Принимать экзамены на получение водительских прав по новому регламенту готовы почти 50% российских автошкол
Такой информацией поделился вчера первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов на пресс-конференции, проведенной "Российской газетой".
Напомним, вчера вступил в силу новый Регламент приема инспекторами Госавтоинспекции экзамена на право управления транспортными средствами. В соответствии с документом, если в автошколе в течение полугода с первого раза теоретический экзамен на компьютере сдали более 80% учеников, а экзамен по первоначальным навыкам управления – более 70%, сотрудники ГИБДД смогут засчитывать результаты этих экзаменов (п. 117.3 Регламента, подп. "а" п. 9 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, далее – Правила). В этом случае экзаменаторы из Госавтоинспекции будут самостоятельно принимать только экзамен при движении в городе. "Это первоначальный этап. В дальнейшем мы, возможно, расширим круг автошкол. Теоретический экзамен и "площадку" будем стремиться отдавать на откуп им, а самим уделять внимание управлению транспортным средством в период движения в городе", – поделился Швецов.
Правда, для этого есть ряд условий. Так, в автошколе должен быть автоматизированный автодром – он позволяет фиксировать выполнение испытательных упражнений, а также обрабатывать и оформлять их результаты без участия экзаменатора (подп. "б" п. 1 Приложения 1 к Правилам). Кроме того, "теорию" ученики должны сдавать на компьютере. Наконец, на обоих экзаменах необходимо присутствие сотрудника ГИБДД.
По словам Швецова, почти половина российских автошкол уже готовы принимать экзамены по новым правилам. "У нас на данный момент около 7 тыс. автошкол, которые обучают вождению, из них готовы более 3 тыс. школ – этого вполне достаточно для того, чтобы принимать экзамены", – пояснил он. "Ничего сложного для хорошо работающей автошколы в сдаче экзаменов по новому регламенту нет", – добавил консультант центра дополнительного профессионального образования "Объединенный научно-методический центр" Вячеслав Максимычев.
Получить доступ
Представители автошкол оценили появление Регламента позитивно. "Для нас, автошкол, это праздник! Документ этот мы ждали долго – два года идет реформа в сфере подготовки водителей. С 2014 года все автошколы работают по новым программам обучения. И первый результат, который показала реформа, – это существенное снижение аварийности с участием начинающих водителей. В 2015 году эта цифра снизилась на 26% по сравнению с 2014 годом. И она продолжает снижаться – за период с января по июль этого года стало еще на 21% меньше аварий, чем в прошлом году. А водителями мопедов, в основном это дети и подростки, было совершено на 46-47% меньше ДТП, то есть почти вдвое меньше", – заявила президент Федерации объединения автошкол Татьяна Шутылева. "Качество обучения улучшилось. Если раньше, до 2014 года, с первого раза теоретический экзамен сдавали 64% водителей, сейчас их число выросло до 70%", – поддержал Швецов.
Кроме того, по словам Швецова, уже подготовлен ряд нормативных документов, которые более детально регламентируют работу экзаменаторов. Так, будут уточнены критерии отбора экзаменаторов-сотрудников Госавтоинспекции: "Не каждый сотрудник может принимать экзамены, а только тот, который прошел специальный отбор-тест", – напомнил чиновник о действующем порядке. Существующие на данный момент основные критерии останутся без изменений – так, экзаменатор должен достигнуть возраста 25 лет, иметь высшее образование, право на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены, а также стаж вождения не менее пяти лет (п. 7 Правил). К числу новых требований, добавятся в частности определенные критерии психологического отбора будущих экзаменаторов. Кроме того, будет уточнен официальный процесс взаимодействия Госавтоинспекции и автошкол. "Эти документы уже подготовлены и в ближайшее время будут утверждены", – пообещал Швецов.
Единственное, что пока остается неурегулированным, – это технические требования к средствам видео- и аудиофиксации процесса проведения практических экзаменов. На данный момент в Правилах содержатся лишь общие требования, такие как запись в режиме реального времени дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства, показаний контрольно-измерительных приборов, воздействий кандидата в водители на органы управления транспортным средством и др. (п. 12 Приложения 1 к Правилам). Однако, по мнению начальника учебного центра безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Владимира Сажина, нужны более конкретные требования: "Непонятно, какие камеры ставить – цветные или черно-белые, каким должно быть качество записи звука и видео, должна ли камера обладать функцией ночного видения – например, если экзамен принимается в темное время суток, и т. д.".
Тем не менее каких-либо уточнений в этой части на нормативном уровне в ближайшее время не предвидится. "Приборы должны быть, а каким должно быть качество записи нам тяжело сказать – пусть специалисты решат. Есть же разработчики систем, пусть они работают над улучшением качества и над тем, чтобы в ночное время было видно. Мы не настолько технически грамотны, чтобы выставлять такие требования. Конечно, нам хочется, чтобы качество было хорошим. Этого же хочется и автошколам, чтобы было все видно и чтобы потом можно было посмотреть, какие нарушения совершил данный кандидат в водители, – заключил Швецов. – Основные наши требования, чтобы все было понятно и никаких вопросов не возникало".