Уважаемый читатель!
В мае в Пенсионный фонд надо будет сдать уже знакомый расчет РСВ-1 и новую форму СЗВ-М. Сроки сдачи бухгалтерских отчетов Вы всегда можете посмотреть в Календаре бухгалтера.
Учесть все нюансы заполнения отчетности за I квартал помогут наши практические рекомендации и примеры. Перейти к ним можно из раздела «Полезные материалы в системе ГАРАНТ».
А еще Вы всегда можете воспользоваться нашим сервисом для сдачи отчетности в электронном виде.
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"
25 апреля - 3 мая 2016 года
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Бюджетная классификация
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность
Расчеты с персоналом
Налоги и взносы
Госуслуги. Финобеспечение и порядок оказания
Организационно-правовые аспекты
Госзакупки
______________________________________
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Капвложения и капремонт. Какие расходы передать балансодержателю имущества?
Письмо Минфина России от 12.02.2016 N 02-06-10/8813
На счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" все учреждения должны отражать затраты, которые в дальнейшем формируют или увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость объектов имущества. Первоначальная (балансовая) стоимость:
- формируется при создании объектов (в т.ч. при строительстве);
- увеличивается в случае улучшения первоначальных характеристик объекта по итогам модернизации, дооборудования или реконструкции (пример улучшения характеристик - увеличение срока полезного использования).
В регистрах бюджетного учета показатель счета 106 00 может формировать учреждение, которое:
- не является балансодержателем реконструируемого (модернизируемого) объекта;
- не будет принимать на балансовый учет вновь создаваемый объект.
Такие организации (в т.ч. бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие полномочия ПБС) должны передать сумму вложений балансодержателям (правообладателям) соответствующего имущества.
Специалисты Минфина особо подчеркивают: расходы по ремонту объектов имущества балансодержателю этих объектов передавать не надо. Дело в том, что такие расходы не увеличивают стоимость имущества. В то же время учреждение, оплатившее ремонт, обязано передать балансодержателю данные о произведенных в ходе ремонта работах. Эту информацию учреждение-правообладатель должно отразить в Инвентарной карточке.
Читайте также материалы Энциклопедии решений "Организация бухгалтерского учета в госучреждении при осуществлении капитального строительства" и "Документальное оформление расходов госучреждения при осуществлении капитального строительства подрядчиком".
Маркируем мягкий инвентарь без порчи его внешнего вида
Письмо Минфина России от 15.02.2016 N 02-06-05/7872
Согласно п. 118 Инструкции N 157н мягкий инвентарь (одежда, обувь, постельное белье и т.п.) должен маркироваться специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета. Однако при использовании штампа и несмываемой краски не всегда получается полностью сохранить все потребительские свойства имущества.
В этой связи специалисты Минфина указывают: в п. 118 Инструкции N 157н обобщена сложившаяся практика маркировки. Ее применение позволяет обеспечить:
- сохранность предметов;
- количественный учет;
- соблюдение установленных сроков носки (эксплуатации);
- закрепление конкретных предметов за физлицами.
Локальным актом учреждения может быть предусмотрен порядок маркировки отдельных категорий имущества, который не противоречит Инструкции N 157н и позволяет сохранить потребительские свойства мягкого инвентаря. Например, путем прикрепления (пришивания) тканевых жетонов, на которые предварительно несмываемой краской нанесен специальный маркировочный штамп.
Подробнее об учете материальных запасов в различных ситуациях читайте в Энциклопедии решений.
В качестве оценочной стоимости можно использовать страховую сумму
Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 02-07-10/7458
Неучтенные объекты нефинансовых активов учреждение должно принимать к балансовому учету по их текущей оценочной стоимости с учетом требований п. 25 Инструкции N 157н.
В то же время по активам, не имеющим аналогов, оценочную стоимость можно определять с использованием специальных методов оценки:
1) один объект, один рубль;
2) исходя из страховой суммы, в пределах которой при наступлении страхового случая будет выплачено страховое возмещение.
Например, таким образом можно определять первоначальную стоимость имеющих коллекционную, историческую и научную значимость гербариев и минералогических коллекций.
Применение перечисленных выше специальных способов определения оценочной стоимости возможно, если:
- объекты не являлись предметами договоров купли-продажи;
- отсутствует информации о стоимости их изготовления.
Информацию о выбранном методе оценки отдельных объектов имущества обязательно надо раскрыть в Пояснительной записке к Балансу.
