Продолжается разработка проекта концепции программы социально-экономического развития малых городов РФ
В Минрегионе России состоялось очередное совещание по вопросу разработки проекта концепции федеральной целевой программы (далее – ФЦП) "Социально-экономическое развитие малых городов Российской Федерации на период до 2020 года". В нем приняли участие директора профильных департаментов министерства, представители заинтересованных организаций, экспертного и научного сообщества.
В ходе обсуждения разработчики проекта сообщили о доработке проекта концепции ФЦП по следующим направлениям: обеспечение дифференцированного подхода к программам развития малых городов различной численности и типа; учет перспектив развития малого города с точки зрения приоритетов развития страны в целом, соответствующего федерального округа, отрасли, региона, муниципального образования и т.д.; учет прогноза текущего, среднесрочного и долгосрочного развития РФ; опора на стратегии пространственного развития России (схемы расселения, схемы размещения производственных сил); проработка "инерционного" сценария развития малых городов; анализ опыта поддержки монопрофильных муниципальных образований.
В целях обеспечения дифференцированного подхода к программам развития малых городов в рамках программы предполагается осуществлять поддержку как "депрессивных", так и развивающихся (стабильных) городов.
Согласно проекту концепции программы для получения финансирования малые города должны представить соответствующие предлагаемому формату Программы комплексного развития (далее – ПКР), которые в дальнейшем будут проходить конкурсный отбор. ПКР определены комплексными программами социально-экономического развития малого города, охватывающими все сферы жизнедеятельности: от развития производительных сил до развития социальной сферы, и включающими программу инновационного развития, а также комплексный инвестиционный план.
Основные средства в рамках ФЦП планируется направить на реализацию типовых подпрограмм, исходя из типологии города:
- привлечение инвестиций и поддержка развития агропромышленного и промышленного комплексов;
- развитие малого и среднего бизнеса;
- модернизация ЖКХ и развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры;
- создание условий роста занятости;
- развитие туризма и рекреационного потенциала;
- создание индустриальных и технологических парков, развитие кластеров, городских агломераций;
- мероприятия для закрытых административно-территориальных образований;
- "управляемое сжатие".
Предполагается также, что ПКР должны содержать эффективные инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию малого города и создание дополнительных рабочих мест. При этом главным целевым индикатором определена минимизация затрат (или максимизация бюджетной эффективности).
Процесс отбора малых городов для оказания государственной поддержки предлагается разбить на две фазы: для первоочередного рассмотрения ПКР, представленных "сотней депрессивных" и "сотней развивающихся" городов; для выделения средств на ПКР, представленных остальными городами.
В ходе обсуждения секретарь Экспертного сообщества по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству Светлана Бачурина указала на необходимость и целесообразность учета и анализа при разработке концепции ФЦП положительных практик в сфере законодательного и организационно-методического обеспечения управления городской средой в целях формирования комфортной городской среды проживания в малых городах.
В свою очередь, глава Минрегиона России Игорь Слюняев отметил направления, по которым подготовленный документ должен быть доработан. В числе последних:
- учет и анализ конкурентных преимуществ каждого малого города и их специализаций (приграничные, казачьи, исторические города, технопарки и т.д.);
- анализ экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также транзитного потенциала малых городов;
- учет и анализ ресурсообеспеченности и качества управления ресурсами малых городов (в том числе земельная и имущественная обеспеченность, налоговый потенциал, промышленный потенциал);
- анализ влияния комплексных инвестиционных планов на качество жизни людей (включая доходы, состояние основных фондов, городской среды проживания, социологические показатели), уровень валового регионального продукта, доходов домашних хозяйств;
- системный подход к формированию проекта концепции ФЦП с учетом мероприятий, проводимых в рамках федеральных целевых программ, региональных целевых программ, степени влияния институтов развития и естественных монополий.
Также, по мнению министра, основным инструментом финансирования мероприятий в рамках проекта концепции ФЦП должен стать механизм грантовой поддержки.
Как сообщает пресс-служба Минрегиона России, в итоге совещания Департаменту инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов РФ Минрегиона России поручено доработать и представить Министру регионального развития РФ план мероприятий ("дорожную карту") по вопросу разработки концепции ФЦП "Социально-экономическое развитие малых городов Российской Федерации на период до 2020 года" с учетом необходимости обсуждения проекта концепции с представителями малых городов.