- Обзор практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2013 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.)
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ: обзор практики за первое полугодие 2013 г. Подготовлен обзор практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за первое полугодие 2013 г. В нем затронуты такие вопросы, как действие уголовного закона во времени, квалификация преступлений, назначение наказания и вида исправительного учреждения, а также применение норм УПК РФ. В частности, обращается внимание на следующее. Покушение на убийство 2-х и более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений, если ни за одно из них виновный ранее не был осужден. Предложение об участии в преступлении само по себе не может расцениваться как его организация. От совокупности преступных действий, связанных с открытым хищением денег, следует отличать продолжаемое хищение, состоящее из ряда тождественных действий, совершаемых путем изъятия чужого имущества из одного и того же источника, объединенных единым умыслом и составляющих единое продолжаемое преступление. Такой вид наказания, как ограничение свободы, введен с 10 января 2010 г. Оно не может назначаться за преступления, совершенные ранее этой даты. Процессуальные документы, подлежащие обязательному вручению участникам уголовного судопроизводства, должны быть переведены на их родной язык или на язык, которым они владеют. Если к подсудимому применялась мера пресечения в виде домашнего ареста, то в резолютивной части обвинительного приговора нужно указать на зачет времени такого ареста в срок лишения свободы. В приговоре нельзя допускать формулировок, свидетельствующих о виновности других лиц в преступлениях. Если дело в отношении некоторых лиц выделено в отдельное производство или прекращено, в приговоре указывается, что преступление совершено совместно с другими лицами. Их фамилии не упоминаются. Нужно сослаться на основания прекращения уголовного дела, если таковое имело место. В описательно-мотивировочной части оправдательного приговора суд в т. ч. излагает основания оправдания и доказательства, их подтверждающие, а также мотивы, по которым отверг доказательства, представленные стороной обвинения. При конфискации в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора приводятся доказательства того, что имущество получено в результате преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось как орудие преступления (предназначалось для этого). - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
В следующем году зарплату госслужащим не проиндексируют. В 2014 г. решено отказаться от индексации окладов денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (ОВД, УИС, ГПС, ФСКН, таможни). Речь также идет об общем месячном фонде оплаты труда помощников члена Совета Федерации и депутата Госдумы. Цель поправок - оптимизировать расходы федерального бюджета. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 347-ФЗ "О внесении изменения в статью 61 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Что теперь нужно соблюсти, чтобы попасть в реестр таможенных представителей? Уточнено одно из дополнительных условий включения юрлица в реестр таможенных представителей. Ранее для этого требовалось отсутствие неоднократного привлечения к административной ответственности за некоторые таможенные правонарушения в течение срока, когда юрлицо считается подвергнутым наказанию за них. При этом сумма наложенных штрафов в совокупности должна была составлять 250 тыс. руб. и выше. Несмотря на уплату штрафов наличие 2 и более фактов привлечения в течение года к ответственности является основанием для исключения из реестра. В связи с этим отменяются избыточные меры регулирования. Теперь, чтобы попасть в реестр, не должно быть невыполненной обязанности по уплате штрафа, назначенного на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2 или 16.3 КоАП РФ. Исключение - не истек срок исполнения постановления о наложении штрафа. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении 30 дней после его официального опубликования. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 346-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О связи"
Вызов экстренных служб по единому номеру: у оператора связи новая обязанность. Цель поправок - обеспечить возможность круглосуточного и бесплатного вызова экстренных оперативных служб по единому номеру. Определен срок, в течение которого операторам связи следует передавать вызовы в систему вызова экстренных оперативных служб по единому номеру. Он устанавливается по каждому региону уполномоченным федеральным органом. Оператора связи обязали предоставлять операторам указанной системы сведения о местонахождении пользовательского (оконечного) оборудования, с которого производился вызов или передавалось сообщение о происшествии. Также он должен направлять им иную информацию, необходимую для реагирования на вызов (сообщение) по единому номеру. Состав указанной информации и порядок ее предоставления устанавливает уполномоченный орган. Последний в т. ч. утверждает правила определения местонахождения пользовательского оборудования. Согласие пользователя услугами связи на обработку и предоставление его персональных данных в вышеуказанных целях не требуется. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
