- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 ноября 2012 г. N 238 "О распределении между третьими странами объемов дополнительных тарифных квот на ввоз отдельных видов сельскохозяйственных товаров на территорию Российской Федерации в период по 31 декабря 2012 г. включительно и о внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 ноября 2012 г. N 217"
Сколько мяса могут ввезти страны ВТО и ЕС до конца 2012 г.? Распределены дополнительные тарифные квоты на ввоз в ТС некоторых видов с/х товаров. Речь идет о свежем или охлажденном мясе крупного рогатого скота (код 0201 ТН ВЭД ТС) и замороженном обваленном мясе домашних кур (код 0207 14 100 1 ТН ВЭД ТС). В отношении указанных с/х товаров установлены следующие квоты. Так, государства - члены ВТО (кроме стран ЕС) могут ввезти 3,33 тыс. т мяса крупного рогатого скота и 2 тыс. т куриного мяса. Странам ЕС разрешено ввезти 8 тыс. т куриного мяса. Напомним, что квоты действуют по 31 декабря 2012 г. Они применяются в отношении продукции, помещаемой под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (кроме товаров, происходящих и ввозимых из стран СНГ). Решение вступает в силу 7 декабря 2012 г. - Постановление Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2012 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Авеста"
Ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу: исчисление размера административного штрафа. Предметом рассмотрения стали взаимосвязанные положения КоАП РФ. Они предусматривают возможность назначить юридическому лицу за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, административный штраф, исчисляемый исходя из рыночной стоимости этих товаров на территории Российской Федерации. По мнению заявителя, данные положения лишают возможности в разумных пределах предвидеть последствия своих действий, поскольку позволяют судам использовать для оценки стоимости перемещаемого через таможенную границу товара его рыночную цену. КС РФ пояснил следующее. Если в КоАП РФ нет специальных оговорок относительно исчисления административных штрафов, подход к использованию понятия стоимости товаров для целей уплаты штрафов регламентируется положениями об оценке стоимости изъятых вещей и других ценностей. Указанные положения фактически приобрели универсальный характер, что подтверждается правоприменительной практикой. При этом, по мнению КС РФ, недостаточность степени ясности, четкости и формальной определенности при исчислении размера административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за недекларирование товаров, не ставит их в положение, не позволяющее предвидеть правовые последствия своих действий. Юридическое лицо должно иметь представление о рыночной стоимости перемещаемых им через таможенную границу товаров, в т. ч. с учетом устоявшейся практики, либо иметь возможность воспользоваться услугами лиц, обладающих соответствующими профессиональными знаниями. Таким образом, КС РФ посчитал, что оспариваемые положения не противоречат Конституции РФ. Законодателю нужно внести необходимые изменения, определив вид стоимости, которая должна использоваться для исчисления административного штрафа, налагаемого за недекларирование товаров, и установить надлежащий механизм ее применения. - Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. N ВАС-13840/12
ВАС РФ не согласился с позицией Минфина по поводу применения нулевой ставки к дивидендам, выплачиваемым из нераспределенной прибыли прошлых лет. Минфин России в своем письме разъяснил, что организация, которая при отсутствии чистой прибыли за 2010 г. выплачивает акционеру в 2011 г. дивиденды за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, не может применять к таким доходам нулевую ставку по налогу на прибыль. Дивиденды, выплачиваемые после 1 января 2011 г. из прибыли, полученной за период до 2010 г., облагаются по ставке 20%. ВАС РФ решил, что эти разъяснения не соответствуют законодательству. При этом он указал, что письмо является актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов. Согласно НК РФ в некоторых случаях к дивидендам, полученным российской организацией, применяется нулевая ставка по налогу на прибыль. Для этого должны выполняться 2 условия (о размере вклада (доли) акционера и о сроке владения ею). Ранее также требовалось, чтобы стоимость вклада (доли) составляла не менее 500 млн руб. Но в НК РФ были внесены поправки, исключающие это третье условие. Новые правила применяются с 1 января 2011 г. и распространяются на правоотношения по налогообложению дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие периоды. Приведенное положение не содержит дополнительного ограничения в виде запрета применять нулевую ставку при выплате дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. По своей экономической природе чистая и нераспределенная прибыль тождественны. Это исключает различный режим налогообложения в зависимости от отчетного периода, за который принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов. Толкование, допущенное Минфином России, приводит к формированию новых правил налогообложения дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении распределения прибыли, полученной до 2010 г. Это противоречит НК РФ и закону, которым внесены упомянутые поправки. - Федеральный конституционный закон от 1 декабря 2012 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и статью 29 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
