Разработаны основы информационного обмена между аудиторами и Банком России
Предлагается установить правила взаимодействия индивидуальных аудиторов и аудиторских компаний с Банком России при проведении аудита кредитных организаций (в том числе головных кредитных организаций банковской группы или банковского холдинга), а также некредитных финансовых организаций. Так, соответствующий законопроект1 предусматривает обязанность аудиторов сообщать регулятору о случаях отказа банка участвовать в проведении обязательного аудита, а также о своем решении не проводить обязательный аудит той или иной кредитной организации. Напомним, все кредитные и другие финансовые организации обязаны ежегодно проходить аудит (п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Если по результатам проверки банка аудитор решит, что бухотчетность существенно искажена, либо невозможно получить достаточные доказательства обратного, он обязан будет известить об этом Банк России. Для этого аудитору отводится 10 рабочих дней с даты вынесения аудиторского заключения. В своем сообщении главному банку страны он должен будет указать обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проверенной отчетности, в том числе существенные риски, принятые на себя банком, а также события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность банка лица непрерывно продолжать свою деятельность.
Аудиторы, в свою очередь, смогут запрашивать у Банка России информацию о нарушении аудируемой кредитной организацией обязательных нормативов, несоответствии систем управления рисками и внутреннего контроля установленным требованиям, ранее направленных банку требованиях провести финансовое оздоровление и т. д. Последний обязан будет в течение 20 дней направить такие сведения, либо отказать в этом, когда запрос аудитора противоречит закону либо нужные сведения отсутствуют. Предоставить аудитору ту или иную информацию о проверяемом банке регулятор сможет и по своему усмотрению, без соответствующего запроса.
Скорректированы также положения о банковской тайне, которая стала известна в ходе аудиторской проверки. Если такая тайна будет нарушена, требовать возмещения убытков от виновного лица смогут не только индивидуальный аудитор, аудиторская компания или получивший аудиторские услуги банк (как сегодня), но и Банк России.
Кроме того, если поправки будут одобрены, главный банк страны получит возможность запросить у аудитора данные о:
- фактах завышения (занижения) аудируемым лицом текущей стоимости активов;
- фактах несоблюдения аудируемым лицом значений обязательных нормативов, установленных Банком России;
- системе управления рисками и качестве внутреннего контроля аудируемого лица;
- неустранении аудируемым лицом недостатков и нарушений, выявленных аудиторскими проверками прошлых лет.
Предлагается также наделить аудиторов правом направить указанные данные по своей инициативе.
Входит ли аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности? Узнайте из "Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Разработчики законопроекта уверены, что предлагаемые меры, с одной стороны, будут способствовать повышению оперативности принятия необходимых мер реагирования со стороны надзорного органа. А с другой стороны – будут обеспечивать аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам дополнительную информацию для формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц.