Уважаемый читатель!
В последнее время проверяющие все больше внимания уделяют анализу дебиторской задолженности учреждений. Ежеквартальные сведения о дебиторской задолженности дополняются новыми графами, разрабатываются новые отчетные формы... Учету и списанию дебиторки посвящены последние изменения Инструкции 157н, а также новая ст. 47.2 БК РФ.
Все более актуальными становятся такие вопросы: Кто должен принимать решения о списании дебиторки с балансового и забалансового учета? Каковы критерии и порядок списания? За что при списании дебиторки отвечает бухгалтерия?
О списании госучреждениями дебиторской задолженности с балансового и забалансового учета читайте в материале Энциклопедии решений. Обратите внимание! Материл будет доступен по данной ссылке до пятницы.
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"
9-13 марта 2016 года
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Бюджетная классификация
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность
Оплата труда, расчет среднего заработка и пособий
Налоги и взносы
Организационно-правовые аспекты
Госзакупки
______________________________________
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Изменена Инструкция 157н. Включаем КБК в номер счета, применяем новый забалансовый счет
Приказ Минфина России от 01.03.2016 N 16н
Установлено, что в 2016 году номер счета бюджетного (автономного) учреждения содержит:
- в 5-14 разрядах - нули, если иное не установлено учетной политикой;
- в 15-17 разрядах - соответствующий код аналитической группы подвида доходов бюджетов, вида расходов, аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Напомним, что соответствующие изменения ранее уже были внесены в Инструкции NN 174н и 183н. Подробнее — в нашем Обзоре http://www.garant.ru/article/699841/ .
Также предусмотрен новый забалансовый счет 40 "Активы в управляющих компаниях". На этом счете уже в 2016 году должен быть организован учет имущества (по группам и видам активов), стоимость которых отражена на балансовом счете 204 51 "Активы в управляющих компаниях.
______________________________________
Бюджетная классификация
Оплата сборов при оформлении проездных документов. КОСГУ определяется по новым правилам
Приказ Минфина России от 16.02.2016 N 9н
Определен новый порядок применения кодов КОСГУ при возмещении расходов физлиц:
- на оплату пользования на транспорте постельными принадлежностями;
- на уплату различных сборов , взимаемых при оформлении проездных документов (комиссионные сборы, в т.ч. сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов, уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.).
Теперь эти расходы не оплачиваются по коду КОСГУ 222 - их необходимо отражать по кодам КОСГУ в следующем порядке:
- при направлении работников (сотрудников, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих) в служебные командировки - по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ;
- при направлении спортсменов, тренеров, студентов на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) - по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Читайте также материалы Энциклопедии решений "Применение КОСГУ и кодов видов расходов при оплате командировочных расходов" и "Порядок применения кодов видов расходов".
Расходы, связанные со спецоценкой условий труда, могут быть оплачены за счет средств ОМС
Письмо ФФОМС от 17.02.2016 N 1181/26/и
Согласно разъяснениям специалистов федерального фонда обязательного медицинского страхования в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включены расходы:
- на оплату работ (услуг) по проведению специальной оценки условий труда (код КОСГУ 226);
- на приобретение (изготовление) матзапасов, функционально ориентированных на охрану труда и технику безопасности (код КОСГУ 340);
- на оплату труда работников в повышенном размере, производимую по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или спецоценки условий труда (код КОСГУ 211).
В каких случаях расходы медучреждения могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств ОМС? Какая ответственность предусмотрена за такое нарушение? Ответы на эти вопросы - в материале Энциклопедии решений.
Больше новостей из сферы медицинского права вы найдете здесь.
_______________________________________
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность
Скорректированы Инструкции 157н, 33н и 191н. Возврат дебиторки прошлых лет учитываем по-новому
Приказы Минфина России от 01.03.2016 N 16н, от 31.12.2015 N 229н, от 17.12.2015 N 199н
Согласно новой редакции п. 365 Инструкции N 157н забалансовый счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" будет использоваться в 2016 году для учета операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет. Напомним, в Отчетах (ф.ф. 0503123, 0503723) за 1 квартал 2016 года эти операции должны быть отражены отдельной строкой в разделе "Изменение остатков средств" по коду КОСГУ 510. Еще одно принципиально важное новшество: бюджетные и автономные учреждения возврат остатков субсидий прошлых лет должны будут показать в квартальной форме 0503723 в отдельной строке раздела "Изменение остатков средств" по коду КОСГУ 610.
