Применение налоговых льгот в свободных экономических зонах возможно только для деятельности, указанной в договоре
Минфин России в ответ на обращение организации пояснил, что пониженные налоговые ставки применяются к доходам (расходам), в том числе внереализационным доходам (расходам), полученным (понесенным) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне (СЭЗ). И если резидент ОЭЗ занимается несколькими видами деятельности, он должен вести раздельный учет. При этом условия ведения деятельности в каждой зоне регулируются отдельным нормативным актом (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 сентября 2016 г. № 03-03-06/1/55441 "О применении пониженных налоговых ставок организациями – участниками свободной экономической зоны").
К примеру, для СЭЗ в Крыму и городе Севастополе существуют отдельные нормы в отношении видов деятельности, к которым применяются льготные ставки по налогу на прибыль организаций. Так, участник СЭЗ не вправе работать в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, а также разработки месторождений континентального шельфа РФ. Кроме того, Правительство РФ может определить иные виды деятельности, которыми участники Крымской СЭЗ заниматься не могут (ст. 12 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; далее – Закон № 377-ФЗ).
В отношении налоговых ставок участникам Крымской СЭЗ гарантируется, что налоговая нагрузка в момент заключения договора на ведение деятельности в СЭЗ будет сохранена на протяжении всего действия договорных отношений, даже если налоговое обременение в стране увеличится (ч. 1 ст. 16 Закона № 377-ФЗ).
В то же время налоговое законодательство РФ в отношении участников СЭЗ устанавливает, что налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, устанавливается в размере 0% и применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг). Налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом она не может превышать 13,5%. Указанные налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).
Иногда законы, регулирующие работу отдельной СЭЗ, вступают в противоречие с общими нормами, установленными в НК РФ. Например, как это случилось в Калининградской ОЭЗ, где организация не смогла воспользоваться правом приостановки действия льготы (п. 2 ст. 56 НК РФ) вследствие того, что в отношении льготы по налогу на имущество там действуют другие правила определения срока действия льготы.