Новости и аналитика Новости Интервью заместителя министра финансов РФ Д. Панкина агентству "ПРАЙМ-ТАСС"

Интервью заместителя министра финансов РФ Д. Панкина агентству "ПРАЙМ-ТАСС"

Вопрос: Сохранится ли структура национальных фондов в своей валютной части и части вложения в инструменты на рынке?

Ответ: Да. Часть Фонда национального благосостояния мы перекомпоновали в депозиты в ВЭБе. Это стратегическое решение, что частично в условиях кризиса за счет ФНБ мы будем поддерживать национальную экономику. Раньше мы говорили, что стратегически этого нельзя сделать еще в 2007 г. Мы считаем это сейчас совершенно правильным. Наше решение показало, что в результате фонды сохранились в ликвидной форме, инвестированные в валюту. И сейчас в условиях сложной экономической ситуации мы смогли провести эту реструктуризацию и использовать эти сохраненные средства для того, чтобы дать дополнительный стимул экономике через депозиты в ВЭБе.

Соответственно у нас осталась часть ФНБ в валюте. Мы дальше эту часть не планируем изменять. Сейчас мы говорим об установившейся структуре ФНБ. Так примерно на 14 млрд долл средств ФНБ мы конвертировали, разместили на депозитах и использовали внутри страны. Осталось около 76 млрд долл в валютном исчислении, которые будут продолжать лежать. Это мы рассматриваем как будущие источники финансирования пенсионной системы. Пока никаких планов использования этих денег для того, чтобы их изымать для размещения внутри страны нет.

Что касается Резервного фонда, то он сейчас весь тратиться на покрытие бюджетного дефицита. То есть в этом году за счет него будет покрыто 8 проц ВВП бюджетного дефицита и мы планируем, что в следующем году, если у нас сохраниться бюджетный дефицит, он будет во многом покрыт за счет Резервного фонда.

Вопрос: Есть какой-то прогноз по исчерпанию Резервного фонда в 2010 г? Когда это точно может произойти?

Ответ: Фактически нам приходится каждые две недели делать новый расчет из-за нефтяных цен. Все достаточно волатильно. Изменение прогноза /цен на нефть/ на 10 долл ведут к кардинальному изменению во всей экономике по размерам дефицита. Такой прогноз очень сложно сейчас сделать.

Вопрос: Есть какие-то сценарии, что часть средств Резервного фонда может сохраниться и после 2010 г?

Ответ: При прогнозе /среднегодовой цены на нефть Urals/ в 50 долл за баррель у нас получалось, что Резервный фонд будет израсходован в 2010 г. Как его тратить - это уже другой вопрос. Можно тратить помесячно, можно большую часть потратить в первой половине года, а потом можно занять во второй половине года. Это не принципиально. Это скорее зависит от ситуации на рынке. Основной вопрос - какие будут нефтяные доходы и насколько необходимо быстро тратить Резервный фонд в 2010 г.

Вопрос: Внешэкономбанк вложил 167,16 млрд руб средств ФНБ на российском фондовом рынке.. При этом он приобрел около 3,68 проц акций Сбербанка России, а также около 4 проц акций "Норникеля". Какова стратегия выхода из этих активов?

Ответ: Структура инвестиций обсуждалась и согласовывалась с Минфином России, но не согласовывалось какие бумаги конкретно сегодня покупать. Это решение принималось ВЭбом. Но общая структура, какие бумаги входят в портфель - это согласовывалось с нами. Сейчас каких-то планов по какому-то выходу, то есть, что есть четкий график выхода - такого нет. Конечно ВЭБ может какие-то бумаги продавать, какие-то покупать, но определенного плана по выходу нет.

Вопрос: Какова же структура вложения этих средств?

Ответ: Большая часть средств вложена в акции, то есть примерно 70 проц. вложено в акции, меньшая часть вложена в облигации.

