Из проекта Общей части нового КоАП РФ может быть исключено административное наказание в виде ликвидации организации
Реформа административного законодательства продолжается, и вслед за недавно принятым КАС РФ, который вступит в силу 15 сентября 2015 года, может быть принят и новый КоАП РФ. Вопрос создания нового административного законодательства является настолько злободневным, что первоначально было разработано сразу два варианта Общей части нового кодекса. Автором первого из них является член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Агеев, от имени которого и был внесен проект Административного кодекса РФ1 еще в октябре прошлого года. Позднее документ был снят с рассмотрения Госдумы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. А сам парламентарий присоединился к рабочей группе, организованной депутатами от фракции "Единая Россия" – Владимиром Плигиным и Дмитрием Вяткиным. Законопроект этой рабочей группы2 (далее – Законопроект) был внесен в нижнюю палату парламента в январе 2015 года и в настоящее время готовится к первому чтению.
Идею создания нового кодекса поддерживают практически все эксперты. Во многом это обусловлено тем, что по состоянию на апрель 2015 года число поправок, внесенных в КоАП РФ более чем 350 федеральными законами, превысило три тысячи. Такое частое изменение законодательства затрудняет его применение.
Об этом свидетельствует статистика дел, которая ведется ФССП России. На сегодняшний день у судебных приставов, по официальным данным, находится в производстве около 62 млн дел. Большинство из них касаются административных правонарушений. Как заметила ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Надежда Салищева на круглом столе в Госдуме, который состоялся 15 апреля, во многом такая ситуация обусловлена тем, что наказания за отдельные правонарушения устанавливались и изменялись без учета принципов Общей части КоАП РФ. Кроме того, она подчеркнула, что во многих случаях подобные поправки были излишни.
МНЕНИЕ
|
Надежда Салищева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН:
"Сейчас единство КоАП РФ нарушено. Почему? Потому что в Особенную часть КоАП РФ вносились изменения не только Комитетом Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, но и другими комитетами. И тут в какой-то степени виновато Правительство РФ, которое не смогло предотвратить инициативы многих ведомств, считающих, что если принят новый закон, то обязательно должны быть административные санкции за его нарушение. Поэтому часто вместо гражданско-правовых санкций или материально-правовой ответственности должностных лиц прибегают к самому элементарному способу – "сочинению" соответствующего административного правонарушения".
Если обратиться к тексту самого документа, то можно заметить, что существующий вариант Законопроекта предлагает выделение в отдельную главу принципов административной ответственности (гл. 2 Законопроекта). Среди них: принцип вины, презумпции невиновности, принцип законности, справедливости и соразмерности наказания, неотвратимости административной ответственности и т. д. По мнению разработчиков документа, они позволят более определенно подходить к формированию и дальнейшему применению особенной и процедурно-процессуальной частей.
Надежда Салищева поясняет, что эти принципы необходимо дополнить теми принципами, которые в настоящее время заложены в гл. 24 КоАП РФ. К ним относятся, например, язык судопроизводства и открытость рассмотрения дел.
Спорным является и вопрос классификации правонарушений на категории. Напомним, что авторы Законопроекта предлагают разделять административные правонарушения на грубые, значительные и менее значительные (ст. 3.2 Законопроекта). От этого напрямую зависит, какой вид наказания может быть назначен. Предполагается, что за грубые проступки будут устанавливаться такие серьезные наказания, как, например, административное приостановление деятельности или даже ликвидация юридического лица либо прекращение деятельности в качестве ИП. За значительные – штраф, дисквалификация, конфискации орудия, исправительные работы и т. п. За менее значительные правонарушения согласно Законопроекту может быть назначено наказание только в виде предупреждения или административного штрафа.
Однако предложенное законодателями деление на категории, по замечанию Салищевой, слишком абстрактное: "Может получиться так, что одно правонарушение при определенных условиях является более значительным, в других – менее значительным, а иногда человек был вынужден его совершить. Было бы более целесообразно выделить только две категории административных правонарушений: грубые и малозначительные".
Законопроект предлагает и новые виды административного наказания. Кроме тех, что перечислены сегодня в ст. 3.2 КоАП РФ (предупреждение, штраф, дисквалификация, обязательные работы и т. п.) в административном законодательстве могут появиться следующие виды наказания:
- исправительные работы;
- административный запрет на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров (напомним, в настоящее время такой запрет действует только в отношении спортивных мероприятий);
- лишение лицензии;
- ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 4.2 Законопроекта).
Но и к этим видам наказаний у экспертов есть вопросы. Так, Александр Агеев полагает, что документ нарушает баланс между карательной и профилактической функциями ответственности: "Кодекс носит "наказательный" характер. На мой взгляд, надо вводить не только нормы материальной ответственности, но также меры предупреждения и предостережения от совершения административных правонарушений".
А по мнению Надежды Салищевой, запрет на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров – это слишком жесткая мера, которая вводится без учета интересов авиаперевозчиков. По ее прогнозам, многие авиакомпании будут возражать против закрепления этого положения. "Они достаточно самостоятельны, чтобы вопрос о том, кому запрещать садиться в самолет, а кому нет, решать самим" – резюмирует Салищева.
В свою очередь, Александр Агеев не согласен с таким видом санкций, как ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве ИП. По его словам, в этом кроется коррупционная составляющая. "Я считаю, что нужно четко прописать, что если мы говорим о приостановлении деятельности, то она должна применяться в отношении конкретного цеха, на котором зафиксировано правонарушение, а не в целом в отношении юридического лица, которое мы можем обанкротить".
В целом, Законопроект представляет собой результат определенного компромисса двух рабочих групп, найти который по всем вопросам не удается до сих пор. Тем не менее, как отмечают парламентарии, завершается разработка проекта Особенной части нового КоАП РФ. А до конца апреля или сразу после майских праздников планируется завершить работу и над черновым вариантом процессуальной части.