Член ОП РФ Лидия Михеева: "Законопроект об общественном контроле в местах принудительного содержания ограничит возможности правозащитников"
Законопроект1, призванный усовершенствовать общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (далее – Законопроект), предлагается изменить. Данный документ был внесен в Госдуму 9 декабря 2015 года Правительством РФ и сейчас ожидает первого чтения. Он предлагает ряд изменений, касающихся порядка назначения и объема полномочий членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Напомним, ОНК образуются в каждом субъекте федерации и действуют на постоянной основе (п. 1 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"; далее – Закон № 76-ФЗ). Их члены имеют право посещать места принудительного содержания, беседовать с находящимися там лицами, принимать и рассматривать заявления от них, обращаться за защитой их прав и т. д. (ч. 1 ст. 16 Закона № 76-ФЗ).
Не все из поправок получили одобрение экспертов во время "нулевых чтений", прошедших вчера в Общественной палате РФ. Так, Законопроект предусматривает, что Общественная палата субъекта РФ и уполномоченный по правам человека в субъекте РФ должны направлять в совет Общественной палаты РФ рекомендации по формированию составов региональных ОНК. "Мне как юристу не очень понятен термин "рекомендации" – их ведь не обязательно учитывать. Да и непонятно, в каком виде они должны быть – пофамильно или в форме общих пожеланий (например, по кругу, количеству лиц и подходу к их назначению). Полагаю, необходимо все же уточнить, участвуют общественные палаты регионов в формировании ОНК или нет", – высказалась член ОП РФ Лидия Михеева. Она также предложила наделить правом выдвигать кандидатов в члены ОНК все некоммерческие организации, которые зарегистрированы более трех лет назад. Сейчас это могут сделать только общественные объединения, осуществляющие свою деятельность не менее пяти лет (ч. 2 ст. 10 Закона № 76-ФЗ). А председатель ОНК г. Москвы, член ОП РФ Антон Цветков призвал сократить указанный срок до года, посчитав существующие ограничения к "возрасту" НКО чрезмерными.
Многие специалисты достаточно резко отзываются о норме Законопроекта, запрещающей назначать членами ОНК лиц, чьи близкие родственники отбывают наказание в местах лишения свободы. "Бывает, у людей очень "прохладные" отношения со своими родственниками и достаточно близкие – с друзьями, коллегами, соседями. Что теперь, надо проверять все окружение потенциального кандидата?" – задается вопросом член ОНК г. Москвы Андрей Бабушкин. "Наличие родственников, отбывающих срок, – это не позорное клеймо на всю жизнь, и оно не означает, что человек не достоин быть членом ОНК", – считает Лидия Михеева.
Серьезные споры у общественников вызывает норма Законопроекта, предусматривающая возможность сотрудников ФСИН России прервать беседу члена ОНК с подозреваемым или обвиняемым в случае обсуждения вопросов, не относящихся к обеспечению прав последних. Сегодня закон просто упоминает о возможности членов ОНК разговаривать с заключенными только на эти темы, но как такового запрета поднимать иные вопросы не содержит – равно как и санкций за его нарушение (п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 76-ФЗ). "Было бы лучше, если бы законодатель перечислил те темы, по которым члены ОНК не имеют права задавать вопросы, например, о ходе расследования уголовного дела. В предложенной редакции Законопроект об общественном контроле ограничит возможности правозащитников", – полагает Лидия Михеева. "Законодатель уже сформулировал, о чем член ОНК может беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми. Не думаю, что нужны какие-то дополнения", – уверен Андрей Бабушкин. А член ОНК г. Москвы Максим Пешков заметил, что в случае принятия Законопроекта в нынешней редакции находящиеся в местах принудительного содержания подозреваемые и обвиняемые, которые одновременно являются потерпевшими по другим уголовным делам, лишатся возможности на получение от членов ОНК бесплатной юридической помощи. "Сейчас если у потерпевшего, находящегося в местах принудительного содержания, нет возможности нанять себе адвоката, члены ОНК часто консультируют его по тем или иным вопросам", – объяснил эксперт.
ОНЛАЙН-СЕМИНАР
3 марта 2016 года
Заключение договора и преддоговорные отношения: переговоры, заверения, осмотрительность сторон, требования к форме договора и государственной регистрации.
Принять участие
Законопроект регламентирует осуществление членами ОНК кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, – такая съемка должна производиться с письменного согласия самих подозреваемых и обвиняемых в местах, определяемых администрацией места содержания под стражей, и в порядке, установленном ФСИН России. Сейчас члены ОНК не имеют права осуществлять кино-, фото- и видеосъемку. Начальник правового управления ФСИН России Леонид Климаков уточнил, что аппаратура при этом должна быть сертифицированной и это, по его мнению, необходимо прямо прописать в законе. А заместитель начальника отдела защиты прав человека в местах принудительного содержания Уполномоченного по правам человека в РФ Александр Леонов заметил, что необходимо предусмотреть в Законе № 76-ФЗ не только право на проведение съемки, но и возможность проносить в места принудительного содержания кино-, фото- и видеоаппаратуру – в противном случае новые правила будут неисполнимыми.
Однако в Законопроекте есть и безусловно положительные моменты, которые оценили все эксперты. Речь идет о наделении членов ОНК правом при посещении мест принудительного содержания использовать приборы для контроля за микроклиматом (термометры, психрометры, термографы и т. д.). Помимо этого, Законопроект расширяет перечень мест принудительного содержания, которые вправе посещать члены ОНК, за счет судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций и медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях. При этом член ОНК г. Москвы Валерий Борщев считает, что таких мест должно быть еще больше. Например, эксперт предлагает включить в этот перечень конвойные помещения, поскольку права заключенных могут быть нарушены и в период нахождения в таких помещениях.
"Наша общая задача – искоренять недостатки в работе членов ОНК, в том числе с помощью поправок в соответствующие законодательные акты", – заявил Антон Цветков. По итогам "нулевых чтений" Законопроекта Общественная палата РФ подготовит соответствующее заключение, которое затем будет направлено в Госдуму.