- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Уточнены некоторые положения Закона о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды. Цель - создать экономические стимулы для субъектов малого бизнеса. Речь идет о применяющих УСН организациях и ИП, производящих пищевые продукты, безалкогольные напитки, резиновые и пластмассовые изделия, мебель, спорттовары, игрушки и др. К ним также относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, здравоохранения, оказывающие услуги по ремонту транспортных средств. Основной размер удельного веса выпущенной продукции по определенному виду деятельности должен составлять не менее 70% в общем объеме товаров. Это касается и услуг. Для указанных лиц устанавливается совокупный тариф в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка в 2011 и 2012 гг. и переход к тарифу 34% с 2013 г. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Уточнен Закон об оценочной деятельности. Введена отдельная статья, касающаяся экспертизы отчетов об оценке. Ее проводит саморегулируемая организация (далее - СРО), в которой состоит оценщик. Виды экспертиз, порядок их проведения и требования к экспертному заключению устанавливаются федеральным стандартом оценки. Вводится единый квалификационный экзамен для получения статуса эксперта. Его принимает аттестационная комиссия Национального совета по оценочной деятельности. Порядок сдачи экзамена закрепляется в федеральном стандарте оценки. Предусмотрена плата. Теперь должны составляться программы разработки федеральных стандартов оценки. Для включения в единый госреестр СРО нужно дополнительно представить копию положения об экспертном совете. Причем последний должен включать только (а не преимущественно) членов СРО в составе не менее 7 человек. Заседания коллегиального органа управления СРО разрешено проводить в форме заочного голосования. Установлена солидарная ответственность СРО за убытки (имущественный вред), причиненные заказчику (третьему лицу) оценщиком, отчет которого прошел экспертизу, но был признан судом незаконным. В этом случае сумма возмещения, уплаченная СРО, может составить до 1 млн руб. Увеличена максимальная выплата из компенсационного фонда СРО по требованию заказчика (третьего лица) к оценщику по одному страховому случаю (с 600 тыс. до 5 млн руб.). При ликвидации СРО или исключении сведений о ней из единого госреестра компенсационный фонд передается Национальному совету по оценочной деятельности. По истечении 4 лет соответствующее имущество возвращается в денежной форме бывшим членам СРО (в размере их долей). Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 430-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В настоящее время запрещено продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним. В связи с этим решено закрепить право продавца требовать удостоверяющий личность документ при покупке данных товаров. Перечень этих документов установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Скорректированы положения некоторых актов о несостоятельности. Так, уточнена процедура ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Его формирует и ведет оператор, прошедший отбор по определенным критериям. В реестр дополнительно включаются сведения о дисквалифицированных лицах. Кроме того, должны размещаться не только проекты договоров купли-продажи предприятий, но и соглашений о задатке. Ряд поправок касается проведения торгов по продаже предприятия должников в электронной форме. Установлено, что заявка и прилагаемые материалы оформляются в виде электронных документов. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов"
Изменения касаются деятельности студенческих отрядов. В настоящее время они участвуют в реализации различных проектов. Речь идет о строительстве объектов для сочинских игр, саммита АТЭС-2012 и т. д. Необходимо стимулировать работодателей трудоустраивать молодых людей. Предусмотрено, что с доходов от деятельности в отрядах не будут уплачиваться страховые взносы в ПФР. При перечислении вознаграждений плательщики взносов обязаны ежеквартально представлять в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие членство в отряде. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа"
Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за тяжкое или средней тяжести преступление, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Принятые поправки уточняют процедуру такого направления. Изменения коснулись Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, УК и УПК РФ. Закреплено следующее. Чтобы суд рассмотрел возможность освободить несовершеннолетнего от наказания и направить его в указанное учреждение, проводится медосвидетельствование. Его цель - установить наличие или отсутствие у такого лица заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в учреждении. Освидетельствование проводится в порядке, установленном Правительством РФ, в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя. Заключение о результатах представляется в суд с материалами уголовного дела. Несовершеннолетний и (или) его законные представители могут не соглашаться на освидетельствование. Установлено, что в таких случаях начальник органа внутренних дел или прокурор подает в суд по месту жительства несовершеннолетнего заявление о проведении этой процедуры без согласия указанных лиц. Оно рассматривается судьей единолично в течение 3 суток. Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа, определит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Введены положения о специальных (коррекционных) классах (группах), созданных в специальных общеобразовательных школах и профучилищах закрытого типа. Категории направляемых в них несовершеннолетних будут определяться в том же порядке.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 426-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Скорректирован Закон о высшем и послевузовском профобразовании. В соответствии с ним срок очного обучения в аспирантуре (адъюнктуре) научных организаций, муниципальных и госвузов, образовательных учреждений дополнительного профобразования не может превышать 3 года, заочного - 4 года. Поправками установлено, что по некоторым специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук данные сроки могут быть увеличены на 1 год. Их перечень определит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Вводится дифференцированный порядок исчисления НДПИ при добыче угля. В качестве самостоятельных видов полезных ископаемых выделены антрацит, уголь, в том числе коксующийся, бурый. Для каждого вида угля предусмотрены специфические ставки налога. Для антрацита - 47 руб./т, для угля коксующегося - 57 руб./т, бурого - 11 руб./т, а для остального - 24 руб./т. Ранее для этих видов ресурсов действовала единая ставка в размере 4%. Теперь она будет использоваться только при добыче горючих сланцев. К ставкам применяется коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь. Предусмотрена возможность использовать вычет путем уменьшения налога на затраты, произведенные для обеспечения безопасности труда на участках недр. Размер вычета определяется как произведение исчисленного налога и коэффициента безопасности труда. Значение последнего устанавливается в порядке, закрепленном Правительством РФ. Оно не может превышать 0,3. Учитываются степень метанообильности участка недр, на котором добываются ресурсы, а также склонность угля к самовозгоранию. Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2011 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДПИ. Для некоторых положений предусмотрены иные сроки.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 424-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации"
Ратифицировано Соглашение между Россией и Швейцарией об упрощении выдачи виз. В силу соглашения виза - это разрешение, выданное для въезда. Цели - пребывание на общий срок не более 90 дней на территории этих стран; транзит через них. Предусмотрена выдача виз для пребывания в государствах-членах Шенгена, транзита через их территории. Упрощенной процедурой выдачи виз могут пользоваться члены официальных делегаций, осуществляющие международные перевозки водители, журналисты, участники официальных программ обмена между породненными городами и др. Перечислены категории граждан, для которых оформляются многократные визы со сроками действия до 5 лет, до 1 года. Сбор за оформление визы составляет 35 евро. 70 евро - если ходатайство и подтверждающие документы подаются не более чем за 3 суток до предполагаемой даты выезда. Закреплены сроки оформления виз.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 423-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии"
Соглашение подписано в Токио 12 мая 2009 г. Оно предусматривает такие направления сотрудничества, как разведка и разработка урановых месторождений; проектирование, строительство и эксплуатация легководных реакторов; переработка радиоактивных отходов. Соглашение создает нормативную базу для передачи ядерных материалов, оборудования и технологий. Урегулированы вопросы обеспечения ядерной безопасности, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды. Предусмотрена возможность реализации экономических проектов в атомной отрасли. Сотрудничество осуществляется исключительно в мирных невзрывных целях.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 422-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года"
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение ТС по ветеринарно-санитарным мерам. Установлено следующее. Чтобы ввезти на территорию ТС подконтрольные грузы, необходимо иметь разрешение и (или) ветеринарный сертификат. Таким образом, упрощается порядок импорта отдельных грузов. Соглашением предусмотрено проведение совместных проверок. Уточнен термин "объект контроля". Им являются организации и лица, производящие, перерабатывающие и (или) хранящие подконтрольные товары, ввозимые на территорию ТС и перемещаемые между государствами-членами Союза.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.12 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Поправки касаются административного приостановления деятельности. Их цель - ограничить перечень лиц, уполномоченных назначать это наказание. С 2011 г. вступают в силу изменения, согласно которым оно может применяться без судебного решения, если грубо нарушены требования промышленной безопасности. Но при этом не было определено, какие должностные лица вправе назначать данное наказание. Исходя из расширительного толкования приостанавливать деятельность могли бы все сотрудники федеральных органов в области промышленной безопасности. В связи с этим установлено, что данное наказание назначается судьей. Если грубо нарушены указанные выше требования - определенными должностными лицами. Речь идет о руководителе федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений. О руководителях его территориальных органов. О заместителях перечисленных лиц. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Изменения направлены на совершенствование регулирования рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Поправки в основном носят редакционный характер, устраняя терминологические несоответствия различных нормативно-правовых актов в указанной сфере. Кроме того, на уровне закона закреплены основные правила рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях. В соответствии с поправками оно осуществляется образовательными учреждениями, научными организациями и организациями культуры. Основание - планы (учебные или культурно-просветительской деятельности). Организации культуры должны использовать выловленные биоресурсы исключительно для определенных мероприятий. К ним относятся культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные. Учреждения и научные организации могут использовать биоресурсы только в учебном процессе. Также на уровне закона закреплены основы рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Оно осуществляется юрлицами и ИП на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование. Объем добычи должен быть определен программами работ по воспроизводству и акклиматизации. До внесения изменений любительское и спортивное рыболовство допускалось на рыбопромысловых участках с согласия их пользователей. Установлено, что оно должно осуществляться гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере любительского и спортивного рыболовства).
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Скорректированы Законы о государственной гражданской службе и о системе госслужбы. Некоторые их положения признаны утратившими силу. В частности, это норма о том, что соотношение должностей федеральной и типовых должностей региональной государственной гражданской службы определяется федеральным законом или указом Президента РФ. Также утратили силу положения о реестрах федеральных госслужащих в федеральных госорганах и должностей федеральной госслужбы, реестрах государственных гражданских служащих в госорганах регионов и должностей государственной гражданской службы последних.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 418-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
В случае гибели (смерти) военного-гражданина России члены его семьи (но не более 3 человек) вправе бесплатно доехать до места погребения и обратно. Один из членов семьи указанного военного, похороненного в России, может раз в год бесплатно доехать до места погребения и обратно. Уточняется, что речь идет о проезде на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси). Теперь данные права распространяются и на родителей военного. Дело в том, что исходя из положений законодательства они не относятся к членам семьи погибшего (умершего), если не состояли на его иждивении. Предусмотрена возможность раз в год бесплатно доехать до места погребения и обратно также по территории, расположенной за границей. Соответствующие случаи определяются Президентом РФ или Правительством РФ.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"
Внесенные поправки направлены на противодействие незаконному обороту наркотиков (психотропных веществ, прекурсоров и растений, их содержащих) среди иностранцев и лиц без гражданства. За совершение соответствующих административных правонарушений их разрешено выдворять. Причем, если правонарушение совершено беженцем, он теряет этот статус и выдворяется вместе с членами семьи. Покинуть Россию придется и лицу, лишенному в связи с этим временного убежища. Кроме того, совершение преступления или административного правонарушения в указанной сфере может стать основанием для отказа во въезде в Россию. Если в течение года лицо неоднократно (2 раза и более) привлекалось к административной ответственности за незаконный оборот наркотиков, это грозит отказом в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство (либо его аннулированием). Кроме того, увеличен административный штраф за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотиков, а также за их употребление без назначения врача. Для всех физлиц (независимо от гражданства) он составляет от 4 000 до 5 000 руб. (вместо 500-1 000 руб.). Теперь строже наказывают и за пропаганду (незаконную рекламу) наркотиков.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 416-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Срок оформления загранпаспорта не должен превышать 1 месяц, если заявление о выдаче представлено по месту жительства. Некоторым гражданам загранпаспорта будут оформлять в срок, не превышающий 3 месяцев. Речь идет о тех, у кого есть (был ранее) допуск к особо важным или совершенно секретным сведениям, отнесенным к гостайне. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 415-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Поправки касаются безакцептного (бесспорного) списания средств со счета без согласия клиента. Согласно ГК РФ денежные средства могут списываться со счета клиента без его распоряжения по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Безакцептное списание производится на основании платежного требования, бесспорное - инкассового поручения. Для стабилизации финансового положения в период неплатежей в ряде отраслей хозяйства законодательными актами было введено безакцептное (бесспорное) списание средств. Речь идет о закупках сельхозпродукции для госнужд, поставках ценностей в госрезерв, расчетах за услуги связи. Поскольку период неплатежей миновал, отменяется безакцептное (бесспорное) списание средств в указанных случаях.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 414-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Скорректирован Закон о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча. Это связано с тем, что на данных лиц было распространено действие Закона о соцзащите пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Гражданам, проживавшим в 1949-1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению из-за указанных сбросов, положена ежемесячная денежная компенсация. Ее размер для получивших накопленную эффективную дозу облучения от 7 до 35 сЗв (бэр) увеличен со 100 до 210,26 руб., свыше 35 сЗв (бэр) - с 200 до 420,49 руб. Установлены ежемесячные денежные выплаты для несовершеннолетних, проживающих в указанных населенных пунктах, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного фона). Также закреплено, что в случае смерти лиц некоторых категорий, ставших из-за воздействия радиации инвалидами (в частности, ликвидаторов аварии и тех, кто проводил защитные мероприятия и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки), находившиеся на их иждивении нетрудоспособные члены семьи получают ежемесячные компенсации вместо них. По действующему законодательству для родственников инвалидов I группы это 5 000 руб., II группы - 2 500 руб., III группы - 1 000 руб. Детям первого и второго поколений граждан, страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, будут предоставлять дополнительные меры соцподдержки. Речь идет о тех, что положены лицам, которые получили (перенесли) заболевания/стали инвалидами из-за чернобыльской катастрофы. Закреплено, что выплаты, предусмотренные законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции. Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 413-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года"
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений. Соглашением устанавливалось, что подкарантинная продукция на территорию ТС ввозится на основании импортного карантинного разрешения (ИКР). В силу протокола ИКР заменяется публичным уведомлением о предъявляемых к данным товарам требованиях. Предусмотрена выдача экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата только на партию подкарантинной продукции, отнесенной в соответствии со специальным перечнем к товарам с высоким фитосанитарным риском.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 412-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Скорректирован Закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Установлено, что при возникновении указанных ЧС Правительство РФ может принимать решения о предоставлении гражданам единовременной матпомощи (в т. ч. определять случаи ее оказания, а также круг лиц, которые могут на нее рассчитывать). Регионы при этом получили аналогичные полномочия по осуществлению единовременных денежных выплат.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам"
Разъяснены вопросы применения процессуальных норм, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам. Раскрыты понятия "государственные и негосударственные судебно-экспертные учреждения". Выделены особенности, которые должны учитываться при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом. Отмечено, что справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования (полученные по запросу органов предварительного следствия или суда) не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы. Затронуты некоторые моменты, касающиеся реализации прав участников судебного разбирательства при решении вопроса о проведении экспертизы (в т. ч. при определении возможности применять меры медхарактера, при продлении срока пребывания в медстационаре), при непосредственном процессе ее осуществления. Подчеркивается, что подозреваемый, обвиняемый (и их защитники), а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. Если лицо приобретает данный статус уже после ее назначения, его нужно ознакомить с этим постановлением одновременно с признанием его таковым. Об этом составляется протокол. Рассмотрены особенности, которые должны учитываться при назначении комплексной экспертизы, при оформлении совместного заключения. Даны определения понятиям "недостаточная ясность" и "неполнота заключения эксперта" (основания для проведения дополнительной экспертизы). Приведены моменты, которые судам необходимо принимать во внимание при оценке экспертного заключения. Указывается, что она может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании. Признаны недействующими на территории России ранее применявшиеся разъяснения Пленума ВС СССР по аналогичным вопросам (от 1971 г.).
|