В какой последовательности списываются денежные средства со счета? Внесены поправки в ГК РФ. Уточнена очередность списания денежных средств со счетов. Если на счете недостаточно денег, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, средства списываются в такой последовательности. В первую очередь, как и раньше, по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов. Во вторую очередь списание производится по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими (или работавшими) по трудовому договору (контракту), вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. Третья очередь отдана следующим документам. Во-первых, платежным, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту). Во-вторых, поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы страны, а также органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм таковых в бюджеты государственных внебюджетных фондов. В четвертую очередь списание происходит по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований, а в пятую - по иным платежным документам в порядке календарной очередности. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 344-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Из КоАП и ГПК РФ исключили упоминания о народных заседателях. Скорректированы КоАП и ГПК РФ. Из них исключены нормы о народных заседателях, т. к. в действующем законодательстве данный институт отсутствует. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 343-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Минимальный штраф для юрлиц за непредставление сведений в антимонопольный орган сократили до 50 тыс. руб. Внесены поправки к КоАП РФ в части снижения для организаций минимального размера административного штрафа за непредставление (в т. ч. в срок) сведений либо направление ложных данных в антимонопольный орган. Речь идет о сведениях (информации), представление которых предусмотрено законом, в т. ч. запрошенных антимонопольным органом. Минимальный размер штрафа для юрлиц за указанное правонарушение снижен с 300 тыс. до 50 тыс. руб. Это обосновано постановлением КС РФ от 17 января 2013 г. N 1-П, в котором минимальный размер штрафа в 300 тыс. руб. признан не соответствующим Конституции РФ. Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Какой штраф придется заплатить за нарушение порядка предоставления земельных, лесных участков, водных объектов? Внесены поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов. Ранее речь шла об административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов. Наказание состояло в вынесении предупреждения или наложении штрафа в размере от 100 до 300 руб. За нарушение сроков рассмотрения заявлений (как граждан, так и юрлиц) о предоставлении участков либо водных объектов (находящихся в государственной или муниципальной собственности) должностных лиц теперь штрафуют в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Что касается административной ответственности должностных лиц за несоблюдение порядка предоставления участков, водных объектов, прописано следующее. Если нарушение выразилось в удовлетворении заявления, которое по закону не может быть удовлетворено, штраф составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Если в удовлетворении заявления отказано по не предусмотренным законом основаниям, должностное лицо будет оштрафовано в размере от 5 тыс. до 12 тыс. руб. Кроме того, предусмотрена административная ответственность за незаконное изменение правового режима участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ранее - за незаконное предоставление участков из состава отмеченных земель). Поправки вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Новые штрафы за нарушение требований о защите информации. Введена административная ответственность за нарушение требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Штраф для граждан составляет от 500 руб. до 1 тыс. руб., для должностных лиц - от 1 тыс. руб. до 2 тыс. руб., для организации - от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Если речь идет об информации, составляющей гостайну, то штрафы установлены в размерах 1-2 тыс. руб, 3-4 тыс. руб. и 15-20 тыс. руб. соответственно. Указанные административные дела рассматривают ФСТЭК России, ФСБ России и органы, контролирующие сферу защиты гостайны. Увеличены штрафы за нарушение лицензионных условий в области защиты информации, а также за использование несертифицированных информационных систем и средств защиты информации, баз и банков данных. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 340-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточнено, кто из должностных лиц уполномочен составлять протоколы о неуплате административного штрафа в срок. Цель поправок - уточнить перечень органов, уполномоченных составлять протоколы о неуплате административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ). Такие полномочия закрепляются за уполномоченными лицами коллегиальных органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа. Согласно КоАП РФ в случае невнесения суммы штрафа в срок уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, соответствующий протокол. В то же время в числе субъектов, уполномоченных составлять протоколы о неуплате административного штрафа, указанные лица не были поименованы. Такая несогласованность правовых норм создавала трудности в правоприменении. На практике суды возвращали указанные протоколы как оформленные неправомочными лицами. Поправки устраняют данную несогласованность. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Кому закрыт доступ к деятельности в сфере таможенного дела? Внесены поправки в Закон о таможенном регулировании. Организациям и ГУПам таможенных органов, в т. ч. их филиалам и представительствам, а также иным юрлицам, участниками (членами) которых они являются, запрещено осуществлять деятельность в сфере таможенного дела, а также в качестве уполномоченного экономического оператора. Соответственно, уточнены дополнительные условия включения юрлица в реестры таможенных представителей, а также владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Установлен перечень юрлиц, которые не могут быть включены в реестр таможенных перевозчиков (это указанные организации и казенные предприятия). Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 338-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Федерального закона "О связи" и статью 21 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"
Какие изменения повлекло принятие Закона об исчислении времени? Внесены поправки в Законы о связи и об обеспечении единства измерений. Они обусловлены принятием Закона об исчислении времени. Уточнено, что оператор связи информирует пользователя (пользователей) услугами связи о времени оказания услуги, требующей их непосредственного участия, с указанием времени, действующего в часовой зоне (ранее - часовом поясе) по месту нахождения пользователя (пользователей). В Законе об исчислении времени закреплено понятие часовой зоны. Это часть территории страны, на которой действует единое время, установленное Правительством РФ. Термин "часовой пояс" здесь не используется. Этим же законом Государственная служба времени наделена дополнительными полномочиями. Она распространяет информацию о точном значении московского времени и календарной дате. В Законе об обеспечении единства измерений прописано, что Служба осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по обеспечению потребности государства помимо прочего в указанной информации. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Перечень грубых нарушений - оснований для признания результатов проверки юрлиц и ИП недействительными: исправлена опечатка. Внесены поправки в Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля. Исправлена опечатка, допущенная при перечислении нарушений, которые относятся к грубым и влекут признание результатов проверки организаций и ИП недействительными. Одним из таких нарушений является участие в проведении проверок экспертов или экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых либо трудовых отношениях с проверяемыми, - нарушение требования ч. 6 ст. 12. Ранее речь шла об основаниях, при наличии которых проводится выездная проверка (ч. 3 ст. 12). - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
С 1 января 2014 г. МРОТ составит 5 554 руб. в месяц. С 1 января 2014 г. МРОТ увеличен до 5 554 руб. в месяц. Напомним, что согласно ТК РФ МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Прожиточный минимум за II квартал 2013 г. для трудоспособного населения составил 7 941 руб. С 1 января 2013 г. МРОТ равнялся 5 205 руб. в месяц. Закон вступает в силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Вклады физлиц: при оценке финансовой устойчивости банка будет учитываться прозрачность структуры его собственности. Скорректированы Законы о страховании вкладов физлиц в банках и о ЦБ РФ. В частности, уточнены требования к участию банков в системе страхования вкладов. Согласно поправкам, банки должны соблюдать установленный ЦБ РФ порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о субъектах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк. Кроме того, скорректированы группы показателей финансовой устойчивости банка. Помимо прочего будут учитывать прозрачность структуры собственности банка. При этом для одобрения ЦБ РФ нужно будет получить оценку "удовлетворительно" по каждой из групп показателей. Закреплено, что методики оценки финансовой устойчивости банка утверждаются ЦБ РФ. Определены основания для исключения из реестра банков, правомочных привлекать во вклады средства физлиц. Это будет грозить банкам, учет и отчетность которых неоднократно в течение 1 года признавались ЦБ РФ недостоверными. Сюда же попадают банки, получившие в течение 3 месяцев подряд неудовлетворительную оценку по таким показателям, как прозрачность структуры собственности и качество управления банком. Предусмотрены и иные основания. Закреплено, что ЦБ РФ будет проводить тематическую инспекционную проверку в банке, ходатайствующем о выдаче разрешения на привлечение во вклады средств физлиц. Речь идет о случаях, когда представленных банком документов (в т. ч. отчетности) недостаточно. Установлено, что ЦБ РФ вправе по решению Совета директоров предоставлять Агентству по страхованию вкладов кредиты без обеспечения на срок до 5 лет. Это необходимо для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, а также для финансирования выплат возмещений по вкладам. Поправки вступают в силу по истечении 120 дней после даты их официального опубликования. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"