Председатели судов регионов смогут переназначаться неограниченное количество раз. Скорректированы Законы о судах общей юрисдикции и о военных судах. Первый из них предусматривал, что одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же верховного суда республики, суда региона неоднократно, но не более 2 раз подряд. Поправками данное ограничение снято. В Законе о военных судах закреплено, что по истечении срока полномочий председатель окружного (флотского) военного суда может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 215-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Россия и ОАЭ за поощрение и взаимную защиту капиталовложений. Ратифицированы Соглашение между Правительствами России и ОАЭ о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокол к нему. Документы подписаны в Москве 28 июня 2010 г. Так, урегулирован допуск капиталовложений инвесторов одной стороны на территорию государства другой. Российским и эмиратским инвесторам предоставлен справедливый и равноправный режим капиталовложений, создающий равные условия с национальными инвесторами и инвесторами третьих стран. При этом стороны вправе применять и вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений. Закреплены гарантии защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия (национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия). Платежи в связи с капиталовложениями могут беспрепятственно переводиться за границу после выполнения инвесторами своих налоговых обязательств перед государством принимающей стороны. Установлен порядок разрешения инвестиционных споров и споров по толкованию и применению соглашения. Соглашение применяется к капиталовложениям, осуществленным с 1 января 1987 г. Однако оно не распространяется на споры по инвестициям, возникшие (урегулированные) до его вступления в силу. Следует отметить, что этот документ соответствует типовому соглашению о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренному Правительством РФ в 2001 г. Однако есть некоторые отличия. В частности, введен термин "без задержки". Это период времени, который обычно требуется для выполнения всех необходимых формальностей для перевода платежей. Он начинается со дня, когда был получен соответствующий запрос, и не превышает 5 рабочих дней. Кроме того, стороны не должны вводить инвестиционные меры, связанные с торговлей, в качестве условий расширения и поддержания капиталовложений. Ряд дополнительных вопросов оформлен в виде Протокола к соглашению. Так, подтвержден суверенитет каждой из сторон над природными ресурсами, находящимися на ее территории. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 214-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Какие защитные меры применяются в отношении капиталовложений российских инвесторов в Экваториальной Гвинее? Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Экваториальной Гвинеи о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Оно подписано в Москве 6 июня 2011 г. В силу соглашения капиталовложения инвесторов одной страны могут быть допущены на территорию другого государства в соответствии с законодательством принимающей стороны. Каждая страна предоставляет инвесторам режим не менее благоприятный, чем тот, которым пользуются собственные инвесторы. При этом сохраняется право применять и вводить изъятия из национального режима. Кроме того, ни одно из договаривающихся государств не обязано распространять на капиталовложения инвесторов другой стороны преимущества, которые оно предоставляет третьим странам. Предусмотрена гарантия защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия. Им выплачивается быстрая и адекватная компенсация. Ее также можно получить, если причинен вред или нанесен ущерб капиталовложениям, в частности, вследствие войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков. После выполнения всех налоговых обязательств перед государством принимающей стороны доходы могут быть беспрепятственно переведены за границу. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 213-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Какие изменения ждут сферу ОМС? Скорректирован Закон об ОМС. Часть поправок обусловлена необходимостью его приведения в соответствие с Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Уточняется порядок выбора и замены гражданином страховой медорганизации. Предусмотрена обязанность уведомлять страховщика не только об изменении Ф.И.О. и места жительства, но и данных удостоверения личности. Срок внесения ежемесячных страховых взносов на ОМС неработающего населения перенесен с 25 на 20 число текущего календарного месяца. Уточняются полномочия ФФОМС и ТФОМС, порядок заключения тарифных соглашений, процедура разработки проекта территориальной программы ОМС, состав сведений персонифицированного учета. Последний будут вести исключительно в электронном виде. В 2013 г. продолжится реализация программ и мероприятий по модернизации здравоохранения. Речь идет о таких направлениях, как укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем. Финансировать их станут за счет средств ФОМС и региональных бюджетов. Будет продолжена в 2013 г. и выплата единовременных компенсаций молодым (до 35 лет) сельским медработникам. На них смогут рассчитывать и те, кто приехал в рабочие поселки. Уточнен порядок финансирования скорой медпомощи в 2013-2014 гг., а также определения размера страховых взносов на неработающее население в 2012-2014 гг. Прописана процедура изъятия у регионов переданных им полномочий федерального центра в сфере ОМС. Это утверждение территориальных программ и дифференцированных подушевых нормативов ОМС, реализация базовой программы ОМС на подведомственной территории, регистрационный учет страхователей для неработающих граждан; контроль за использованием средств ОМС и др. Указанные полномочия могут изъять у регионов в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Решение об этом принимает Правительство РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Предварительно региональным властям направляют предписание устранить выявленные нарушения в установленный срок. И только если повторное предписание не исполнено, полномочия отбирают. При этом прекращается выделение субвенций из бюджета ФОМС. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Из-за нарушения требований пожарной безопасности возник пожар и причинен тяжкий вред здоровью человека: что грозит организации? В КоАП РФ внесены поправки, ужесточающие ответственность юрлиц за нарушение правил пожарной безопасности. Теперь за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, организации грозит штраф в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. Вместо штрафа может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 211-ФЗ "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "О политических партиях"
Улучшено финансирование политических партий. Скорректирован Закон о политических партиях. Если федеральный список кандидатов, выдвинутый партией на выборах депутатов Государственной Думы, получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, то партия имеет право на получение средств федерального бюджета. Финансирование выделяется ежегодно и зависит от числа голосов, полученных федеральным списком кандидатов. Установлено, что за каждый голос партии отпускаются не 20, а 50 руб. Предусмотрен перерасчет за 2012 г. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 210-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Избирательная система: законодательные формулировки должны быть едиными. Скорректирован Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти регионов. Ранее он устанавливал следующее. Органы госвласти региона обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в т. ч. путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов. Однако в Законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме предусматривается назначение выборов, а не их даты. Практика применения указанных норм показала, что выборы и их даты не назначаются в разное время и разными нормативными правовыми актами. Внесенные поправки приводят к единообразию формулировки федерального законодательства. Теперь речь идет о назначении выборов (а не их дат). - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 209-ФЗ "О ратификации Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности"
Россия ратифицировала соглашение, регламентирующее временное пребывание формирований сил и средств коллективной безопасности в странах ОДКБ. Ратифицировано Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Соглашение подписано в Москве 10 декабря 2010 г. Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. К указанным формированиям относятся объединения, соединения, воинские части и подразделения, выделенные из состава вооруженных сил и других войск, формирования сил специального назначения, выделенные из числа подразделений специального назначения (групп специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в состав коалиционных, региональных (объединенных) группировок войск (сил), временно направленные в принимающее государство. Соглашение определяет, как данные формирования направляются в принимающее государство, размещаются и передислоцируются там. Закрепляет правила ввоза и вывоза имущества, необходимого для их деятельности. Устанавливает порядок и условия транзита, пересечения границы принимающей стороны, компенсации ущерба. Урегулированы вопросы въезда, пребывания и выезда личного состава формирования. Решение о вводе, задачах, составе, численности формирований, порядке их подчиненности, местах их дислокации, а также времени их пребывания принимается Советом коллективной безопасности ОДКБ на основании официального обращения одной или нескольких сторон. Со вступлением в силу соглашения в отношениях между его сторонами прекращает действовать Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г. - Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Право осужденного просить суд заменить неотбытую часть наказания на более мягкое или изменить вид колонии закрепили в законе. Законодательно закреплено право осужденного обращаться самому или через адвоката (законного представителя) в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким его видом или об изменении вида исправительного учреждения. На практике данный вопрос суд рассматривал ранее только по представлению учреждения (органа), исполняющего наказание. Такой подход противоречил позиции Конституционного Суда РФ (определения от 18 ноября 2004 г. N 363-О и от 20 октября 2005 г. N 388-О). Он указал, что УИК РФ и УПК РФ не препятствуют осужденному обращаться в суд с такой просьбой. Более того, они предполагают обязанность суда рассмотреть ее по существу. Это вытекает из конституционного права каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания. Прописан порядок подачи ходатайства. В частности, это делается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. К ходатайству прилагается характеристика на осужденного. В ней указываются данные о поведении лица, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, а также к совершенному им деянию. Там же приводятся сведения о возмещении осужденным причиненного в результате преступления ущерба. В отношении тех, кто отбывает наказание за преступления против половой неприкосновенности малолетнего и болен педофилией, в характеристике обязательно отражаются данные о примененных к ним принудительных мерах медицинского характера и их отношении к лечению. К ходатайству такого осужденного прилагают заключение его лечащего врача. Вносятся необходимые коррективы в порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора. - Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. N 1236 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся технического осмотра транспортных средств"
Талон техосмотра канул в Лету. В Закон о техосмотре транспортных средств были внесены поправки. В связи с этим скорректированы правила проведения ТО. К операторам ТО отнесены дилеры. Они вправе проводить техосмотр тех транспортных средств, сервисное обслуживание которых они осуществляют. Установлено, что дилеры обязаны размещать информацию о марках машин, ТО которых они проводят. Талон ТО и международный сертификат ТО как документы, подтверждающие прохождение техосмотра, ушли в прошлое. Их заменила диагностическая карта. Утверждена ее новая форма. Она теперь применима и для международного использования. Диагностическая карта имеет индивидуальный регистрационный номер. На лицевой стороне указывается срок ее действия. Минтранс России наделен полномочием устанавливать порядок учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт. При этом с Минфина России с 1 января 2013 г. снимается функция определять порядок обеспечения бланками талонов и международных сертификатов ТО, а также правила их учета, хранения, передачи и уничтожения. Уточнен размер платы за аккредитацию в сфере техосмотра. За ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации, как и ранее, взимается 15 тыс. руб. плюс по 10 тыс. руб. за каждый пункт ТО. Однако последняя сумма берется лишь за те пункты, адреса которых содержатся в реестре операторов ТО на дату внесения платы. - Приказ Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента"
Как ведется реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента? Установлены требования к ведению и содержанию реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Реестр ведет Минюст России на основе документированной информации, представленной в бумажном или электронном виде. При несоответствии сведений приоритет имеют бумажные носители. Определено, какая информация вносится в реестр. В частности, в электронном реестре отражаются полное наименование агента, сведения об учредителях некоммерческой организации, ее реестровый номер. Кроме того, указываются данные об иностранных источниках поступления денежных средств и иного имущества, а также цели их расходования. Для включения организации в реестр необходимо подать заявление (форма приводится). Сделать это можно, в частности, через Единый портал госуслуг, а также отправив по почте с описью вложения. Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц. Для предотвращения полной утраты сведений формируются резервные копии. Некоторые сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства. Приведен их перечень. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г. Регистрационный № 25980. |