Депутат Госдумы Анатолий Аксаков выступает за пересмотр существующей процедуры санации банков
"Я считаю, что санация лучше отзыва лицензии, поскольку благодаря ней сохраняются средства клиентов банка. Особенно это важно для физических лиц и ИП, у которых в кредитной организации находятся суммы свыше 1,4 млн руб. Санация позволяет сохранить эти деньги", – высказался председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков вчера на пресс-конференции в МИА "Россия сегодня". Напомним, санация – это меры, принимаемые учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; далее – закон о банкротстве). Несмотря на многообразие этих мер в отношении кредитных организаций (финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации и др.), только в этом году 56 банков прекратили свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России. "Банк России не стремится отозвать лицензии у всех подряд, у него обратная задача. К сожалению, положение, в котором оказываются многие банки из-за недобросовестных действий своих собственников и менеджеров, не позволяет оставить лицензию", – пояснил Анатолий Аксаков. Депутат согласен с тем, что большинство случаев отзыва лицензий у кредитных организаций обоснованы, но есть и исключения: "Я считаю, что отзыв лицензии у ОАО "Мастер-Банк" пару лет назад был ошибкой Банка России. Тогда многие кредитные организации попали в сложную ситуацию, в том числе в связи с тем, что они находились на процессинге ОАО "Мастер-Банк". Когда процессинг заблокировали, работа этих кредитных организаций была парализована. Потом, конечно, все восстановилось, но определенный "принцип домино" уже сработал".
Несмотря на то, что в целом Анатолий Аксаков положительно оценивает деятельность Банка России по восстановлению платежеспособности кредитных организаций, депутат согласен с необходимостью пересмотра существующей процедуры санации. "Сейчас практика санирования неоднозначна. Многие банки-санаторы интересует не проблемный банк, а деньги, которые выделяются на восстановление его платежеспособности. Есть случаи, когда средства, полученные на санацию, используются для улучшения положения самого банка-санатора. А санируемый банк используется как "банк плохих долгов", куда сбрасываются все безнадежные кредиты банка-санатора. Это неправильно", – считает Анатолий Аксаков. Депутат раскритиковал и установленный законодателем максимальный срок санации – не более 24 месяцев, – как слишком длинный (п. 2 ст. 93 закона о банкротстве). "Известно, что в период санации банк может не соблюдать обязательные нормативы Банка России, то есть он находится в "тепличных" условиях. Любая организация, которая имеет возможность находиться в таких условиях, желает, чтобы они длились как можно дольше. Поэтому сроки санации часто затягиваются. Эту практику надо пресечь", – заявил Анатолий Аксаков.
Узнайте про исполнение обязательства внесением долга в депозит из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
У Банка России уже есть конкретные предложения по пересмотру существующей процедуры санации: создать специальный фонд, который будет выводить санируемый банк на необходимый уровень капитализации до появления у него возможности выдавать кредиты и оказывать финансовые услуги. Планируется, что этот фонд будет входить в капитал санируемого банка и станет его акционером. Процедуру санации возьмет на себя Банк России, при этом управлением проблемного банка вместо банка-санатора займется профессиональная управляющая компания. "При реализации этой инициативы банки будут обязаны все время соблюдать нормативы Банка России, в отличие от действующей модели. Мне такая идея понятна, я считаю ее логичной и готов поддержать", – заявил Анатолий Аксаков. "При этом, если Банк России возьмет на себя процесс санации, он должен быть готовым и контролировать нецелевое расходование государственных средств", – добавил депутат.
Еще один вариант восстановления платежеспособности кредитных организаций, который поддерживает Анатолий Аксаков, – превращение кредиторов банка в его акционеров. "Например, кредиторы собрались и решили, что они готовы своими руками восстановить работоспособность банка, оздоровить его, вернуть вложенные когда-то деньги. На мой взгляд, эта модель должна иметь "право на жизнь", и ее можно прописать в законе. С одной оговоркой – решение об управлении банком должно приниматься кредиторами добровольно", – пояснил Анатолий Аксаков.