Рекомендуем также материал Энциклопедии решений "Первоначальная (фактическая), балансовая стоимость нефинансовых активов госучреждения".
______________________________________
Бюджетная классификация
По какой целевой статье оплачивать исполнительные листы?
Письмо Минфина России от 12.02.2016 N 02-05-10/7733
Указаниями N 65н не установлен однозначный порядок отнесения судебных расходов на определенные целевые статьи расходов и (или) направления расходов.
Расходы по уплате судебных издержек в рамках исполнения решения суда необходимо отражать по соответствующей программе, подпрограмме, основному мероприятию (ведомственной целевой программе) или непрограммному направлению деятельности, направлению расходов, по которым отражаются расходы на выполнение функций соответствующего органа.
_______________________________________
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность
Перенесен срок сдачи ежемесячной бюджетной отчетности
Письмо Федерального казначейства от 25.04.016 N 07-04-05/02-316
Ежемесячную бюджетную отчетность на 1 мая 2016 года должны представить не позднее 18 мая :
- главные администраторы средств федерального бюджета;
- финорганы субъектов РФ;
- органы управления государственными внебюджетными фондами.
Предусмотрены следующие исключения:
1) не позднее 23 мая отчеты должны сдать главные администраторы, имеющие подведомственных ПБС, расположенных за пределами РФ;
2) не позднее 16 мая главные администраторы представляют Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
_______________________________________
Расчеты с персоналом
Составляем эффективный контракт с помощью нового сервиса
В разделе "Трудовые договоры, контракты" Конструктора правовых документов появилась новая форма - Трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения (Эффективный контракт).
Напомним, поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников госсектора предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597. Повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (выполняемых работ). Требование об обязательном переходе на эффективный контракт предусмотрено Программой совершенствования оплаты труда, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
С помощью нашего онлайн-сервиса Вы также можете быстро и безошибочно составлять и вести Учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета
______________________________________
Налоги и взносы
С 1 июля указывайте в Книгах покупок и продаж новые коды операций по НДС
Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@
Утвержден новый перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок и книге продаж, применяемых при расчетах по НДС, и дополнительных листах к ним, а также кодов видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Он вступит в силу с 1 июля 2016 года, с этого же момента надо будет проставлять новые коды в книгах и журнале. Перекодировать предыдущие операции не требуется.
До 1 июля в декларациях по НДС (за первый и второй кварталы 2016 года) надо проставлять:
- прежние коды, утв. приказом ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@;
- дополнительные коды, рекомендованные письмом ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@.
Смотрите также материалы Энциклопедии решений "Книга покупок", "Книга продаж", "Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур".
Ряд сведений о налогоплательщике перестанет быть налоговой тайной
Проект федерального закона N 911054-6 "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Госдума приняла в окончательном чтении поправки к НК РФ, согласно которым открытыми станут некоторые сведения о налогоплательщиках - организациях:
- о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений;
- об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения таких сведений, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений.
Кроме того, к не являющимся налоговой тайной сведениям о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них предлагается отнести сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Все эти данные будут размещаться в открытом доступе на официальном сайте ФНС России. Исключение - сведения об организации, составляющие государственную тайну.
Предполагается, что эти изменения дадут возможность хозяйствующим субъектам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними договоров.
Рекомендуем также материал Энциклопедии решений «Выбор контрагента при заключении гражданско-правового договора» и сервис «Экспресс Проверка»
Отражаем в расчете 6-НДФЛ выплату доходов в натуральной форме
Письмо ФНС России от 28.03.2016 N БС-4-11/5278@
ФНС на примере разъяснила, как заполнять форму 6-НДФЛ в отношении доходов, выплаченных в натуральной форме, НДФЛ с которых не был удержан.
Так, если работнику 1 марта 2016 года выплачивается доход в натуральной форме, то эта операция отражается в строках 020, 040, 080 раздела 1 и строках 100 - 140 раздела 2 расчета за первый квартал 2016 года. В разделе 2 операция должна быть отражена следующим образом:
по строке 100 указывается 01.03.2016;
по строке 110 - 01.03.2016;
по строке 120 - 02.03.2016;
по строкам 130 - соответствующий суммовой показатель;
по строке 140 - 0.
Рекомендуем ознакомиться с Энциклопедией решений Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ и Примером заполнения Расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (Форма 6-НДФЛ)
Транспортный налог по большегрузам уменьшаем на плату за вред дорогам?
