Уважаемый читатель!
1 апреля – последний день сдачи в налоговые органы сведений о доходах физлиц за 2015 год по форме 2-НДФЛ. Об этом напоминает наш календарь бухгалтера. Справки 2-НДФЛ нужно представить в электронной форме. На бумажных носителях это могут сделать лишь организации, доходы от которых в налоговом периоде получили до 25 физлиц.
Подробнее о порядке заполнения формы 2-НДФЛ читайте в нашем аналитическом материале.
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"
21–27 марта 2016 года
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Оплата труда, расчет среднего заработка и пособий
Налоги и взносы
Бюджетное законодательство
Организационно-правовые аспекты
Финансовый контроль
______________________________________
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Сформируйте входящие остатки на 1 января 2016 года согласно последним рекомендациям Минфина!
Письмо Минфина России от 14.03.2016 N 02-07-07/14989
С 1 января 2016 года применяется новый порядок формирования 1-17 разрядов номера счета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях. Кроме того, в нынешнем году используются обновленные правила применения КБК, в т. ч. кодов видов расходов и КОСГУ.
Все эти новшества должны быть учтены при переносе в межотчетный период исходящих остатков по счетам прошлого года на входящие остатки по состоянию на 1 января 2016 года. Оформить перенос необходимо Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), к которой может быть приложена таблица соответствия аналитических счетов. Какими правилами руководствоваться при переносе остатков? Как оформлять Бухгалтерские справки? Соответствующие указания и примеры – в Приложении к письму Минфина.
Для казенных учреждений порядок переноса показателей по ряду счетов (1 106 00 000, 1 107 00 000, 1 206 00 000, 1208 00 000, 1 210 05 000, 1 302 00 000, 1 303 00 000, 1 304 00 000 и др.) согласно указаниям ставится в зависимость от того, предусмотрены ли на 2016 год ЛБО в целях завершения расчетов (завершения вложений). Кстати, это правило переноса остатков казенное учреждение может применять и в последующие годы, предусмотрев соответствующую норму в своей учетной политике.
Отдельные положения указаний по переносу остатков развивают нормы Инструкции N 157н и Инструкций по применению Планов счетов. Например, из содержания письма следует, что бюджетные и автономные учреждения в 15-17 разрядах номера счета по учету денежных средств (0 201 ХХ 000) могут отражать нули.
Что же касается правил формирования 1-17 разрядов отдельных счетов (прежде всего счетов по учету НФА) в течение года, то этот вопрос желательно урегулировать в учетной политике. Решить эту задачу поможет наш Конструктор.
Рекомендуем также материалы Энциклопедии решений:
– Применение казенными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бюджетного учета
– Применение бюджетными (автономными) учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета
Как списать взносы по капремонту на расходы текущего года?
Письмо Минфина России от 25.01.2016 N 02-05-11/2678
Расходы на уплату взносов в фонд капремонта относятся к расходам, связанным с неравномерно производимым ремонтом основных средств. Соответственно, их начисление должно отражаться в корреспонденции со счетом 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов".
Признание расходов на осуществление капремонта расходами текущего финансового года может осуществляться на основании информации (сведений) о проведенном ремонте, предоставленных банком, в котором открыт спецсчет, и владельцем спецсчета, либо региональным оператором. Для этого учреждение – балансодержатель жилого помещения может оформлять соответствующие запросы.
Не забудьте внести изменения в бухгалтерскую учетную политику на 2016 год!
Приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета (март 2016)
В нынешнем году были скорректированы положения основных нормативных актов по бухучету и отчетности.
Как в течение года формировать 1-17 разряды номера счета в различных ситуациях? Какой способ использовать для учета рабочего времени в табеле? Как организовать учет на забалансовых счетах 17 и 18 для корректного формирования отчетности? Какой датой признавать доходы от принудительного изъятия? Как учитывать дебиторку прошлых лет? Ответы на эти и многие другие вопросы должна давать учетная политика учреждения.
С помощью нашего конструктора можно сформировать учетную политику на 2016 год, а затем корректировать ее вслед за изменениями законодательства.
_______________________________________
Оплата труда, расчет среднего заработка и пособий
Минтруд: выплаты командировочных расходов не отражаются в расчетном листке
Письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 14-2/В-154
Минтруд России ответил на вопрос о том, следует ли включать в расчетный листок сведения о суммах, выплаченных работнику в качестве компенсации понесенных им командировочных расходов. Специалисты ведомства указали, что данные выплаты не являются зарплатой и, как следствие, в расчетном листке не отражаются.