Вопрос: Обсуждался ли вопрос крупных инвестиций в акции российских компаний таких как Сбербанк и Норильский никель?

Ответ: Нет, мы обсуждали критерии бумаг, которые ВЭБ может покупать, какие принципы устанавливаются. А конкретно, что они будут покупать "Норильский никель", должны покупать, или Сбербанк. Нет, это не обсуждалось. Это они сами принимали решения. Это чисто экономические решения.

Вопрос: Внешэкономбанк заработал не менее 40 проц на вложении средств ФНБ на поддержку фондового рынка. В то же время за использование депозита он платит 7 проц годовых. Обсуждается ли вопрос о частичном изъятии этих средств пользу государства?

Ответ: На настоящий момент он заработал порядка 69 проц. Обсуждается вопрос сейчас. Изначально обсуждался вопрос, что ставка депозита будет индексироваться по курсам бумаг. Будем смотреть.

Мы можем рассматривать эти средства как ресурс для докапитализации ВЭБа. Сейчас принимаются решения докапитализировать ВЭБ в общей сумме на 130 млрд руб. Можно эти средства направить на докапитализацию. Можно рассматривать и другие варианты. Окончательного решения еще нет.

Вопрос: Когда оно может быть принято?

Ответ: Мы должны в июле, я думаю, определиться по этому вопросу.

Вопрос: Каковы сейчас объемы внешних заимствований, которые предусматриваются в проекте федерального бюджета на 2010 г и далее?

Ответ: Никаких решений нет пока. Мы говорим только о возможности, то есть мы говорим о том, чтобы поставить в бюджет какие-то суммы. Пока ориентиры, что это до 7 млрд долл на 2010 г, до 10 млрд долл на 2011 г. Конечно, говорить о каких-то четких планах выхода на внешний рынок, что есть четкий план выхода на рынок, объем заимствований, нельзя. Мы сейчас даже не можем сказать про 2010 г - будем ли мы выходить или не будем, с какой суммой. Тем более говорить про 2011 г довольно сложно.

Рабочая цифра на 2010 г - это до 7 млрд долл.

Вопрос: Какова структура возможных заимствований? Говорилось о том, что мы можем заимствовать не только на рынке еврооблигаций, но и у Всемирного банка, например.

Ответ: Пока это все достаточно сыро. О конкретных видах заимствований, формах заимствований, говорить совершенно рано. Какие-то переговоры идут, но это на уровне проработки гипотетических возможностей. Ничего конкретного еще нет.

Это могут быть и синдицированные кредиты, могут быть кредиты от международных финансовых институтов, международные банки и ЕБРР можно привлечь. Конкретики никакой пока. Все настолько сыро. Мы не можем говорить ни о размерах, ни о формах.

Вопрос: Недавно состоялись переговоры с Исландией о возможном предоставлении кредита этой стране. В ходе этих переговоров исландская сторона должна была предоставить данные о состоянии своей экономики и перспективах ее развития. Удовлетворены ли вы представленными материалами? Можно ли говорить о каком-то движении вперед в направлении предоставления средств?

Ответ: Информация была представлена. Мы видим, что ситуация там не ухудшилась, чем было в прошлом году. Ситуация стабилизировалась. Какие-то решения приняты. Сказать, что все, что все вопросы решены тоже нельзя. До сих пор не совсем ясно какие обязательства банковского сектора возьмет на себя государство, не совсем финализированы переговоры с Международным валютным фондом по кредитам, которые должны быть предоставлены. На завершающей стадии находятся переговоры с Великобританией и Голландией по тем внешним обязательствам банков, которые возьмет на себя государство /Исландия/. Движение есть, но окончательная позиция по многим пунктам не достигнута.

Новое то, что они говорят, что какой-то срочности в решении России о предоставлении кредита нет. Скорее говорится о необходимости долгосрочного решения, что, может быть, в 2010 году могут быть представлены какие-то ресурсы. Сейчас мы проанализируем всю информацию, подготовим доклад в Правительство и будем какие-то решения принимать.

