Предлагается ограничить заказчиков в праве расторгать госконтракт по своей инициативе
Законодательное собрание Санкт-Петербурга предлагает закрепить в законодательстве о госзакупках закрытый перечень оснований, при наличии которых заказчик будет вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Соответствующий законопроект1 зарегистрирован в Госдуме.
Так, если заказчик намерен расторгнуть контракт на поставку товаров, он сможет сделать это, только если:
- поставлены товары ненадлежащего качества, и эти недостатки не могут быть устранены в разумный срок;
- товары оказались некомплектными, а поставщик не выполнил требование об их доукомплектовании или замене на комплектные в разумный срок;
- поставщик неоднократно нарушал сроки поставки.
Перечни оснований для расторжения контракта установлены также в отношении контрактов на выполнение работ и оказание услуг. К примеру, в соответствии с законопроектом заказчику разрешается разорвать отношения с подрядчиком, если тот в установленный срок не приступил к выполнению работ или становится совершенно очевидно, что до окончания действия контракта работы выполнены не будут.
ОНЛАЙН-СЕМИНАР
Татьяна Каськова, |
13 января 2015 г.
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ", по 44-ФЗ.
Предусмотрена и обязанность заказчика провести экспертизу поставленных товаров, если госконтракт расторгается из-за неудовлетворительного их качества.
Разработчики документа объясняют свою идею тем, что сегодня заказчики фактически не ограничены в праве прекратить отношения с поставщиками по своему усмотрению. Дело в том, что в настоящее время госконтракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом, к примеру, по ст. 717 ГК РФ заказчик по договору подряда может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть цены пропорционально уже выполненной работе. Это касается и возмездного договора услуг с тем лишь различием, что выплате подлежит возмещение в счет фактически понесенных исполнителем затрат (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Правда, для одностороннего расторжения контракта на поставку товаров ограничение есть: договорные отношения могут быть расторгнуты только в случае, если поставщик допустил существенные нарушения договоренностей (п. 1 ст. 523 ГК РФ). Однако и последствия этого для поставщика более серьезные – в таком случае он буден занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
При действующем регулировании, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, существуют условия для злоупотребления заказчиками своими правами. Планируется, что предлагаемые поправки позволят избежать произвольного толкования норм ГК РФ и повысят конкуренцию в сфере госзакупок.