Подробнее о выдаче работникам расчетных листков смотрите материал "Энциклопедия решений. Порядок выплаты заработной платы".
______________________________________
Налоги и взносы
Поставка имущества частично оплачена за счет субсидии. Определяем его первоначальную стоимость
Письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-03-06/3/12679
Амортизируемое имущество может быть приобретено (создано) частично за счет бюджетных средств целевого финансирования и использоваться в приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения. Напомним, с 1 января 2016 года для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб .
Первоначальная стоимость такого имущества для целей включения суммы начисленной амортизации в расходы по налогу на прибыль равна понесенным по виду деятельности "2" расходам (без НДС). Как быть, если приобретенное за счет нескольких источников имущество используется одновременно в нескольких видах деятельности или только в деятельности по выполнению задания? Читайте об этом в материале Энциклопедии решений "Амортизация имущества бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли".
А вот первоначальная стоимость для целей бухучета складывается из всех затрат учреждения, понесенных в связи с приобретением объекта основных средств – учитываются и израсходованные средства субсидий, и потраченные средства от приносящей доход деятельности. Единственное исключение – сумма "входного" НДС, которая может быть принята к вычету. Она определяется расчетным методом, который необходимо описать в учетной политике учреждения, и учитывается по дебету счета 2 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".
Рекомендуем также материалы Энциклопедии решений:
Первоначальная (фактическая), балансовая стоимость нефинансовых активов госучреждения
Пример. Приобретение основных средств – особо ценного движимого имущества бюджетным (автономным) учреждением за счет нескольких источников финансового обеспечения деятельности
Когда налоговая может оштрафовать в двойном размере?
Письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-01-11/12773
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ. При наличии отягчающего обстоятельства (в случае совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100%.
Если до совершения правонарушения, ставшего основанием для принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное деяние, у налогового органа нет правовых оснований для взыскания с него сумм налоговых санкций, увеличенных на 100%.
Читайте также материал Энциклопедии решений "Налоговые санкции" и связанные материалы (их список находится в правом окне в рубрике "См. Также").
Для расчета 6-НДФЛ утверждены новые контрольные соотношения
Письмо ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@
В письме приведены новые контрольные соотношения показателей Расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) взамен представленных ранее. Контрольные соотношения используются налоговыми органами при проверках, а также могут применяться налогоплательщикам для самоконтроля.
Расчет 6-НДФЛ нужно будет подать впервые за 1 квартал 2016 года всем организациям, выплачивающим доходы физлицам.
Подробнее – в Энциклопедии решений "Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ".
ФСС напоминает об изменениях, вступивших в силу с 2016 года
Информация ФСС РФ
Обобщены основные изменения, вступившие в силу с начала года. Они коснулись регистрации страхователей, проведения контрольных мероприятий по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, урегулирования задолженности страхователей по этому виду страхования.
Также Фонд напоминает об увеличении с 1 января 2016 года до 718 000 руб. предельной величины доходов, с которой уплачиваются взносы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Кроме того, сообщается, что для плательщиков – резидентов свободного порта Владивосток установлен пониженный тариф взносов в ФСС в размере 1,5%.
Смотрите также Энциклопедию решений "Взносы на обязательное социальное страхование" и связанные материалы (их список находится в правом окне в рубрике "См. также").
_______________________________________
Бюджетное законодательство
Изменен порядок осуществления полномочий главных администраторов доходов бюджетов
Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 188
Установлено, что главные администраторы доходов федерального бюджета формируют и представляют в финорган обоснования прогноза поступления доходов федерального бюджета, формы, порядок формирования и представления которых устанавливаются Минфином России.
Закреплено, что правовые акты о наделении полномочиями администраторов территориальных органов (подразделений), казенных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов и органов власти субъектов РФ, являющихся главными администраторами (администраторами) доходов бюджетов, должны содержать приложения, включающие перечень органов (подразделений), учреждений, и перечень источников доходов бюджетов. Формы приложений утверждаются Минфином.
Урегулирован порядок администрирования сумм штрафов, наложенных судами.
Приведен Перечень источников доходов бюджетов регионов, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также за ЦБ РФ.