Подробнее о самых важных новшествах бухгалтерской (бюджетной) отчетности - 2016 читайте в нашем Обзоре.
Бухотчетность за 2015 год должна быть представлена в налоговую по новым форматам
Приказы ФНС России от 01.03.2016 N ММВ-7-6/109@, от 01.03.2016 N ММВ-7-6/108@
Установлены новые форматы представления в налоговые органы в электронном виде бухотчетности бюджетных и автономных учреждений, а также Баланса (ф. 0503130), составляемого участниками бюджетного процесса. Приказы вступают в силу для бухгалтерской (бюджетной) отчетности в электронной форме за отчетный период 2015 года. Срок представления бухотчетности за 2015 год в налоговые органы - 31 марта 2016 года.
О составе и сроках представления годовой бухгалтерской отчетности, а также о порядке ее формирования читайте в наших материалах:
- Представление госучреждениями бухгалтерской отчетности в налоговые органы
- Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности госучреждением
- Годовой отчет - 2015. Обзор особенностей составления и представления бюджетными и автономными учреждениями
_______________________________________
Оплата труда, расчет среднего заработка и пособий
Размер оплаты труда руководящих работников госучреждений возможно будет ограничен
Проект федерального закона N 1012025-6 "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации"
В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий, в частности, новые особенности оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, ТФОМС, государственных или муниципальных учреждений.
Статью 145 ТК РФ предлагается дополнить нормой, предусматривающей установление для указанных категорий работников предельного уровня соотношения их среднемесячной зарплаты и среднемесячной зарплаты работников указанных организаций (без учета зарплаты руководителя, его заместителей, главного бухгалтера), который будет определяться государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, в размере, не превышающем размер, который установлен соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Указанное ограничение не будет распространяться на организации, перечень которых будет утверждаться соответственно Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Несоблюдение предельного уровня соотношения между среднемесячной заработной платой заместителей руководителя, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников указанных организаций будет являться дополнительным основанием для расторжения трудового договора с их руководителем.
На сегодняшний день такого рода ограничения содержатся в отдельных нормативных актах (см., например, постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2014 N 745-П, постановление Администрации Приморского края от 23.08.2013 N 326-па). Теперь же необходимость их установления предлагается закрепить законодательно.
Кроме того, предложено дополнить ТК РФ статьей 277.1, согласно которой информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате приведенных категорий работников будет размещаться в сети "Интернет" на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя указанных фондов и учреждений, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.
______________________________________
Налоги и взносы
В казенном учреждении выявлено неучтенное имущество. Надо ли уплачивать налог на прибыль?
Письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-03-05/12532
Специалисты финансового ведомства указывают: ошибки, связанные с порядком учета имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных ассигнований, не влияют на порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Таким образом, налог на прибыль можно не уплачивать, если по результатам проверки или инвентаризации:
- будет установлена конкретная операция и соответствующие первичные документы по поступлению нефинансовых активов, которые не были отражены в бюджетном учете или были отражены с ошибками;
- активы поступали в казенное учреждение в связи с их приобретением за счет бюджетных ассигнований или по иным основаниям, предусматривающим освобождение от налогообложения (ст. 251 НК РФ).
О положениях налогового законодательства, которые должны применять казенные учреждения при исчислении и уплате налога на прибыль, читайте в материале Энциклопедии решений "Учет доходов казенного учреждения в целях налогообложения прибыли".
НДС можно принять к вычету по счету-фактуре, выставленному продавцом позже 5 дней
Письмо Минфина России от 25.01.2016 N 03-07-11/2722
Согласно НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются продавцом не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки. При этом в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки.
Минфин пришел к выводу, что если счета-фактуры выставлены по истечении 5 календарных дней со дня отгрузки, это не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС покупателем. Дело в том, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении идентификации, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Напомним, что ранее в своих письмах Минфин неоднократно утверждал, что счет-фактура, составленный по истечении пятидневного срока со дня отгрузки, не может являться основанием для принятия НДС к вычету.
