Члены СПЧ предлагают расширить сферу действия института помилования
Члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) убеждены, что институт помилования в настоящее время не работает должным образом. Действительно, по данным экс-судьи КС РФ Тамары Морщаковой, в 2014 году были помилованы лишь два человека, тогда как в 1999 году – более 7,8 тыс. лиц. 14 октября 2014 года член СПЧ Алексей Козырев на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным озвучил эту проблему, и глава государства попросил представить ему конкретные предложения по совершенствованию института помилования. Недавно такие предложения были подготовлены, а 4 июня 2015 года в СПЧ прошло их первое обсуждение.
Региональные комиссии по помилованию, на взгляд членов СПЧ, необходимо лишить права рассматривать ходатайства о помиловании и готовить заключения по результатам их рассмотрения, которые потом направляются президенту. Члены СПЧ считают, что эти комиссии должны только формировать необходимый пакет документов для передачи ходатайства на рассмотрение главе государства. Напомним, сегодня комиссии на территории субъектов РФ осуществляют предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании и подготовку на их основе заключений (п. 2 Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500). Данные комиссии собираются факультативно, а их заключения носят рекомендательный характер. Это означает, что осужденный может и не обращаться к ним, а сразу направить свое прошение Президенту РФ, который и принимает окончательное решение. Однако, по мнению Тамары Морщаковой, в действительности заключения комиссий по помилованию реализуются отнюдь не как рекомендательные, а как уже рассмотренные по существу. Таким образом, если Президент РФ получил ходатайство о помиловании с отрицательным заключением комиссии, подавший ходатайство осужденный находится в неравном положении по сравнению с теми, кто направил прошение сразу главе государства.
Алексей Козырев настаивает на необходимости возрождения существовавшей до 2001 года Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. "С момента расформирования федеральной комиссии по помилованию акты помилования перестали приниматься", – заявил Алексей Козырев. По его мнению, во время существования такой комиссии Президент РФ знал многих ее членов лично, а значит, мог доверять их решению по вопросам помилования того или иного человека. Как он убежден, в настоящее время Президент РФ не может быть уверен в правильности решений региональных комиссий, поскольку общее количество их членов достигает 1,5 тыс. человек. В то же время, если их ликвидировать, то нагрузка на федеральную комиссию будет непомерной. Именно поэтому эксперт согласен с тем, что комиссии субъектов РФ должны остаться, но выполнять исключительно техническую работу по подготовке документации. Кроме того, многие члены СПЧ уверены, что до Владимира Путина просто не доходят прошения о помиловании, поэтому при создании федеральной комиссии необходимо предусмотреть возможность для ее председателя делать ежемесячный доклад главе государства.
Помилование дает осужденному возможность получить освобождение от дальнейшего отбывания наказания, либо сократить его срок или заменить более мягким видом наказания. По статистике, в среднем для 80% помилованных лиц сокращается срок наказания, а 5% – освобождаются от дальнейшего отбывания наказания. Однако не у всех осужденных имеются необходимые знания и возможности для подачи ходатайства о помиловании. В то же время, помилование возможно только по инициативе осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (п. 1 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации; далее – Положение). Поэтому в целях расширения сферы действия института помилования в России члены СПЧ предлагают закрепить право на ходатайство о помиловании не только за самим осужденным, но и за его защитником, законным представителем, некоторыми органами, организациями и авторитетными общественными деятелями. Начальник отдела департамента норм правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний и судебных актов Минюста России Ирина Филатова поддерживает данное предложение. Однако член СПЧ Владимир Ряховский считает, что необходимо закрепить в законе понятие «авторитетный общественный деятель» – в противном случае оно может толковаться неверно.
Измениться может и срок, по истечении которого осужденный имеет право подать повторное ходатайство о помиловании, если первое ходатайство было отклонено. Сегодня он составляет год (п. 16 Положения). Члены СПЧ уверены, что для расширения сферы действия института помилования этот срок необходимо сократить до полугода.
По подсчетам члена СПЧ Андрея Бабушкина, 15% осужденных стали жертвами судебных ошибок. Как замечает Тамара Морщакова, уголовный закон часто носит излишне репрессивный характер, а ошибки судов не являются редкостью – поэтому институт помилования имеет важное значение для общества. Кроме того, государство экономит деньги на содержании заключенных, освобожденных от отбывания срока при помиловании. Это немаловажный факт, поскольку многие тюрьмы в настоящее время переполнены.
Председатель СПЧ Михаил Федотов пообещал, что все высказанные предложения будут включены в проект Указа Президента РФ о внесении изменений и дополнений в ранее действовавшие нормативно-правовые акты о помиловании, обсуждение которого запланировано СПЧ на ближайшее время.