Уточнен порядок доведения предельного объема оплаты денежных обязательств
Приказ Минфина России от 29.02.2016 N 11н
Скорректирован Порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств.
Установлено, как Минфин России рассчитывает суммы Предельных объемов финансирования, если на дату осуществления расчета отсутствует Информация о состоянии счета и (или) Заявки на финансирование. Это делается с применением методов экспертной оценки и экстраполяции.
Закреплено, что ГРБС вправе распределить Предельные объемы финансирования с учетом возможного превышения распределяемой суммы не более чем на 5% над суммой доведенных Предельных объемов финансирования без внесения соответствующего изменения в утвержденные Предельные объемы финансирования.
Предусмотрено, что главные распорядители (распорядители) обеспечивают распределение Предельных объемов финансирования между распорядителями, получателями, иными получателями до начала месяца (квартала). Ранее это делалось до начала месяца (до даты ввода в действие Предельных объемов финансирования).
Форма "Предельные объемы оплаты денежных обязательств на 20 финансовый год" изложена в новой редакции.
Субсидии бюджету субъекта РФ из местного бюджета: даны рекомендации по расчету
Методические указания Минфина России
Региональным законом может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из местных бюджетов. Это возможно, если в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, определенный законом.
Разработаны методические рекомендации об установлении порядка расчета и предоставления таких субсидий. Его рекомендовано прописывать в региональном законе о межбюджетных отношениях.
Объем подлежащих перечислению субсидий рассчитывается до распределения региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов).
Для каждого типа муниципального образования региональным законом может быть установлен свой пороговый уровень.
Нецелесообразно устанавливать субсидии тем муниципальным образованиям, которые не могут обеспечить свои расходные полномочия за счет налоговых доходов и получают дотации из региональных фондов поддержки.
Установление субсидии для муниципалитета является основанием для его исключения при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанной исходя из численности жителей. При этом в распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитанной исходя из ее уровня, такое муниципальное образование участвует.
______________________________________
Организационно-правовые аспекты
28 марта изменяются правила заполнения платежных поручений
Приказ Минфина России от 23.09.2015 N 148н, указание Банка России от 06.11.2015 N 3844-У
В частности, при оформлении платежек теперь не нужно заполнять реквизит "Тип платежа" (поле 110). Напомним, до 28 марта согласно рекомендациям представителей ЦБ РФ в некоторых случаях в поле 110 проставлялся "0".
Еще одно важное новшество: непосредственно в Правилах заполнения платежных поручений приведена информация о количестве знаков (цифр) ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и УИН. При этом сформулированы такие правила:
– значения "ИНН" и "КПП" не могут начинаться с двух нулей ("00");
– все знаки КБК, кода ОКТМО или УИН не могут одновременно принимать значение "0";
– в случае отсутствия УИН в реквизите "Код" (поле 22) указывается значение ноль ("0").
Все подробности – в нашем Обзоре.
Руководителя учреждения могут наказать, даже если нарушение обусловлено отсутствием финансирования
Постановление Верховного Суда РФ от 15.02.2016 N 11-АД16-2
Суть дела такова: главный врач автономного государственного учреждения здравоохранения был оштрафован за неисполнение предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оспаривая законность наказания, заявитель указывал, что исполнить предписание не было никакой возможности ввиду отсутствия бюджетного финансирования. При этом заявитель доказал, что принял меры к получению таких средств (в частности, обращался в Минздрав по вопросу выделения средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности).
Верховный Суд РФ указал, что несмотря на отсутствие финансирования, у главврача была возможность изыскать необходимые средства: их следовало взять из той прибыли, которую ГАУЗ получило от приносящей доход деятельности. Следовательно, оснований для отмены судебных актов по делу нет.
Напомним, что недавно для муниципального уровня было предусмотрено специальное основание, позволяющее прекращать производство в отношении главы муниципального образования, иного должностного лица органа местного самоуправления, руководителя муниципального учреждения (ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ). Эта норма применяется в том случае, если будет установлено, что указанными лицами в установленном порядке вносилось или направлялось предложения о предоставлении ассигнований на реализацию полномочий, выполнение уставных задач, но средства на это не выделялись.
Вступает в силу новый порядок санкционирования операций при казначейском сопровождении контрактов
Приказ Минфина России от 25.12.2015 N 213н
Утвержден Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении госконтрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения.
