Амнистия к 70-летию Победы не приведет к росту уровня преступности
Амнистия в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне не приведет к росту преступности. Об этом сегодня заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в ходе пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".
"Это умеренная амнистия, не будет никакого всплеска преступности. Если человек просто выходит из мест лишения свободы по отбытию наказания, то рецидив происходит, как правило, в 30%-40% случаев. Если по амнистии – от 2,5% до 4%. Это цифры достаточно серьезные и о многом говорят. При этом надо понимать, что на тяжкие преступления амнистия не распространяется", – пояснил он.
Кроме того, Павел Крашенинников отметил, что на большой круг преступлений амнистия не распространяется. Это все тяжкие и особо тяжкие деяния, а также составы, связанные с экстремизмом, преступлениями против несовершеннолетних, ДТП, где есть погибшие, вандализмом, надругательство над местами захоронения, обращением фальсифицированных лекарственных средств и ряд других.
"Мы держим руку на пульсе, связываемся с ФСИН России. Они выпустили указание по применению амнистии и контактам с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ по поводу реабилитации тех лиц, которые выйдут из мест заключения", – отметил депутат.
Кроме того, по словам Павла Крашенинникова, эта амнистия существенно отличается от всех проведенных ранее рядом новелл. Например, под нее попадают одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей и детей инвалидов. Если в предыдущих амнистиях предусматривалось освобождение мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, то в этот раз соответствующий возраст снижен на пять лет и для тех, и для других.
Помимо этого, если человек находится в местах лишения свободы и ему осталось отбывать срок менее одного года, то он также может претендовать на амнистию. Выйти на свободу смогут и те люди, кто уже пользовался амнистией в прошлом – до 2005 года, что также отличает нынешнюю амнистию от предыдущих. "Наряду с традиционной категорией инвалидов I-II группы здесь [в постановлении об амнистии – Ред.] у нас есть и онкобольные – III и IV клинические группы", – указал на еще одно нововведение Павел Крашенинников.
По словам депутата, граждане, которые принимали участие в боевых действиях, одинокие мужчины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, чернобыльцы и ряд других категорий планируется освободить уже до 9 мая. "Иногда говорят, что сейчас многих начнут признавать злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Я думаю, что это никому не выгодно, ФСИН России как раз заинтересована, чтобы побольше людей освободить с тем, чтобы нагрузка на уголовно-исполнительную систему была меньше", – пояснил он.
МНЕНИЕ
Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
"Из мест лишения свободы выйдет где-то 60 тыс. человек. Эта цифра может корректироваться, но пока она подтверждается. Еще 200 тыс. – это осужденные к условным наказаниям либо с отсрочкой исполнения наказания. Ну и совсем плавающая цифра – по возбужденным уголовным делам МВД России и Следственного комитета РФ. Здесь статистики не может быть, потому что жизнь каждый день меняется. Будут прекращать возбужденные уголовные дела, и в результате может быть амнистировано еще от 100 до 150 тыс. человек".
По словам Павла Крашенинникова, авторы амнистии прежде всего руководствовались формальной структурой УК РФ. В амнистию включались преимущественно первые и вторые части статей (небольшая и средняя тяжесть) и не включались третьи и четвертые (тяжкие и особо тяжкие). По этой причине под амнистию, например, не попадают отдельные составы мошенничества, которые из-за большой суммы ущерба относятся к тяжким.
Как отметил депутат, тот факт, что применительно к мошенничеству часто возникают инициативы об амнистии, возможно, является поводом задуматься о корректировке УК РФ. "Убрать наказание в виде лишения свободы и поставить большие штрафы. Тащить людей в места лишения свободы, наверное, не всегда правильно. Поэтому для нас амнистия и ее итоги – достаточно большой повод для размышлений о тексте УК РФ", – пояснил он.
Тем не менее, Павел Крашенинников подчеркнул, что следственные органы имеют возможность в любой момент переквалифицировать тяжкие составы, на составы средней или небольшой тяжести. "Мы знаем, что очень часто у нас правоприменители задирают планку повыше, а потом соглашаются опустить пониже. С этой точки зрения переквалификация возможна", – отметил депутат.
При этом он допустил наличие коррупционных рисков в подобных ситуациях. Однако их пресечению должен способствовать четко прописанный порядок применения амнистии, который также был принят Госдумой. По мнению Павла Крашенинникова, этот документ является лучшим и наиболее подробным по сравнению с аналогами прошедших лет.
Кроме того, в перспективе не исключено проведение амнистии и по административным правонарушениям, считает депутат. С такой инициативой, в частности, выступал Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
"Мы готовы рассматривать этот вопрос. По поводу административной амнистии в КоАП РФ есть соответствующие нормы. Но поскольку концепция амнистии, которая была внесена президентом (также как и коллегами из "Справедливой России" и "ЛДПР"), исключительно уголовная, мы не могли выйти за ее рамки", – пояснил Павел Крашенинников.
Напомним, что постановление Госдумы от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" вступило в силу 24 апреля. Документ подлежит реализации в течение шести месяцев с этого момента на основании постановления Госдумы от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов".