологических служб, то они могут создаваться юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность в сфере регулирования закона, на добровольной основе. Приведен порядок финансирования разработки государственных первичных референтных методик (методов) измерений. Правила отнесения технических средств к техсистемам и устройствам с измерительными функциями определит Росстандарт. Оно также будет утверждать формы свидетельства об утверждении типа стандартных образцов или средств измерений. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Воздушный кодекс РФ не должен идти вразрез с Конвенцией о международной гражданской авиации. Цель поправок - привести Воздушный кодекс РФ в соответствие с Конвенцией о международной гражданской авиации. Введены новые положения, регулирующие сертификацию и аттестацию в гражданской авиации, госрегистрацию аэродромов и вертодромов, требования к ним, а также к посадочным площадкам и их эксплутации. Так, установлена обязательная сертификация для следующих аэродромов. Во-первых, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем 20 человек. Во-вторых, открытых для международных полетов гражданских воздушных судов. Выделяются вертодромы гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Ранее такая классификация применялась только в отношении аэродромов. Уточнено, что аэродромы и вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства РФ. Если речь идет о государственной и экспериментальной авиации, то закрытие возможно в связи с техническими или метеорологическими условиями, угрожающими безопасности полетов, или также в соответствии с решениями кабинета министров. При выполнении международных рейсов предполетный досмотр разрешили проводить не только после, но и до осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля. Аэродромы и вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в соответствующем госреестре. Если они относятся к государственной или экспериментальной авиации, то порядок допуска определяют органы, уполномоченные в области обороны и ОПК. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 252-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
В связи со вступлением Крыма в состав России урегулированы отдельные вопросы интеллектуальной собственности. Определен правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, исключительные права на которые удостоверены официальными документами Украины, действовавшими на день принятия Крыма в состав России (18 марта 2014 г.). Указанные права признаются на территории нашей страны при условии госрегистрации Роспатентом соответствующих результатов интеллектуальной деятельности. Для этого правообладатель (физическое лицо, получившее российское гражданство, или организация, получившая статус российского юрлица) должен обратиться в ведомство с соответствующим заявлением. При этом госрегистрация результатов интеллектуальной деятельности проводится без проверки их соответствия условиям патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца и требованиям к товарному знаку, наименованию места происхождения товара, а также без взимания патентных и иных пошлин. Если лицо подало в уполномоченный орган Украины заявку на регистрацию результата, по которой на дату 18 марта 2014 г. не выдан охранный документ этого государства, то оно вправе представить заявку в Роспатент в соответствии с действующим законодательством России для госрегистрации идентичного результата интеллектуальной деятельности. При этом датой обращения в Роспатент считается дата подачи заявки в украинский орган. Подать названное заявление или заявку в Роспатент можно до 1 января 2015 г. Закреплены особенности правовой охраны и разрешения споров в отношении рассматриваемых объектов интеллектуальной собственности. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Масштабные финансовые поправки! Внесены поправки в ряд законодательных актов по финансовым вопросам. Часть изменений обусловлена пенсионной реформой, созданием системы гарантирования пенсионных накоплений и акционированием НПФ. Прописаны требования к деятельности фондов, уставному капиталу и собственным средствам НПФ, органам их управления. Определяются разрешенные объекты инвестирования пенсионных накоплений. Существенные изменения затрагивают рынок ценных бумаг. В частности, номинальный держатель (в том числе иностранный), осуществляющий учет прав на ценные бумаги владельцев, наделен правом участвовать в общем собрании владельцев ценных бумаг и голосовать по вопросам повестки дня без доверенности в соответствии с их указаниями. Упрощается порядок выпуска документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, номинал и проценты по которым выплачиваются только деньгами. Решение об их выпуске может состоять из 2 частей. Первая часть - программа облигаций, где общим образом определяются права владельцев облигаций и иные условия для одного или нескольких выпусков облигаций. Вторая часть содержит конкретные условия отдельного выпуска облигаций. При этом проспект облигаций может быть зарегистрирован одновременно с программой. Уточняется порядок допуска к публичному обращению в России ценных бумаг иностранных эмитентов. Вводится уголовная ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации. Ряд изменений касается порядка банкротства кредитных организаций. Уточняется очередность удовлетворения требований кредиторов. Граждане, чьи вклады превышают застрахованный размер (700 тыс. руб.), могут получить оставшиеся деньги (но не более 300 тыс. руб.) до удовлетворения иных требований кредиторов первой очереди (при условии, что у банкрота остались активы). Часть изменений затрагивает обязательные резервные требования к кредитным организациям. Также вносятся изменения в "антиотмывочное" законодательство. В частности, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов могут поручать кредитной организации проведение идентификации клиента - физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Расширяются возможности зачисления денежных средств на счета физлиц-резидентов в зарубежных банках. Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Усовершенствована процедура государственной кадастровой оценки. Закреплена обязанность оценщика (в случаях обязательности оценки) размещать информацию об отчете в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц в течение 10 рабочих дней по окончании 6 месяцев с даты составления документа. Приведен перечень конкретных данных. Пересмотрены требования к содержанию договора на проведение оценки. Дополнительно включаются следующие сведения: цель мероприятия; дата определения стоимости объекта; сведения о договоре страхования ответственности юрлица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договоров на проведение оценки и страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате несоблюдения установленных норм и правил. При необходимости отражаются данные о банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение обязательств. Вносится информация о независимости оценщика и юрлица, с которым он заключил трудовой договор. Уточнены общие требования к содержанию отчета об оценке. Определенная в нем рыночная стоимость является рекомендуемой для совершения сделки в течение 6 месяцев с даты составления. Обновлены обязанности оценщика и юрлица, с которым заключен трудовой договор. Закреплены положения о создании Совета по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определены его состав, порядок работы. Предусмотрена разработка типовых правил профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией жалобы на нарушение ее членом действующих норм и правил. В новой редакции изложена процедура кадастровой оценки. Уточнено, что такое кадастровая стоимость. Это стоимость, рассчитанная по итогам кадастровой оценки или рассмотрения споров либо определенная в иных установленных законом случаях. Предусмотрено, что исполнители работ привлекаются на конкурсной основе по контрактной системе. Закреплен перечень сведений, отражаемых в решении о проведении государственной кадастровой оценки. Среди них - год начала работ по определению кадастровой стоимости, виды объектов недвижимости, наименование региона их расположения. Что касается отчета, то в экспертное заключение на него нужно включать информацию о поступивших замечаниях, их учете или неучете с соответствующим обоснованием. Скорректированы положения о ведении фонда данных кадастровой оценки. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия"
Носить оружие в состоянии опьянения запретили. Ужесточены правила владения оружием и его ношения. Запрещено носить оружие в состоянии опьянения. За нарушение этого запрета в части огнестрельного оружия будут штрафовать или лишать права на оружие. При этом само оружие могут конфисковать. Также вводится административная ответственность за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Такой отказ рассматривается как отягчающее обстоятельство. Прописан порядок проведения медосвидетельствования на состояние опьянения. Вводится запрет на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных организаций (кроме тех, где предусмотрено использование оружия) и при нахождении в развлекательных организациях, которые работают ночью и где продают алкоголь (за исключением охранников). Возраст, с которого гражданам разрешается приобретать гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, повышен с 18 лет до 21 года. Исключение сделано лишь для лиц, прошедших или проходящих военную службу. Уточнен порядок медосвидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. Так, осмотр врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом должен проводиться только в государственной или муниципальной медорганизации по месту жительства (пребывания) гражданина. Срок действия медзаключения для получения лицензии на приобретение оружия ограничен 1 годом со дня его выдачи. Кроме того, усиливается уголовная ответственность за умышленное причинение легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью с применением оружия или предметов, используемых в его качестве. Данное обстоятельство рассматривается как отягчающее. Также будут строже наказывать за небрежное хранение огнестрельного оружия. В частности, если это повлекло смерть 2 и более лиц, наказание может составить до 2 лет лишения свободы.