Санкционирование касается госконтрактов (кроме оборонзаказа и тех, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению) на сумму более 100 млн руб., предусматривающих авансовые платежи; договоров (соглашений) о представлении субсидий юрлицам (кроме бюджетных и автономных учреждений); соглашений (договоров) о представлении взноса в уставный (складочный) капитал, источником финобеспечения которых являются целевые субсидии, и др.
Учет операций с целевыми средствами ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых юридическим лицам – получателям таких средств в органах Федерального казначейства.
Расходные операции осуществляются на основании платежных поручений, представленных в орган Федерального казначейства по месту обслуживания.
При санкционировании информационный обмен между главным распорядителем средств федерального бюджета (госзаказчиком, получателем средств) и органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи на основании Договора (соглашения) об обмене электронными документами.
Напомним, уже в начале года специалисты уполномоченных органов указывали, что санкционирование операций при казначейском сопровождении в 2016 году осуществляется в соответствии с Порядком N 213н (письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.01.2016 NN 02-03-08/4213, 07-04-05/05-68, от 12.01.2016 NN 02-03-08/283, 07-04-05/05-7).
Позиция суда: суточные при направлении работника в загранкомандировку можно выдавать в рублях
Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 26.11.2015 по делу N 33-6109/2015
В суде рассматривался спор между работником и работодателем по вопросу о признании неправомерным отказа работнику в перерасчете суточных, выплаченных ему за период заграничной командировки.
Суть спора заключалась в том, что в соответствии с приказом работодателя суточные работникам, командированным за пределы территории РФ, выплачивались в рублях исходя из курса доллара США на момент выплаты аванса. Работник требовал проведения перерасчета, исходя из курса доллара, установленного ЦБ РФ по состоянию на дату составления авансового отчета после возвращения из командировки. Работник полагал, что работодатель, выплачивая суточные не в долларах, а в рублях и отказывая работнику в проведении их перерасчета на дату сдачи авансового отчета, возлагает на работника обязанность нести дополнительные издержки, вызванные курсовой разницей валют.
Суд, однако, не согласился с такими доводами и пришел к выводу, что выплатив работнику перед направлением его в заграничную командировку суточные в рублевом эквиваленте, исходя из установленного в долларах США размера, работодатель выполнил взятые на себя обязательства. Учитывая, что ни один из действующих нормативных актов (ни локальный, ни федеральный) не предусматривает перерасчета выплаченных авансом работнику суточных по состоянию на дату выплаты, исходя из изменения курса валют в дальнейшем, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Смотрите также материалы Энциклопедии решений:
– Зарубежная командировка;
– Учет расчетов по загранкомандировкам в госучреждении.
До 20 апреля образовательные организации должны представить статотчетность по новым формам
Письмо Минобрнауки России от 18.02.2016 N АП-221/02
Образовательные организации должны предоставить статданные за 2015 год по новым формам до 20 апреля 2016 года:
– профессиональные образовательные организации – по форме СПО-2;
– образовательные организации высшего образования – по форме ВПО-2.
Начиная с 2016 года (отчетный период – 2015 год) все профессиональные образовательные организации, включая профессиональные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих, предоставляют сведения по форме СПО-2 через личные кабинеты образовательных организаций Единой информационной системы обеспечения деятельности Минобрнауки России.
Образовательной организации, не имеющей доступа к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации в разделе "Регистрация" Единой информационной системы обеспечения деятельности Минобрнауки России.
Чтобы не пропустить даты представления отчетов в органы статистики и не беспокоиться о штрафах, пользуйтесь нашим специальным Календарем статотчетности на 2016 год.
Об ответственности за нарушение порядка представления статотчетности читайте в Энциклопедии решений.
______________________________________
Финансовый контроль
Отозваны рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита
Письмо Минфина России от 10.02.2016 N 02-11-06/6938
Финансовым ведомством по представлению Минюста России отозваны Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Об актуальных вопросах организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита читайте в интервью с заместителем директора Департамента бюджетной методологии Минфина России С.С. Бычковым (материал подготовлен специально для системы ГАРАНТ).
Кроме того, рекомендуем материалы Энциклопедии решений "Ведомственный внутренний финансовый контроль" и "Ведомственный внутренний финансовый аудит".