Проект федерального закона N 1053039-6
В Госдуме на рассмотрении находится законопроект, призванный решить вопрос чрезмерной финансовой нагрузки на владельцев больших грузовиков.
Законопроектом предлагается уменьшать сумму транспортного налога на сумму платы, внесенной в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Льгота предусмотрена как для физических лиц, так и для организаций.
Кроме того, предполагается, что организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, авансовые платежи по транспортному налогу уплачивать не будут.
Напомним, что сейчас плательщики налога на прибыль учитывают плату за вред дорогам, наносимый большегрузами, в составе прочих расходов. В то же время налогоплательщики, применяющие УСН, лишены такой возможности. Предлагаемые законопроектом поправки позволят и налогоплательщикам налога на прибыль, и организациям на УСН учитывать в составе расходов сумму платы в размере, превышающем сумму транспортного налога с большегрузов.
О том, как уплачивается транспортный налог в настоящее время, читайте в Энциклопедии решений "Транспортный налог" и связанных материалах (рубрика "См. также" в правом окне)
_______________________________________
Госуслуги. Финобеспечение и порядок оказания
Для каждой госуслуги будет разработан стандарт
Письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-01-09/8825
На уровне Правительства РФ проводится мониторинг применения в бюджетной сфере механизма нормативно-подушевого финансирования. Этот механизм предусматривает определение себестоимости оказания государственной (муниципальной) услуги в расчете на одного потребителя. Применение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг аналогично применению механизма нормативно-подушевого финансирования в случае, если объем услуги определяется по количеству физлиц, которым она была оказана.
Объемы финобеспечения выполнения госзаданий должны определяться на основе стандартов услуг (работ). По общему правилу разработкой стандартов в отношении всех услуг (работ) из базовых (отраслевых) перечней должны заниматься отраслевые федеральные органы власти. По услугам (работам), оказание (выполнение) которых финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) и для которых стандарты не установлены на федеральном уровне, стандарты должны быть разработаны на региональном (местном) уровне.
В настоящее время проводится анализ полномочий соответствующих отраслевых федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления. Если выяснится, что у этих органов нет полномочий на утверждение стандартов услуг (работ), будет скорректирована нормативная база.
О применении стандартов оказания госуслуг в целях определения объема финобеспечения госзаданий читайте также в интервью с заместителем начальника отдела Департамента бюджетной методологии Минфина России А.А. Ефановым (материал подготовлен специально для системы ГАРАНТ).
______________________________________
Организационно-правовые аспекты
Определены закупки, по которым учреждения не должны перечислять авансы
Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2016 N 737-р
В соответствии с абзацем девятым п. 36 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" утвержден Перечень товаров и услуг , в отношении которых при заключении договоров (госконтрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи, если срок поставки таких товаров (оказания таких услуг) превышает 30 дней со дня заключения договора (госконтракта).
Напомним, что в силу абзаца десятого п. 36 названного Постановления Перечень не распространяется на договоры (государственные контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Подробнее об ограничениях по размерам авансовых платежей для казенных учреждений читайте в Энциклопедии решений.
Как оформлять платежки по операциям с средствами во временном распоряжении?
Письмо Федерального казначейства от 14.04.2016 N 07-04-05/05-274
Заполнение платежных поручений для отражения операций на счетах N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение" осуществляется без указания КБК. При этом в реквизитах "104" - "109" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение ноль ("0").
Исключение составляют платежи в бюджетную систему - при их оформлении надо руководствоваться, в частности, требованиями Приложений 2, 3 и 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н.
О последних изменениях в порядке заполнения платежных поручений Вы можете прочитать в нашем обзоре
Размещать информацию на www.bus.gov.ru должен один уполномоченный орган
Письмо Федерального казначейства от 12.04.2016 N 07-04-05/13-266
Федеральным казначейством в целях регистрации уполномоченных органов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru был установлен контроль в прикладном программном обеспечении сайта, не позволяющий размещать информацию более чем одному уполномоченному органу по одной сфере деятельности в одном публично-правовом образовании.
При наличии в одном публично-правовом образовании в одной сфере деятельности двух и более уполномоченных органов, проводящих независимую оценку качества оказания услуг организациями соцсферы, Казначейство России рекомендует региональным и местным властям определить среди них один "основной" уполномоченный орган.