Подробнее об этом - в Энциклопедии решений "Сроки выставления счетов-фактур".
Если услуга оказана в одном квартале, а счет-фактура датирован следующим кварталом...
Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-07-11/4712
При получении счета-фактуры до 25-го числа (включительно) месяца, следующего за налоговым периодом, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС по таким товарам (работам, услугам) в том налоговом периоде, в котором они были приняты на учет. При этом счет-фактура может быть датирован месяцем, следующим за налоговым периодом - согласно НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки.
Командировка за границу: учитываем валютные расходы
Письмо Минфина России от 21.01.2016 N 03-03-06/1/2059
Минфин разъясняет, что в соответствии со ст. 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку работодатель должен компенсировать его фактические расходы, а именно сумму в рублях, которую он потратил для приобретения израсходованного количества валюты на территории иностранного государства.
Расходы организации на командировочные расходы в этом случае следует определять исходя из истраченной суммы согласно первичным документам на приобретение валюты. Курс обмена определяется по справке о покупке валюты. При этом датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета.
Если сотрудник не может подтвердить курс конвертации рублей в иностранную валюту в связи с отсутствием первичного документа по обмену, сумму расходов в валюте можно сопоставить с подотчетной суммой в рублях, выданной авансом, по установленному ЦБ РФ курсу на дату выдачи.
О бухгалтерском учете расчетов по загранкомандировкам в госучреждениях читайте в материале Энциклопедии решений "Учет расчетов по загранкомандировкам в госучреждении" и в связанных материалах (их список находится в правом окне в рубрике "См. также").
Нельзя произвольно выбрать период исправления ошибки в налоговом учете!
Постановление АС Северо-Западного округа от 04.02.2016 N Ф07-4242/15 по делу N А26-10106/2014
Суд пришел к выводу, что при обнаружении ошибок (искажений) налогоплательщик не вправе произвольно выбирать налоговый период, в котором может учесть расходы, относящиеся к прошлым периодам. Причем такого права у него нет даже в случае, когда это не приводит к потерям бюджета.
Согласно НК РФ в случае обнаружения искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены эти ошибки. И только в случае, когда определить период совершения ошибки невозможно, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится в периоде ее выявления.
Это касается и ситуаций с "забытыми" расходами, когда искажения налоговой базы не привели к неуплате налога. Отразить подобные расходы можно в текущем налоговом периоде только в случае, когда период их возникновения неизвестен. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете за прошлые периоды.
Подробнее - в Энциклопедии решений "Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли)" и "Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (в целях налогообложении прибыли)"
______________________________________
Организационно-правовые аспекты
Сокращен срок хранения документов по личному составу
Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ
Внесены изменения в Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Закон дополнен статьей 22.1, устанавливающей сроки хранения документов по личному составу. Для госорганов, органов местного самоуправления и организаций срок хранения таких документов, если они созданы до 2003 года, составляет 75 лет, а если после - 50 лет.
Разработана форма казначейского аккредитива
Проект Приказа Федерального казначейства "Об утверждении форм казначейского аккредитива и иных документов, применяемых при перечислении сумм авансовых платежей из федерального бюджета в рамках осуществления казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров), и порядка их заполнения" (подготовлен Федеральным казначейством 18.02.2016 г.)
Разработаны формы документов для осуществления органами Федерального казначейства операций по перечислению из федерального бюджета авансовых платежей в рамках казначейского сопровождения госконтрактов (контрактов, договоров). Это формы казначейского аккредитива, заявления на его выдачу (перевод, изменение, отзыв) и запроса на его исполнение. Подготовлен порядок заполнения указанных документов.
______________________________________
Госзакупки
Когда учреждение может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке?
Письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в том случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность.
В ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту. Соответственно, в силу положений ГК РФ в проект контракта могут быть включены такие случаи отказа учреждения от исполнения контракта:
- отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара;
- невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров;
- отступление подрядчика, исполнителя от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми
Специалисты уполномоченных органов подчеркивают, что заказчик обязан предусмотреть взыскание с контрагента неустойки (штрафов, пеней) за нарушение условий исполнения контракта.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами Энциклопедии решений "Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ", "Порядок действий заказчика при одностороннем отказе от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ", "Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях".