Уважаемый читатель!
По итогам 2015 года бюджетным или автономным учреждением могут быть не достигнуты показатели задания, характеризующие объем государственной (муниципальной) услуги (работы). В этом случае требование о возврате в бюджет остатка субсидии на выполнение задания может быть предусмотрено правовым актом, принятым в вашем публично-правовом образовании. В частности, федеральные учреждения обязаны возвратить средства до 1 июля 2016 года.
Как определить сумму, подлежащую возврату в бюджет? Как поступить, если не достигнуты показатели задания в части сроков оказания услуг и качества услуг? Что делать, если по одним услугам в 2015 году задание перевыполнено, а по другим не выполнено? Какие рекомендации по данным вопросам дает Минфин России? Ответы на эти вопросы – в материале Энциклопедии решений. Обратите внимание! Материл будет доступен по данной ссылке до пятницы.
Владимир Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"
24-28 февраля 2016 года
Оплата труда, расчет среднего заработка и пособий
Кассовые операции
Госуслуги. Финансовое обеспечение и порядок оказания
Организационно-правовые аспекты
Госзакупки
Финансовый контроль
_______________________________________
Оплата труда, расчет среднего заработка и пособий
Предложено сделать исключение из правила об оплате отпуска за три дня до его начала
Проект федерального закона N 997875-6
В Госдуму внесен проект поправок в статью 136 ТК РФ. В соответствии с частью девятой указанной статьи оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Предложено дополнить ст. 136 ТК РФ указанием на то, что в случае подачи работником заявления на отпуск менее чем за три дня до его начала, оплата отпуска производится не позднее чем через три рабочих дня после поступления заявления работодателю.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, работники часто обращаются к работодателю с просьбой о предоставлении отпуска за день или два до желаемой даты его начала. В результате, "идя навстречу сотруднику, организация становится правонарушителем, и при проверке Государственной трудовой инспекции подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и материальной ответственности по ст. 236 Трудового Кодекса РФ".
Отметим, что на практике вопрос о том, имеется ли в таких действиях работодателя состав правонарушения и каковы будут для него последствия, вызывает многочисленные споры. Так, например, Челябинский областной суд в ситуации, когда работник обратился к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска менее чем за одни сутки до его начала, пришел к выводу о том, что у работодателя отсутствовала возможность не менее чем за трое суток до начала отпуска произвести его оплату, в связи с чем неисполнение работодателем требования части девятой ст. 136 ТК РФ не образует состава административного правонарушения (решение от 30.03.2012 N 7-189/2012). Пример применения такого подхода имеется и в практике Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области (см. решение от 27.07.2011 N 12-87/2010). Вместе с тем другой судья указанного суда в аналогичной ситуации занял противоположную позицию, указав, что работодатель имел возможность не удовлетворять просьбу работника об отпуске, если его предоставление в желаемую работником дату влечет за собой нарушение требования части девятой ст. 136 ТК РФ. Пойдя навстречу работнику, работодатель осознанно нарушил указанное требование, а значит, мог быть привлечен за это к административной ответственности (решение от 26.08.2011 N 12-109/2011). Разъяснения Роструда по данному вопросу также не отличаются единообразием.
Кроме того, существуют категории работников, которым работодатель не может отказать в предоставлении отпуска в удобное для них время (подробнее см. Энциклопедию решений). В связи с этим возникает еще и вопрос о том, обязан ли работодатель предоставить работнику, относящемуся к такой категории, отпуск ранее, чем через три дня после подачи соответствующего заявления, или он вправе отказать работнику, поскольку тот не может реализовывать свое право на отпуск в удобное для него время таким образом, чтобы это влекло за собой нарушение требований законодательства.
Очевидно, предложенные изменения в статью ст. 136 ТК РФ позволят решить приведенные проблемы.
_______________________________________
Кассовые операции
Правительство готовит новые правила использования и регистрации ККТ
Официальный сайт ФНС России
Правительством подготовлен проект поправок в постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями". Текст проекта опубликован на сайте ФНС.
Так, вместо Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, будут утверждены Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах, а также порядок и условия применения контрольно-кассовой техники. Изменится и терминология. Слова "наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" заменят словами "расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа". Будут введены новые понятия и определения: автономный режим, исправность фискального накопителя, момент расчета, подтверждение оператора, "режим передачи данных" и др. Изменятся технические требования к кассовой технике. Главное новшество - ККТ должны будут иметь возможность обмениваться данными с налоговой инспекцией онлайн. Ряд применяющихся в настоящее время понятий и процедур больше не будут использоваться.
Изменения связаны с тем, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о наличных и карточных расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде. Для вновь регистрируемых ККТ эти положения будут введены с 1 января 2017 года, для используемой в настоящее время кассовой техники - с 1 июля 2017 года, для лиц, на которых законопроектом возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, - с 1 января 2018 года.
О действующем порядке работы с ККТ читайте в Энциклопедии решений "Учет получения наличной денежной выручки через ККТ", "Проверки применения ККТ" и в связанных материалах (их список приведен в правом окне в рубрике "См. также").
