Налоговики разъяснили, как проводить валютный контроль в сфере внешнеторговых операций
ФНС России подготовила рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства при возвращении денежных средств (выручки) от внешнеторговой деятельности (письмо ФНС России от 24 декабря 2015 г. № ЕД-4-2/22729@ "О направлении рекомендаций"). Речь идет о контроле операций по замене денежных обязательств нерезидентов обязательствами, выраженными ценными бумагами.
Цель рекомендаций – обеспечить единый подход ведомств (ФТС и ФНС России, Росфиннадзора и Росфинмониторинга, а также Внешэкономбанка) к выявлению сомнительных операций в этой области.
В рекомендациях, в частности, приведена классификация нарушений при обороте ценных бумаг. Так, указано, что в случае недекларирования лицами документарных ценных бумаг, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указан получатель выплаты, в крупном либо особо крупном размере (свыше $20 тыс. или $50 тыс. соответственно) в их деянии могут усматриваться признаки преступления. Оно квалифицируется как контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ).
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Также даны рекомендации по поводу того, на что нужно обратить внимание при расчетах с использованием векселей. Например, предложено осуществлять мониторинг баз данных валютного контроля на наличие информации, свидетельствующей о прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств по сделке посредством передачи векселей.
Кроме этого, в документе указаны риски использования ценных бумаг как способа уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей, вывода денежных средств из России и отмывания преступных доходов. В частности, контролерам рекомендовано обратить внимание на валютные операции, проводимые в пользу нерезидентов при исполнении российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым векселям, первыми держателями которых были российские юрлица. Отмечается, что действительными целями такого рода операций могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из России, а также отмывание доходов, полученных преступным путем.
Указано также в каких случаях организации, перемещающие ценные бумаги через таможенную границу ЕАЭС, могут быть отнесены к группе повышенного риска при проведении контрольных мероприятий. Сюда, к примеру относится ситуация, когда осуществляется значительный объем валютных операций с контрагентами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях (на сумму свыше 30 млн руб.).