Законодательство о неналоговых платежах предлагают систематизировать
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагает создать "дорожную карту" по законодательному решению проблемы неналоговых платежей. Об этом на вчерашнем заседании комитета сообщил заместитель его председателя Вячеслав Новиков. Один из вопросов повестки заседания был посвящен реализации рекомендаций круглого стола на тему неналоговых платежей, проведенного 19 декабря 2013 года.
В настоящий момент комитетом создана рабочая группа, в задачи которой входит подготовка перечня платежей, имеющих признаки налогов и сборов с указанием нормативно-правовых актов, предусматривающих их взимание. Будет проведено специальное совещание по обсуждению этого перечня с участием представителей плательщиков, получателей платежей и уполномоченных органов государственной власти.
Рабочей группе поручено также разработать и опубликовать для обсуждения проекты федеральных законов об общих принципах установления и взимания неналоговых платежей, а также об изменениях в НК РФ и Бюджетный кодекс РФ в части их взимания.
Предлагаемые меры Вячеслав Новиков объясняет отсутствием систематизированности упомянутых выше сборов. Сенатор напомнил, что в нашей стране, помимо налогов, взимается более двух десятков разновидностей платежей за обеспечение публичных функций, таких как портовые и утилизационные сборы, сборы с производителей и импортеров звукозаписывающих устройств и т. п. Данные платежи имеют характерные черты налогов, однако они не обозначены в НК РФ, а упоминаются отраслевыми законами или введены актами Правительства РФ, министерств и ведомств. При этом достоверно оценить эффективность их взимания для государства и общества, а также их обременительность для налогоплательщиков, как считает сенатор, невозможно.
По мнению Вячеслава Новикова, неупорядоченность неналоговых сборов снижает инвестиционную привлекательность России, тормозит предпринимательскую активность и экономический рост. Поэтому особенности их взимания требуют законодательного урегулирования.
Напомним, в соответствии с ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи такого имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней);
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.