_______________________________________
Госуслуги. Финансовое обеспечение и порядок оказания
1 марта - срок отчета о нормативных затратах на оказание госуслуг учреждениями субъектов РФ
Письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-01-10/8765
Специалисты финансового ведомства указывают, что применение механизма нормативно-подушевого финансирования предусматривает определение себестоимости оказания государственной (муниципальной) услуги в расчете на одного потребителя указанной услуги. Поэтому применение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг аналогично применению механизма нормативно-подушевого финансирования в случае, если показателем, характеризующим объем услуги, является количество физических лиц, которым была оказана эта услуга.
Учитывая изложенное, в целях обеспечении мониторинга применения механизма нормативно-подушевого финансирования за 2015 год в срок до 1 марта 2016 года Минфин просит представить информацию о применении нормативных затрат на оказание госуслуг и порядке их определения при расчете финобеспечения выполнения госзадания для учреждений субъектов РФ в соответствии с приложением к письму. В частности, необходимо предоставить информацию о принятых нормативных правовых актах, устанавливающих:
- порядок формирования ведомственного перечня госуслуг и работ;
- порядок формирования госзадания и его финобеспечения,
- особенности финобеспечения госзадания (определения нормативных затрат) в отдельных отраслях бюджетной сферы (при наличии),
- нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания госуслуги, выполнения работы (стандарты оказания госуслуги, выполнения работы). При отсутствии принятых стандартов указывается информация об утверждении графика разработки и принятия указанных стандартов, которая может быть представлена в срок до 30 апреля 2016 года.
О действующем в настоящее время порядке предоставления субсидий на выполнение задания, а также об определении размера таких субсидий читайте в материалах Энциклопедии решений.
______________________________________
Организационно-правовые аспекты
Что требуется для соответствия профстандарту "Бухгалтер"?
Письмо Минтруда России от 12.01.2016 N 14-3/В-3
Минтруд России разъяснил, каким уровнем образования и опытом работы должен обладать бухгалтер, чтобы отвечать требованиям профессионального стандарта, утвержденного приказом ведомства от 22.12.2014 N 1061н.
Чиновники указали, что профстандарт предполагает наличие у бухгалтера среднего специального образования по направлению подготовки "Экономика и управление". В случае отсутствия профильного образования - наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее 3 лет в области учета и контроля, например помощником бухгалтера. Таким образом, наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет - требования, предъявляемые к соискателям, не имеющим профильного образования.
Как казначейские органы должны учитывать операции на лицевых счетах?
Приказ Федерального казначейства от 30.12.2015 N 28н
Ряд нормативных актов Федерального казначейства приведен в соответствие с поправками, внесенными в Бюджетный кодекс РФ. В частности, определено, что учет на отдельных лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений операций с субсидиями на иные цели и субсидиями на осуществление капвложений должен осуществляться по кодам бюджетной классификации, кодам субсидии и кодам объектов капстроительства (при наличии). Учет на лицевых счетах операций со средствами ОМС должен осуществляться по кодам бюджетной классификации. При этом под кодами бюджетной классификации понимаются коды видов расходов (коды КОСГУ).
Учет операций по движению средств между учреждением и его обособленным подразделением должен вестись по кодам КОСГУ и кодам субсидии (кодам объектов ФАИП) (при наличии).
Соглашения о предоставлении регионам трансфертов можно подписывать в "Электронном бюджете"
Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 21-09-06/5896
В подсистеме бюджетного планирования ГИС "Электронный бюджет" можно формировать, согласовывать и подписывать соглашения о предоставлении регионам целевых межбюджетных трансфертов. С этой целью ГРБС направляет в высший исполнительный орган власти субъекта РФ (уполномоченный орган) проект соглашения. Орган рассматривает и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью. После этого распорядитель также подписывает соглашение. Регион вправе направить распорядителю свои предложения и замечания по проекту, подписанные электронной подписью.
Когда субъектам РФ разрешат использование остатков федеральных трансфертов прошлого года?
Проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (подготовлен Минфином России 02.02.2016 г.)
В соответствии с проектом решение о наличии потребности в целевых межбюджетных трансфертах, неиспользованных в 2015 году, может быть принято при выполнении следующих условий:
- в 2016 году не предусмотрено предоставление из федерального бюджета бюджету субъекта РФ межбюджетных трансфертов на цели, соответствующие целям, ранее определенным при предоставлении неиспользованных в 2015 году трансфертов;
- в наличии есть неисполненные бюджетные обязательства, принятые получателями средств бюджета субъекта РФ, источником финобеспечения которых являются остатки межбюджетных трансфертов.
