Новости и аналитика Новости Онлайн-образование и сетевые университеты набирают популярность среди учащихся

Онлайн-образование и сетевые университеты набирают популярность среди учащихся

Онлайн-образование и сетевые университеты набирают популярность среди учащихсяСетевой университет – это объединение нескольких ведущих вузов из разных стран, по завершении которых учащийся получает, как правило, два диплома (диплом национального университета и вуза-партнера). Обучение в таких учреждениях обычно проходит на нескольких языках, соответственно, для поступления необходимо знать хотя бы один иностранный язык. Цель сетевых университетов – развитие сотрудничества между странами. Это достигается путем проведения научного обмена студентами и преподавателями, совместных научных исследований, международной практики по завершению обучения. "Я думаю, что за сетевыми университетами будущее. Например, Сетевой университет БРИКС, Университет ШОС и Сетевой университет СНГ способны дать очень качественное образование", – заявил вчера заместитель директора Института государственного управления и права ГУУ, к. п. н. Иван Бронников в ходе круглого стола, организованного МИА "Россия сегодня". Образовательные программы в сетевых университетах разнообразны: от таких традиционно популярных направлений, как "Юриспруденция", "Экономика", "Международное право" и "Менеджмент" до перспективных "Мехатроника и робототехника", "Ракетно-космические композитные конструкции" и "Межкультурные коммуникации в туризме". При этом университеты нацелены на ежегодное расширение направлений подготовки и наращивание количества студентов. Так, в проекте Электронного сетевого университета – привлечь к обучению минимум 25 тыс. человек в год.

Другой тенденцией в области образования является применение в традиционных вузах онлайн-технологий. Речь идет о создании онлайн-библиотек, организации учебного процесса в режиме реального времени (возможности пройти электронное тестирование, посмотреть вебинар, послушать лекцию в Интернете, заглянуть в онлайн-деканат) и массовых открытых онлайн-курсах (МООК). "МООК были запущены в 2006 году. Сейчас МООК реализуют шесть российских вузов: НИЯУ МИФИ, ГУ-ВШЭ, СПбГУ, МФТИ, НГУ и ТЮМГУ", – рассказал Иван Бронников. По его словам, онлайн-образование является самым удобным способом углубить свои знания, поскольку его можно получать в любое время и в любом месте – достаточно лишь иметь желание и выход в Интернет. Поэтому к этому виду образования обычно прибегают люди старше 30 лет, у которых уже есть один диплом. "Я считаю, что онлайн-обучение больше подходит для получения дополнительного образования. Если говорить о первом высшем образовании, то по мне, оно все же должно быть традиционным – чтобы окунуться в студенческую жизнь, почувствовать атмосферу вуза", – высказалась заведующая кафедрой государственного управления и политических технологий Института государственного управления и права ГУУ Вера Суворова. Тем не менее, доказано, что онлайн-обучение эффективно даже и в традиционных вузах: оно дает возможность студентам узнать точки зрения разных ученых. Кроме того, по популярности онлайн-лекции можно судить о квалификации того или иного преподавателя.

Интересно, что МООК и сетевые университеты имеют даже специальные программы подготовки для будущих чиновников, в частности, сотрудников ФМС России. "В России есть отлаженная система подготовки кадров для управления миграционными процессами. Сейчас в нашей стране действуют три основных вуза, которые осуществляют подготовку таких специалистов – Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, РАНХиГС и ГУУ. Однако сетевые университеты, которые предлагают программы по обучению миграционными процессами (например, "Организация работы с мигрантами", "Рынок труда и трудовая миграция", "Управление трудовой миграцией на мировом уровне", "Привлечение, оформление и использование иностранных работников"), нисколько им не уступают", – считает председатель Общественного совета ФМС России, профессор, д. п. н. Владимир Волох. Напомним, в 2016 году начался второй этап реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.), который продлится до 2020 года. Как известно, проводить грамотную миграционную политику в отсутствие квалифицированных специалистов невозможно, поэтому Общественный совет ФМС России уделяет особое внимание подготовке кадров.

Узнайте про права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование, из "Домашней правовой энциклопедии"  интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Еще одно нововведение, которое хорошо зарекомендовало себя – дуальное обучение. Оно подразумевает одновременно теоретическую подготовку на базе образовательной организации и практическую – на рабочем месте. Калужский колледж информационных технологий практикует дуальное образование с 2010 года: его ученики в течение двух лет совмещают обучение с практикой на известном автозаводе. "Я сам начинал со слесаря на авторемонтном заводе, поэтому не вижу ничего плохого в том, что человек сначала получит среднее образование и попробует себя на рабочей специальности", – добавил Владимир Волох. Несмотря на то, что дуальное образование относится к образованию среднего уровня, его вполне можно рассматривать как одну из ступеней к получению высшего образования.

Документы по теме:

Читайте также:

В 2016 году опорные университеты получат субсидии в сумме 100-150 млн руб. на реализацию программ развития
Объемы субсидирования на 2017-2018 годы будут зависеть от оценки эффективности реализации мероприятий программ развития этих вузов за предыдущие годы.

Гражданским служащим могут запретить пользоваться отдельными программными продуктами и техническими средствами связи
Предполагается, что перечень таких программ и техсредств будет утвержден президентским указом.

Другие новости российского образования – на портале edu.garant.ru