Транспортный и земельный налоги, налог на имущество физлиц, ПСН: поправки. Часть поправок касается граждан. С 1 ноября на 1 октября перенесен крайний срок уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физлиц. Остальные изменения затрагивают патентную систему налогообложения (ПСН). Так, урегулирована следующая ситуация. Физлицо планирует осуществлять со дня его госрегистрации в качестве ИП деятельность на основе патента в регионе, на территории которого оно состоит на налоговом учете по месту жительства. В этом случае заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при госрегистрации физлица в качестве ИП. Причем выданный патент начинает действовать со дня данной госрегистрации. Это позволяет не применять общую систему налогообложения в период с даты госрегистрации в качестве ИП до начала действия патента. Заявление об утрате права применять ПСН и о переходе на иной режим налогообложения можно подать в любой из налоговых органов, в которых ИП состоит на учете в качестве плательщика, применяющего ПСН, по его выбору. Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положения, для которых предусмотрены иные сроки. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды пока останутся прежними. Внесены поправки в Закон о страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФФОМС. Что касается взносов в ПФР, то период применения льготного тарифа в размере 20%, предусмотренного для ряда страхователей, продлен по 2018 г. включительно. Страховые взносы в ФСС России и ФФОМС для них остаются на уровне 0%. Речь идет об организациях и ИП - пользователях УСН, действующих в производственной и социальной сферах, аптеках, социально ориентированных НКО, благотворительных организациях, ИП, применяющих специальные режимы налогообложения. Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для большинства плательщиков будут до конца 2016 г. на уровне 2012 г. В рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов - 22% (ПФР), 2,9% (ФСС России) и 5,1% (ФФОМС). Свыше установленной предельной величины - 10% (ПФР) и 0% (ФСС России и ФФОМС). Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам: что нового? Внесены уточнения в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. ЦБ РФ устанавливает предельные (максимальные и минимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта и перевозок, влияющих на степень риска факторов. Уточнено, что предельные значения страхового тарифа приводятся с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
ОСС: единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного - 1 млн руб. Внесены поправки в Закон об ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год. Ранее в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливалась в размере, равном указанной максимальной сумме. Теперь в этой ситуации размер единовременной страховой выплаты составляет 1 млн руб. Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Мировых судей в Московской области станет больше. Скорректирован Закон об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в регионах. Поправками число мировых судей в Московской области увеличено на 25 единиц. Дело в том, что в районах области, граничащих с Москвой, ведется активное строительство жилья и резко растет численность населения. В среднем она уже превышает установленную законом норму населения на 1 судебном участке (15-23 тыс. человек). Создание дополнительных 25 судебных участков позволит уменьшить нагрузку на мировых судей и обеспечить надлежащее отправление правосудия. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 329-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Число судей в Саратовской области стало больше. Со 133 до 134 увеличиваются число мировых судей и соответствующее количество судебных участков в Саратовской области. Дело в том, что судебные участки должны создаваться из расчета численности населения от 15 до 23 тыс. человек. На некоторых указанная норма была превышена. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Отдых детей и их оздоровление: уточнена терминология. Внесенные изменения уточняют понятие отдыха детей и их оздоровления, а также типы соответствующих организаций. Определение отдыха и оздоровления детей дополнено указанием на выполнение требований об обеспечении безопасности их жизни и здоровья при проведении соответствующих мероприятий. Это обусловлено в т. ч. необходимостью антитеррористической защищенности оздоровительных объектов и используемого для перевозки детей транспорта. Расширен перечень организаций отдыха детей и их оздоровления. В частности, в него включены детские оздоровительно-образовательные центры, различные лагеря, организуемые на базе учреждений соцобслуживания, образовательных, санаторно-курортных и иных организаций. Это должно обеспечить единообразный подход к проведению учета организаций отдыха детей и их оздоровления уполномоченными органами. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статью 22 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Пересмотрены сроки аренды земель с/х назначения. Скорректированы Законы об обороте земель с/х назначения и об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением территорий к Москве. До внесения изменений договор аренды участка из земель с/х назначения заключался на срок не более 9 лет. Минимальный срок аренды участка с/х угодий при этом устанавливался законом региона в зависимости от разрешенного использования таких угодий. Вместо этого закреплено, что договор аренды заключается на срок от 3 до 49 лет (за исключением случаев, установленных законом). Уточнено, что речь идет об участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Договор аренды для сенокошения и выпаса скота при этом будет заключаться на срок до 3 лет. Муниципальный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок с/х организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов. Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или аренды участка. Уточнено, что это делается в течение 6 месяцев с момента госрегистрации права муниципальной собственности на такой участок (ранее - в течение 3 месяцев). Решение об изменении одного вида разрешенного использования участка, расположенного в границах Москвы и находящегося в собственности гражданина или юрлица, на другой, предусматривающий возведение и (или) реконструкцию объекта капстроительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы. Она определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью участка до и после изменения вида использования. Уточнено, что эта норма также касается Московской области. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Гособоронзаказ: поправки к КоАП РФ. В декабре 2012 г. был подписан Закон о гособоронзаказе. Принятыми поправками к КоАП РФ установлена ответственность за нарушение его требований. Речь идет о следующих действиях (бездействии). Это нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по гособоронзаказу, отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения соответствующего госконтракта, нарушение условий госконтракта. Также установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (т. е. за искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10%). Кроме того, к ответственности будут привлекать лиц, виновных в нарушении порядка определения цены госконтракта по гособоронзаказу (в т. ч. начальной и максимальной). Должностных лиц заказчика и уполномоченного органа будут штрафовать за несоблюдение сроков размещения госзаказов, а также за принятие решений о размещении заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с уполномоченным органом либо на условиях, отличных от согласованных. Уточнен перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых Рособоронзаказом. Поправки вступают в силу по истечении 10 дней после даты их официального опубликования. Исключение - нормы о грубом нарушении условий госконтракта по гособоронзаказу. Они вступают в силу с 01.07.2014. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 325-ФЗ "Об упразднении Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа"
Судебная система Ямало-Ненецкого автономного округа: что нового? Решено упразднить Приуральский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию Лабытнангского городского суда этого же региона. Кроме того, чтобы обеспечить районному населению доступ к правосудию, в составе Лабытнангского городского суда образуется постоянное судебное присутствие в селе Аксарка. Данные нормы вступают в силу по истечении года после дня опубликования Федерального закона. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 324-ФЗ "Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Ростовской области"
В некоторых районных судах Ростовской области будут работать постоянные судебные присутствия. В некоторых районных судах Ростовской области решено образовать 14 постоянных судебных присутствий. Цель создания - приблизить правосудие к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, проживающих или находящихся в отдаленных местностях. Присутствия являются обособленными подразделениями суда. Они реализуют его полномочия. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 323-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не изменятся. Установлены страховые тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2014-2016 гг. Закон сохраняет порядок уплаты взносов, установленный в 2006 г. В частности, речь идет о 32 страховых тарифах (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности, и о льготе по уплате взносов. Средний тариф по видам экономической деятельности - 0,51% к начисленной оплате труда. Предусмотрена индексация ежемесячных страховых выплат с учетом инфляции. Тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам. Их необходимо включать в базу для начисления взносов. Установлено, что в указанный период ИП направляют взносы в размере 60% страховых тарифов в части начисленных выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам-инвалидам I, II и III групп. Закон вступает в силу с 01.01.2014. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
ФСС России: параметры бюджета на 2014-2016 гг. Принят Закон о бюджете ФСС РФ на 2014-2016 гг. Прогнозируемый общий объем доходов Фонда на 2014 г. составляет 565 023 млн руб., 2015 г. - 608 395,9 млн и 2016 г. - 658 601,4 млн. В 2014 г. его расходы составят 564 917,2 млн руб., в 2015 г. - 621 583,3 млн и 2016 г. - 672 972,6 млн. Средства, в частности, будут потрачены на выплату ряда пособий гражданам, имеющим детей, в т. ч. лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. Предусмотрены затраты и на обеспечение инвалидов техсредствами реабилитации, приобретение товаров, работ и услуг в пользу граждан и др. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не должен превышать в 2014 г. 61 920 руб., в 2015 г. - 64 710 руб., а в 2016 г. - 67 620 руб. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 321-Ф3 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Следующий бюджет ФФОМС будет сбалансированным. Утвержден бюджет ФФОМС РФ на 2014-2016 гг. Общий объем доходов на 2014 г. установлен в сумме 1 240,1 млрд руб., на 2015 г. - 1 452 млрд руб., на 2016 г. - 1 521,3 млрд руб. Их основная часть (97,7%, 98,4% и 98,3% соответственно) формируется за счет поступлений страховых взносов на ОМС. Прогнозируются аналогичные размеры расходов. В связи с этим бюджет сбалансирован. Межбюджетные трансферты из федеральной казны хотят направить на компенсацию выпадающих доходов Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков. На эти цели в 2014 г. выделяется 28,6 млрд руб., в 2015 - 23,9 млрд руб., 2016 - 25,95 млрд руб. Объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра на 1 апреля 2013 г. 143,5 млн человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2014 г. 6 962,5 руб, на 2015 - 8 481,5 руб. и на 2016 - 8 863,2 руб. За их счет проводится диспансеризация работающих граждан, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, их направят на поэтапное повышение оплаты труда медработников. Увеличат финансирование расходов в рамках базовой программы ОМС. Субвенции пойдут и на стимулирующие выплаты медикам, ранее осуществляемые за счет федерального бюджета и бюджета ФОМС. Расширяется и усиливается роль первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно. При этом сокращаются объемы более дорогостоящей медпомощи, получаемой в стационарах. С 2015 г. в базовую программу ОМС включается высокотехнологичная медпомощь. Предусматриваются межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС бюджету ФСС РФ на оплату медпомощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также на проведение профилактических медосмотров ребенка в течение первого года жизни по 19,03 млрд руб. ежегодно. В составе бюджета ФОМС формируется нормированный страховой запас: на 2014 г. в сумме 46 млрд руб., на 2015 - 1,7 млрд руб. и на 2016 - 6,6 млрд руб. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
О предстоящем бюджете ПФР. Принят бюджет ПФР на 2014-2016 гг. В 2014 г. прогнозируемый общий объем доходов составляет 6 290 млрд руб., расходов - 6 416 млрд руб., в 2015 - 7 091 млрд руб. и 6 964 млрд руб., в 2016 - 7 731 млрд руб. и 7 413 млрд руб. соответственно. Межбюджетные трансферты из федеральной казны в 2014 г. перечисляются в размере 2 448 млрд руб., в 2015 г. - 2 924 млрд руб., в 2016 г. - 3 188 млрд руб. Эти средства пойдут в т. ч. на валоризацию расчетного пенсионного капитала, компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда, обеспечение его сбалансированности, на предоставление материнского (семейного) капитала, софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Учтены мероприятия по пенсионной реформе. В частности, планируется поэтапно повысить базу для начисления страховых взносов с 1,6 среднемесячной зарплаты в 2014 г. до 1,7 в 2015 г. и до 1,8 в 2016 г. Увеличить с 5 до 15 лет страховой стаж для оформления страховой пенсии. Стимулировать отказ от назначения пенсии на 5 лет после достижения установленного возраста. Предлагается возмещать за счет федерального бюджета расходы на выплату страховой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов. Социальные пенсии планируется проиндексировать в 2014 г. на 17,6%, в 2015 - на 5,5%, в 2016 - на 4,6%, трудовые - на 8,1%, 7,1% и 6,6% соответственно. Среднегодовой размер трудовой пенсии составит в 2014 г. 11 084 руб. (174,4% к прожиточному минимуму), в 2015 - 11 880 руб. (178,7%), в 2016 - 12 586 руб. (180,7%). Расходы на единовременные выплаты средств пенсионных накоплений запланированы в 2014 г. в размере 15,2 млрд руб., в 2015 - 7,9 млрд руб., в 2016 - 7,8 млрд руб. Объем средств пенсионных накоплений на конец 2014 г. оценивается в сумме 1 944,5 млрд руб., на конец 2015 г. - 2 238,6 млрд руб., на конец 2016 г. - 2 574,3 млрд руб. По накопительной составляющей в 2014 г. доходы Фонда должны составить 88,3 млрд руб., расходы - 19,3 млрд руб., в 2015 - 321,1 млрд руб. и 27 млрд руб., в 2016 г. - 366,6 млрд руб. и 31 млрд руб. соответственно. Предельная величина взносооблагаемой базы использовалась в расчетах с учетом индексации в соответствии с ростом средней зарплаты по стране: в 2014 г. - 624 тыс. руб., в 2015 - 733 тыс. руб., в 2016 - 848 тыс. руб. В 2014 г. резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием накопительной части трудовых пенсий, не предусмотрен. - Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 319-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации"