______________________________________
Госзакупки
Уменьшение ЛБО на предоставление субсидий станет основанием для пересмотра договоров
Федеральный закон от 15.02.2016 N 23-ФЗ
Бюджетный кодекс РФ дополнен п. 5 ст. 78.1 и п. 5 ст. 78.2. Теперь в договоры, подлежащие оплате за счет средств субсидий, включается условие о возможности их изменения с учетом следующих требований:
Вид финобеспечения, за счет которого подлежит оплате договор | Субсидия, предоставляемая по п. 1 ст. 78.1 БК РФ | Субсидия, предоставляемая по ст. 78.2 БК РФ |
Основание для изменения условий договора | Уменьшение получателю бюджетных средств ЛБО на предоставление соответствующей субсидии |
Организации, которые смогут изменить условия договора | Бюджетные и автономные учреждения | Бюджетные и автономные учреждения Унитарные предприятия |
Условия договора, которые могут быть изменены | Размер и (или) сроки оплаты и (или) объем товаров, работ, услуг (по соглашению сторон) | Размер и (или) сроки оплаты и (или) объем работ |
Право поставщика (подрядчика, исполнителя) на возмещения понесенного реального ущерба | БК РФ прямо не предусмотрено | Предусмотрено, если ущерб непосредственно обусловлен изменениями условий договора |
В тех случаях, когда изменение указанных выше договоров регулируется ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчикам необходимо учитывать следующее. Этой нормой предусмотрен исчерпывающий перечень оснований изменения контракта и она не содержит оснований, аналогичных новым нормам БК РФ. Поэтому изменить контракт, содержащий предусмотренное БК РФ условие о возможности его изменения, на основании этого условия в настоящее время невозможно. Аналогичное новым нормам БК РФ основание изменения контракта для казенных учреждений содержится в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, поэтому полагаем, что следует ждать изменения ст. 95 Закона N 44-ФЗ и в связи с рассматриваемыми изменениями БК РФ. Однако и до изменений Закона N 44-ФЗ включать в контракт предусмотренное БК РФ условие следует, поскольку вполне вероятно, что ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменится в период действия контракта.
Переход с трехлетнего на однолетний бюджет - не повод для расторжения договоров
Федеральный закон от 15.02.2016 N 23-ФЗ
С 15 февраля 2016 года Бюджетный кодекс РФ дополнен п. 6.1 ст. 161 и п. 5 ст. 78.1, п. 5 ст. 78.2. Как указано в названных нормах, в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное, бюджетное и автономное учреждение, а также унитарное предприятие вправе не принимать решение о расторжении договоров (казенное учреждение - также и соглашений), подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к ним, определяющих условия исполнения таких договоров (соглашений) в плановом периоде.
Названное правило распространяется на:
- любые ранее заключенные казенным учреждением договоры и соглашения, подлежащие оплате в плановом периоде (п. 6.1 ст. 161 БК РФ);
- договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, указанных в п. 1 ст. 78.1 БК РФ (абзац второй п. 5 ст. 78.1 БК РФ);
- договоры бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, подлежащие оплате за счет предусмотренной ст. 78.2 БК РФ субсидии (абзац третий п. 5 ст. 78.2 БК РФ).
В тех случаях, когда изменение указанных выше договоров регулируется Законом N 44-ФЗ, заказчикам следует учитывать следующее. На сегодняшний день не совсем ясно, как будут применяться новые нормы БК РФ во взаимосвязи с Законом N 44-ФЗ. Дело в том, что в ст. 95 Закона N 44-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения контракта и она не содержит оснований, аналогичных новым нормам БК РФ. До появления практики и разъяснений ФАС России при наступлении указанных в БК РФ обстоятельств заказчикам при изменении контрактов придется руководствоваться какой-либо из имеющихся в ст. 95 Закона N 44-ФЗ норм (например, пп. "а" п. 1 ч. 1 или пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 этого Закона).
______________________________________
Финансовый контроль
Работу ведомств по организации внутреннего финконтроля и аудита будут оценивать по новой методике
Письмо Минфина России от 29.12.2015 N 02-11-05/77284
К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финконтроля относится проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита (п. 4 ст. 157 БК РФ). С целью методологического обеспечения реализации данных полномочий специалистами финансового ведомства разработана Методика внешней оценки качества внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В документе, являющемся основанием проведения анализа, предусматривается перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе анализа (Приложении N 1 к Методике). Оценка качества внутреннего финконтроля и аудита может осуществляться на основании результатов изучения данных вопросов. При проведении анализа запрашиваются и изучаются документы, материалы, необходимые для получения достаточных надлежащих надежных доказательств формируемого органом финконтроля мнения о степени соответствия осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита критериям, указанным в Приложении N 1 к Методике.
Результаты оценки качества внутреннего финконтроля и аудита оформляются по форме согласно Приложению N 2 к Методике.
В Заключении о результатах проведенного анализа осуществления внутреннего финконтроля и аудита отражается, в частности, описание выявленных недостатков (нарушений), предложения о необходимости принятия мер по повышению качества организации и осуществления внутреннего финконтроля и аудита. Заключение направляется главному администратору бюджетных средств.
На основании Заключений составляется доклад, который направляется соответствующему финансовому органу. К Докладу прилагается сводный отчет по форме согласно Приложению N 2 к Методике.
Подробнее о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, который должен быть организован в каждом ведомстве, читайте в материалах Энциклопедии решений:
Ведомственный внутренний финансовый контроль
Ведомственный внутренний финансовый аудит