- Постановление Правительства РФ от 15 июля 2014 г. N 661 "Об особенностях уплаты оператором платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, обеспечительного взноса и особенностях взыскания штрафа за невнесение или внесение не в полном размере обеспечительного взноса"
О некоторых особенностях расчета обеспечительного взноса оператором платежной системы, не являющейся национально значимой. Оператор платежной системы (ПС), не являющейся национально значимой, вносит на спецсчет в Банке России обеспечительный взнос. Он равняется сумме переводов денежных средств, осуществленных на территории России в рамках ПС в течение 2 календарных дней. За счет указанного взноса Банк России взыскивает штраф за одностороннее приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам ПС и их клиентам. Установлено, что при прекращении представления распоряжений участников ПС о переводе денежных средств на территории России в платежный клиринговый центр ПС, не являющейся национально значимой, до 31 октября 2014 г. в связи с оказанием услуг платежной инфраструктуры в рамках национальной системы платежных карт или ПС, являющейся национально значимой, оператор ПС, не являющейся таковой, при исчислении обеспечительного взноса не учитывает распоряжения, которые были поданы до указанного срока в платежный клиринговый центр ПС, не являющейся национально значимой. Вышеуказанное правило учитывается при наложении штрафа за невнесение или неполное внесение обеспечительного взноса.
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2014 г. N 167 "Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации"
Определены критерии сложности дел для организации работы арбитражных судов. Установлены критерии сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах, а также рекомендации по их применению. Эти критерии используются для оценки качества работы судей, корректировки их нагрузки и более равномерного распределения дел. Все споры разделены на три категории: особо сложные, сложные и менее сложные. Каждой категории соответствует определенный числовой коэффициент. Оценка проводится исходя из правовой и фактической сложности дела. Правовая сложность дела определяется исходя из его категории (правовой природы спора). При этом учитываются временные данные по работе, выполняемой судьей при производстве в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций. К примеру, к делам особой сложности отнесены разбирательства об оспаривании актов в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Также особо сложными считаются, помимо прочего, дела, где объект спора - недвижимость, в т. ч. земля, а также корпоративные споры. К категории менее сложных отнесены в т. ч. дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Фактическая сложность дела определяется исходя из его объема и проделанной по нему работы. При этом применяются поправочные коэффициенты. В частности, учитывается наличие обстоятельств, усложняющих рассмотрение спора: число истцов, ответчиков и других участвующих в деле лиц; количество заявленных требований и т. п. Относительно дел о банкротстве указывается, что коэффициенты сложности используются как по основному делу, так по заявлениям, рассматриваемым в его рамках. Дела при их поступлении автоматически распределяются с помощью программного обеспечения. При этом учитываются критерии их сложности для уравнивания нагрузки судей. По итогам в автоматизированном режиме выводится фактический коэффициент сложности. Критерии сложности используются только для организации работы суда и не учитываются в статотчетности. Приведены правила использования критериев сложности при пересмотре дел, а также примеры подсчета коэффициентов.
- Постановление Правления Пенсионного фонда России от 9 июня 2014 г. N 169п "Об утверждении форм заявлений"
Переход из ПФР в НПФ либо наоборот, либо из одного НПФ в другой: формы заявлений. До обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии граждане вправе не чаще 1 раза в год перейти из ПФР в НПФ либо наоборот, либо из одного НПФ в другой. Для этого физлицо должно не позднее 31 декабря текущего года направить соответствующее заявление в территориальный орган ПФР. Его можно подать лично или иным способом (в т. ч. через Единый портал госуслуг). В последнем случае подпись заявителя должна быть удостоверена. Установлены формы указанных заявлений. При переходе из НПФ в ПФР в заявлении нужно дополнительно указать, куда следует направлять 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса: на финансирование накопительной или страховой части трудовой пенсии. Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 июля 2014 г. Регистрационный № 33068.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства Российской Федерации, касающегося специальных учреждений в сфере миграции"
О содержании в спецучреждениях некоторых категорий иностранцев. Уточнены некоторые нормы Закона о правовом положении иностранцев, КоАП и ГПК РФ. Закреплено, что за доставку лица, подлежащего депортации, в спецучреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии показаний в медорганизацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, до пункта пропуска через госграницу России отвечает территориальный орган федерального органа в сфере миграции. Предусмотрено, что помещение в спецучреждение проводится на основании решения суда по общему правилу. Исключение - помещение на срок не более 48 ч. Оно проводится федеральным органом власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителей данных структур и их заместителей. Гражданин, подлежащий реадмиссии, помещается в спецучреждение в обязательном порядке при отсутствии документа, удостоверяющего личность. Введена глава о содержании лиц в специальных учреждениях. Она устанавливает основы содержания, права и обязанности лиц, порядок личного досмотра и досмотра вещей и предметов. В КоАП РФ вводится ответственность за несоблюдение условий и порядка содержания (пребывания) в спецучреждении. Штраф - от 500 до 1000 руб. Те же действия, сопряженные с невыполнением законных требований работников спецучреждений или должностных лиц территориальных органов федерального органа в сфере миграции, будут наказываться штрафом от 1 до 2,5 тыс. руб. Речь также идет о действиях, сопряженных с воспрепятствованием выполнению служебных обязанностей указанными работниками, должностными лицами или лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка или пресекающими нарушение последнего.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 241 и 293 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Особенности рассмотрения уголовных дел о преступлениях террористической и экстремистской направленности. Закреплены положения об участии в судебном заседании подсудимого. Он может присутствовать непосредственно, за исключением некоторых случаев. Речь идет о рассмотрении дел о преступлениях террористической и экстремистской направленности. По ходатайству любой из сторон суд вправе принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видеоконференц-связи. Последние также могут применяться для последнего слова. Также суду предоставлена возможность оглашать вводную и резолютивную части приговора по рассматриваемым делам. Ранее речь шла о преступлениях в сфере экономической деятельности.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Решено усилить контроль за воздействием на окружающую среду. В частности, выделены 4 категории объектов, оказывающих негативное влияние на последнюю. Учитывается в уровень воздействия (значительное, умеренное, незначительное, минимальное). Для каждой категории устанавливается совокупность мер госрегулирования. Так, для объектов I категории предусмотрена выдача комплексных экологических разрешений вместо индивидуальных, для II категории оформляется декларация о воздействии на окружающую среду. Госучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, усовершенствуют путем ведения электронной госинформсистемы. Правительство РФ установит перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды. Закреплено, что срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать 7 лет. На 7 лет будут выдаваться разрешения на выбросы, сбросы радиоактивных веществ. Объекты I категории, стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, нужно оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ. Также для них необходимы техсредства фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе в фонд данных экологического госмониторинга (госмониторинга окружающей среды). Хозяйствующих субъектов решено экономически стимулировать к внедрению наилучших доступных технологий. Речь идет в т. ч. о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Отказали в госрегистрации юрлица или ИП? Куда и как жаловаться? Закреплен порядок обжалования решения о госрегистрации юрлиц и ИП или об отказе в ней. Решение территориального органа о госрегистрации может быть обжаловано в вышестоящий, а также в федеральный орган и (или) в судебном порядке. Решение об отказе - в вышестоящий орган. В федеральный орган или в суд можно обратиться только после обжалования в вышестоящий. Жалоба подается в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим органом или Росреестром. По общему правилу решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Земельный контроль (надзор): что изменится с нового года? Президент РФ подписал поправки к ЗК РФ, Законам об общих принципах организации местного самоуправления и о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении контроля (надзора). В новой редакции изложены статьи о целях охраны земель и о госмониторинге земель. Обновлена глава XII Кодекса "Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный и производственный контроль за использованием земель". Новое наименование - "Государственный земельный надзор, муниципальный и общественный земельный контроль". Таким образом, производственный земельный контроль упразднен. Прописана компетенция должностных лиц федеральных органов власти, уполномоченных на надзор. Так, они вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии акта о назначении проверки получать доступ на участки, проводить административное обследование объектов земельных отношений. При выявлении признаков нарушений результаты обследования являются основанием для внеплановых проверок. Предусмотрено, что порядок взаимодействия органов земельного госнадзора и муниципального земельного контроля устанавливается Правительством РФ. Дополнен перечень видов госконтроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок. В него включены земельный госнадзор и муниципальный земельный контроль. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.
- Проект федерального закона N 573510-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (вносится Президентом Российской Федерации)
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для строительства жилья эконом-класса появится больше возможностей. Предусмотрены новые механизмы предоставления земельных участков под строительство жилья эконом-класса. Согласно поправкам участки выделяются на основании договоров об освоении или комплексном освоении территорий в целях такого строительства. Договор заключается с победителем аукциона. Им признается участник, предложивший наиболее низкую цену в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений. При этом начальная цена устанавливается на уровне не более 80% от средней рыночной стоимости жилья эконом-класса. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Арендная плата взимается в размере земельного налога, установленного за соответствующий участок. Построенное жилье реализуется гражданам, включенным в специальный список. Он утверждается органом МСУ. Цена реализации не должна превышать ту, которая указана в протоколе о результатах аукциона. Гражданин, имеющий право на приобретение жилья эконом-класса, реализует это право 1 раз и только в отношении 1 жилого помещения. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
|