В Госдуму внесен законопроект, увеличивающий количество плательщиков единого сельскохозяйственного налога
Законопроектом, в частности, предусматривается изменение критерия признания сельскохозяйственными товаропроизводителями организаций, ИП, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), снабженческих, садоводческих, огороднических, животноводческих), осуществляющих первичную, последующую переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, в части уменьшения доли полученного дохода от реализации своей продукции до 60% в целях уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСН). Сейчас к налогоплательщикам относятся перечисленные выше организации и ИП, получающие 70% дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).
Инициатором документа1 выступил депутат Госдумы Сергей Доронин. По его мнению, предлагаемая в законопроекте мера необходима в связи со сложившейся экономической и геополитической обстановкой в мире, а также международными санкциями, которые привели к увеличению нагрузки на отечественного сельхозпроизводителя. Она будет способствовать увеличению выручки и повышению конкурентоспособности продукции, произведенной сельхозпроизводителями из сельскохозяйственного сырья собственного производства, позволит им значительно увеличить долю выпуска востребованной покупателями готовой продукции из собственного сырья, а также снизит риск повышения цен на продукты и обеспечит отечественным производителям возможность более комфортной, с финансовой точки зрения, возможности проводить импортозамещение на российском рынке.
Напомним, что организации – плательщики ЕСН освобождены от уплаты налога прибыль, налога на имущество организаций и НДС. ИП, применяющие данный режим, не платят НДФЛ с дохода, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции, налога на имущество физлиц, используемого для выработки сельхозпродукции и НДС. НДС в обоих случаях взимается с импорта (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
Отметим, что правительство не поддержало данный законопроект, так как в нем отсутствует информация о количестве организаций и ИП, доля дохода которых от произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 60%. Такие данные необходимы для оценки объема выпадающих доходов бюджетов и принятия обоснованного решения о целесообразности предлагаемой меры. Напомним, что ЕСН зачисляется в местные бюджеты, исходя из тех территорий, на которых зарегистрированы налогоплательщики. Так, в бюджеты городских поселений поступает 50% налога (п. 2 ст. 61 БК РФ), в бюджеты муниципальных районов на территориях сельских поселений – 70%, межселенных территорий – 100% (п. 2 ст. 61.1 БК РФ), в бюджеты городских округов – 100% (п. 2 ст. 61.2 БК РФ), в бюджеты сельских поселений – 30% (п. 2 ст. 61.5 БК РФ).