Порядок применения сотрудниками ФСБ России оружия, спецсредств и физической силы могут конкретизировать
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" хотят дополнить новыми нормами, предусматривающими особенности применения боевой техники, оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ России. Соответствующий законопроект1, разработанный членами Совета Федерации Виктором Озеровым, Николаем Федоряком и Владимиром Джабаровым, внесен в Госдуму.
Предлагается конкретизировать порядок применения боевой техники, оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ России. Сейчас законом установлено, что сотрудникам органов ФСБ России разрешается хранение и ношение табельного оружия и спецсредств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Предполагается установить, что военнослужащие органов ФСБ России могут применять боевую технику, оружие, спецсредства и физическую силу лично или в составе подразделения (группы), а, командиры (начальники) могут отдать приказ об их применении. При этом порядок применения боевой техники должно определить Правительство РФ.
В законе, планируется закрепить обязательность предупреждения сотрудниками органов ФСБ России лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, спецсредств и физической силы, о намерении их применить. От необходимости предупреждения сотрудников могут освободить, если промедление в применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов ФСБ России либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов ФСБ России.
Также предусмотрено, что при применении оружия, спецсредств и физической силы военнослужащие органов ФСБ России обязаны:
- стремиться к минимизации любого ущерба.
- оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, спецсредств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медпомощи в возможно короткий срок;
- уведомить прокурора о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения оружия, спецсредств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее суток;
- доложить начальнику либо руководителю ближайшего органа ФСБ России о каждом случае применения оружия, а также о каждом случае применения физической силы или спецсредств, причинивших вред здоровью или материальный ущерб, не позднее суток с момента появления реальной возможности представить соответствующий рапорт.
Также планируется закрепить перечень случаев возможного применения оружия: для защиты от посягательства, сопряженного с опасным для жизни или здоровья насилием; для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов ФСБ России; для освобождения заложников, пресечения терактов и иных преступных посягательств и т. д. Помимо этого, предусмотрены и иные случаи применения оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель отказывается выполнить неоднократные требования об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан, для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи и т. п.).
При этом сотрудники ФСБ России не смогут применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан и самих сотрудников.
Предусмотрено, что военнослужащие органов ФСБ России не отвечают за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, спецсредств и физической силы, если такое применение осуществлялось по установленным основаниям и порядку. Возмещение такого вреда осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Наконец, военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим органов ФСБ России, их супругам и несовершеннолетним детям перелагается запретить открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
В свою очередь, в случае одобрения законопроекта пользоваться соцсетями в Интернете сотрудники ФСБ России смогут в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.