ВС РФ признал, что отсрочка в применении льготного налогообложения не действует, если в налоговом законодательстве установлены конкретные сроки
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила решения судов в апелляции и кассации, признающие неправомерным начисление недоимки компании-резиденту Калининградской области за применение нулевой льготы по налогу на имущество в седьмой год после вхождения в реестр резидентов ОЭЗ, тогда как в НК РФ предусмотрено только шесть лет. Отсрочкой в применении льготы в данном случае воспользоваться было нельзя, так как в законодательстве установлены конкретные сроки применения льготной ставки по налогу (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ № 307-КГ16-7941 от 8 ноября 2016 г. по делу № А21-7635/20141).
Напомним, что спор между компанией и инспекцией начался после того, как налоговики по итогам проверки доначислили недоимку по налогам, в том числе по налогу на имуществу в размере 6,4 млн руб. Инспекторы посчитали, что компания целый год необоснованно применяла льготу по данному налогу. ООО стало резидентом Калининградской ОЭЗ в 2006 году, следовательно в 2012 году нулевой ставкой по налогу на имущество ему уже нельзя было воспользоваться, так как льготную ставку можно применять в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юрлица в реестр резидентов ОЭЗ (п. 3 ст. 385.1 НК РФ). А начиная с седьмого по 12-й календарный год включительно ставка по налогу на имущество составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50% (п. 4 ст.385.1 НК РФ).
Суды в апелляции и кассации не согласились с налоговой инспекцией. Они ориентировались на положение в регулировании налога на прибыль, согласно которому льготная ставка считается, начиная с 1 января года, следующего за годом включения юрлица в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области (подп. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). Из этого положения судьи сделали вывод, что такое же правило можно применить и в части налога на имущество, а следовательно, 2012 год является шестым периодом применения нулевой процентной ставки ООО.
Кроме того, суды исходили из того, что налогоплательщик имеет право приостанавливать действие льготы на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Однако, по мнению налогового органа, в данном случае это право не применимо, поскольку в НК РФ четко определены периоды, в которые налогоплательщик вправе применить пониженные налоговые ставки и период, с которого данное право прекращается (ст. 385.1 НК РФ).
По мнению Судебной коллегии, выводы судов являются ошибочными, так как при включении организации в единый реестр резидентов ОЭЗ в 2006 году, данный календарный год является первым и, следовательно, нулевая ставка по налогу на имущество за первый налоговый период применяется со дня внесения организации в реестр резидентов ОЭЗ по 31 декабря 2006 года. Учитывая, что компания внесена в реестр в качестве резидента 11 декабря 2006 года, позиция инспекции о невозможности применения обществом по налогу на имущество нулевой ставки в 2012 году является правомерной. При этом, неприменение налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в 2006 году само по себе не может продлевать установленный законодательством период применения льготной ставки по налогу. Кроме того, проводить аналогию налога на имущество с налогом на прибыль неправомерно, так как у них разный объект налогообложения – прибыль, в отличие от имущества, считается по итогам налогового периода, как результат деятельности предприятия.