Для управления малоэтажными жилыми комплексами могут установить особые правила
Соответствующие поправки в Жилищный кодекс РФ предложили1 внести депутаты Госдумы Елена Николаева и Виктор Звагельский. Так, в кодексе может появиться отдельная глава 6.1, посвященная общему имуществу малоэтажных жилых комплексов и особенностям управления ими. В законопроекте дается определение малоэтажному жилому комплексу: комплекс отдельно стоящих жилых домов и (или) блокированных жилых домов и (или) многоквартирных жилых домов с количеством надземных этажей не более чем три (без учета мансардного этажа). При этом комплекс должен быть образован единым застройщиком в результате комплексного освоения территории и расположен на земельных участках, образующих один или несколько элементов планировочной структуры поселения. Помимо этого необходимо, чтобы малоэтажный жилой комплекс включал в себя территории общего пользования, элементы благоустройства, а также объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
При соблюдении этих условий выдача разрешения на строительство малоэтажного жилого комплекса и управление им будет осуществляться по особым правилам. Предполагается, что собственники жилых помещений, расположенных в комплексе, должны будут принять внутренний документ, отражающий правила совместного проживания (правила добрососедства).
К общему имуществу малоэтажного жилого комплекса будут относиться территории общего пользования, некапитальные сооружения, а также элементы благоустройства и озеленения, расположенные в границах комплекса (детские и спортивные площадки, места отдыха, площадки для сбора мусора, парки, скверы, бульвары, газоны, декоративные ограждения, фонтаны, клумбы, ворота и заборы, противопожарные водоемы и другие). Одновременно предлагается исключить из круга общего имущества строения и иные объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе электрическое и санитарно-техническое оборудование, котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, трансформаторные подстанции, инженерные сети, дороги, проезды, а также объекты социального назначения (в том числе детские сады, школы, поликлиники и больницы) и земельные участки, на которых они расположены.
Размер доли в праве общей собственности на общее имущество будет определяться размером общей площади помещения и земельного участка, находящихся в собственности конкретного собственника. От того, насколько велика доля в праве собственности на общее имущество, будет зависеть размер платы за его содержание.
Высшим органом управления малоэтажным жилым комплексом станет общее собрание собственников. При этом если в состав малоэтажного жилого комплекса входят более 100 жилых помещений, оно может проводится в форме собрания уполномоченных. Общее собрание должно будет определить способ управления комплексом и выбрать управляющую компанию. Если в состав комплекса входят не более 50 жилых помещений, собственники могут выбрать непосредственное управление, без привлечения управляющей компании. Законопроект определяет содержание договора управления малоэтажным жилым комплексом, а также порядок его заключения и расторжения по инициативе собственников.
Предполагается, что в результате принятия поправок в правовое поле будут введены так называемые таунхаусы. В настоящее время застройщики вынуждены оформлять такие дома либо в качестве многоквартирных, либо в качестве индивидуальных домов, что неизбежно вызывает трудности ввиду конструктивных особенностей указанных домов и сказывается на сроках строительства и стоимости готовых объектов.