Вопрос: То есть в 2009 г предоставление кредита Исландии может и не состояться?

Ответ: Доклад мы еще не подготовили. Сейчас мы говорим о цифре до 500 млн долл. Пока решение еще не принято.

Вопрос: Могли ли бы вы прояснить ситуацию с кредитом Украине на 5 млрд долл. Продолжаются ли переговоры по этому вопросу?

Ответ: В настоящее время решения о предоставление кредита не принято. Это не означает, что переговоры кончились, и мы вообще никогда Украину кредитовать не будем. Продолжаем смотреть какие-то варианты. Сейчас мы смотрим, можем ли мы с кем-то вместе участвовать в кредитовании. Это могут быть другие страны, какие-то международные финансовые институты.

Вопрос: Ведутся ли переговоры по-прежнему об объеме в 5 млрд долл со стороны России?

Ответ: Никогда речи о жесткой сумме не велось. Важен принципиальный вопрос - есть возможность кредитования или нет. Если не отвечать на этот вопрос, то говорить дальше о цифрах бессмысленно.

Вопрос: На что натолкнулось на данный момент решение о том, что такой кредит мы в настоящий момент выдать не можем?

Ответ: Для нас, прежде всего, стоит вопрос макроэкономики. Когда Министерство финансов РФ делает свой анализ, мы видим, что существуют большие макроэкономические риски, неопределенность экономического развития. Это прежде всего. Украинское правительство ограничено в возможности привлекать внешнее финансирование, так как МВФ ставит условием кредитования ограничение размера бюджетного дефицита. Если говорить о возможности кредитования НАК "Нафтогаз", то там баланс очень сложный и его сложно кредитовать. Нет понимания, как эти средства могут быть возвращены, за счет каких источников. Для нас, прежде всего, много вопросов по макроэкономической ситуации на Украине. Нет четкого понимания по механизму возврата этих 5 млрд долл.

Вопрос: На какой сейчас стадии находятся переговоры по предоставлению транша кредита Белоруссии в 500 млн долл? Говорилось о том, что такой кредит может быть предоставлен в рублях? С другой стороны Белоруссия хочет получить данный кредит в долларах.

Ответ: Пока все находится в переговорном процессе. Решения о выдаче нет, об отказе тоже нет. Ситуация достаточно подвешенная.

Изначально Белоруссия говорила о предоставлении кредита в 100 млрд руб, чтобы перейти на рублевые расчеты между нашими странами. То есть рубль может стать расчетной валютой. Мы проанализировали ситуацию, и говорим, что это не связанные вещи. Ничто не мешает нам торговать в рублях, так как большая часть российских товаров, около 80 проц, покупается за рубли. То есть никаких проблем с внедрением в расчеты рубля нет. Необходимо лишь снять ряд ограничений для белорусских предприятий в открытии счетов в российских рублях. Никакой проблемы в переходе на рублевые расчеты нет.

Вопрос кредита совершенно другой. Он связан с макроэкономикой Белоруссии, состоянием ее платежного баланса, задолженности. Нас беспокоит увеличение дефицита платежного баланса, что Белоруссия набирает долги и внутреннее стимулирование экономики, наращивание инвестиционных расходов внутри экономики, высокий уровень потребительских расходов финансируется за счет внешних займов. Идет искусственная накачка экономики за счет внешних займов. Здесь мы не видим источников возврата, мы не видим реструктуризации экономики, не видим реальных путей сокращения дефицита платежного баланса. Необходимо проводить внутренние меры, направленные на сокращение импорта и увеличение экспорта. Это означает сокращение потребления, что является социально непопулярными мерами. Но они нужны. Иначе экономика не сможет быть сбалансированной. Нам говорят - давайте новые деньги.

Пока переговоры идут и конкретных сроков их окончания не установлено.