Приведен перечень информации, которую такой орган должен разместить в своем личном кабинете.
Читайте также материал Энциклопедии решений "Правовое положение госучреждений" и связанные материалы (рубрика "См. также" в правом окне)
Разъяснен порядок приостановки операций на лицевых счетах
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.04.2016 NN 02-03-08/22484, 07-04-05/03-292
В целях реализации п.п. 9, 10, 11.1, 15 и 17 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" утвержден Порядок приостановления в 2016 году операций на лицевых счетах, открытых в казначейских органах главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и отзыва ЛБО. Соответствующий приказ Минфина (от 18.04.2016 N 50н) в настоящее время находится на регистрации в Минюсте. В письме даны пояснения по процедуре приостановления (отмены приостановления) операций на лицевых счетах и отзыва ЛБО.
Может ли финорган региона осуществлять казначейское сопровождение контрактов?
Письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-01-10/8807
В бюджетном законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие возможность открытия в финорганах субъектов РФ лицевых счетов для неучастников бюджетного процесса в целях осуществления казначейского сопровождения контрактов, источником финобеспечения которых являются средства региональных бюджетов.
Из каких средств муниципалитеты должны оплачивать жилье инвалидам?
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501
Районный суд своим решением обязал муниципальное образование предоставить жилье семье ребенка-инвалида. Муниципалитет исполнил решение суда - приобрел у строительной компании квартиру и передал ее семье ребенка. Однако после передачи квартиры администрация муниципального образования обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с РФ убытков в размере рыночной стоимости квартиры. Арбитражные суды всех трех инстанций удовлетворили иск, указывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, следовательно, расходные обязательства по предоставлению жилья возникают именно у РФ, а доказательства выделения в спорный период из федерального или областного бюджетов денежных средств для приобретения жилья отсутствуют.
Верховный Суд РФ рассудил иначе: решение вопросов соцподдержки инвалидов относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за свой счет (пп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ). Эти полномочия могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам РФ прямо противоречит ст. 84 БК РФ.
Соответственно, для решения проблемы администрация должно обратиться в Минфин своего субъекта РФ за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Субъект РФ, в свою очередь, при недостаточности средств может претендовать на получение субвенций из федерального бюджета.
______________________________________
Госзакупки
Уступка требования по госконтракту не допускается!
Письмо Минфина России от 11.03.2016 N 02-02-04/13740
При исполнении контракта не допускается перемена контрагента (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-151). Исключение предусмотрено только для того случая, когда новый контрагент является правопреемником контрагента по контракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Специалисты финансового ведомства указывают: требования об оплате по государственным (муниципальным) контрактам являются требованиями, в которых личность кредитора имеет существенное значение для должника (организации госсектора). Соответственно, цессия (уступка требования) по этим контрактам не допускается.
Читайте также материал Энциклопедии решений "Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ".
Идентификационный код закупки в Планах-графиках на 2016 год указывать не надо
Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623
Идентификационный код закупки, предусмотренный ст. 23 Закона N 44-ФЗ, будет указываться в планах закупок и планах-графиках закупок на 2017 и последующие годы. В планах-графиках на 2016 год идентификационный код закупки не указывается.
Подробно о названном коде смотрите в материале Энциклопедии решений "Идентификационный код закупки по Закону N 44-ФЗ".
Какие закупки должны нормироваться согласно ведомственному перечню?
Письмо Минфина России от 20.02.2016 N 02-01-11/9787
Согласно п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927, федеральные органы госвласти, органы управления государственными внебюджетными фондами включают в целях нормирования госзакупок в ведомственный перечень товары, работы, услуги, если 20% и более составляет средняя арифметическая сумма долей:
- объема расходов по ОКПД в общем объеме расходов органа власти и его подведомственных учреждений (в %);
- числа контрактов по ОКПД в общем количестве контрактов (в %).
Объем расходов и количество контрактов органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений определяются по данным реестра контрактов за отчетный финансовый год (по включенной в реестр информации об условиях оплаты контрактов в отчетном финансовом году).
Например, если доля расходов на приобретение отдельного товара в объеме расходов составляет 30%, а доля контрактов на приобретение этого товара в общем количестве контрактов составляет 9%, то среднее арифметическое значение этих критериев составит менее 20% и указанный товар не попадет в ведомственный перечень.
Подробнее - в материале Энциклопедии решений "Нормирование закупок по Закону N 44-ФЗ".