Соглашение об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками стран СНГ в России прошло ратификацию. Ратифицировано Соглашение России и СНГ об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками стран СНГ на территории нашей страны. Оно предусматривает следующее. На территории России Служба пользуется правами юрлица. Она вправе иметь свои печати, штампы, бланки, другие необходимые атрибуты, приобретать права и принимать на себя обязательства по договорам, быть истцом и ответчиком в суде, распоряжаться своими денежными средствами и иметь счета в учреждениях банков (в т. ч. валютные) в соответствии с законодательством России. Россия предоставляет Службе помещения, необходимые для осуществления ею своих функций. Это делается по нормам и в порядке, установленным для органов исполнительной власти нашей страны. Помещения и архивы Службы неприкосновенны. Сообщения и корреспонденция не подлежат цензуре. Имущество Службы пользуется иммунитетом в отношении любой формы административного или судебного вмешательства, за исключением случаев, когда она отказывается от иммунитета. Служба освобождается от налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории России, за исключением НДС и акцизов, а также платежей, являющихся оплатой конкретных видов обслуживания (услуг). Расходы на обеспечение деятельности Службы на территории России осуществляются за счет долевых взносов стран СНГ единого бюджета органов СНГ. - Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г."
С 1 января 2014 г. повысят предельную планку для взимания взносов во внебюджетные фонды. С 1 января 2014 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды увеличивается в 1,098 раза и составит 624 тыс. руб. (в 2013 г. - 568 тыс. руб). Индексация произведена с учетом роста средней зарплаты в стране. Напомним, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, превышающих указанную величину, страховые взносы в ФСС и ФОМС не взимаются, а в ПФР исчисляются по более низкой ставке (это не касается плательщиков, применяющих льготные ставки страховых взносов). При начислении взносов в ПФР по дополнительным тарифам (за работников вредных и опасных производств, выходящих на пенсию досрочно) величина базы не ограничивается. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г. - Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
При закупке каких товаров, работ и услуг будет проводиться предквалификационный отбор поставщиков? С 1 января 2014 г. вводится в действие контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ней на поставки технологически сложных, инновационных, высокотехнологичных или специализированных товаров (работ, услуг) проводится конкурс с ограниченным участием. Определены случаи отнесения товаров (работ, услуг) к таковым. Это, в частности, работы по обращению с ядерными материалами, ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса; услуги общественного питания и поставки продуктов для образовательных учреждений, медорганизаций, учреждений соцобслуживания, организаций отдыха детей; возведение, реконструкция, капремонт особо опасных и технически сложных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений при начальной (максимальной) цене контракта в случае закупок для госнужд более 150 млн руб., для муниципальных нужд - более 50 млн. руб. Участники закупки должны иметь необходимую квалификацию. Приведены предъявляемые к ним дополнительные требования (в части опыта выполнения подобных работ и наличия материальных ресурсов). Установлен список документов, которыми можно подтвердить соответствие этим требованиям. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г. - Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов"
Госзакупки: как проводятся совместные конкурсы и аукционы? Во исполнение нового Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен порядок проведения совместных конкурсов и аукционов. Если у 2 и более заказчиков есть потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах, они вправе провести совместные конкурсы или аукционы. Для этого заказчики заключают между собой специальное соглашение. Это нужно сделать до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона. Прописаны полномочия названного организатора. Так, он утверждает состав комиссии по осуществлению закупок. Предоставляет документацию заинтересованным лицам и разъясняет ее положения. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, необходимые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме цен. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся, решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается заказчиками самостоятельно. Прежнее положение о проведении совместных торгов признано утратившим силу. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением требования о включении в план-график сведений о наименовании организатора. Оно применяется с 1 января 2015 г. - Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла"
В каких случаях заключается контракт жизненного цикла? Определено, в каких случаях заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Это выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (их участков), защитных и искусственных дорожных сооружений; инфраструктуры морских и речных портов; аэродромов; объектов коммунального хозяйства; объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного и городского наземного электрического транспорта; объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования; уникальных объектов капстроительства. Закупка ж/д подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного и городского наземного электрического транспорта; воздушных, морских и речных судов. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г. |