Субсидии на выполнение задания: что проверят ревизоры?
© olegdudko / Фотобанк 123RF.com |
Контроль со стороны органа-учредителя за деятельностью подведомственных бюджетных и автономных учреждений необходим в целях обеспечения эффективности использования ими имущества денежных средств, в том числе и тех, которыми учреждения распоряжаются самостоятельно. Обязательность осуществления такого контроля обусловлена тем, что создаются государственные и муниципальные учреждения прежде всего в целях реализации публично-значимых функций. А наличие у учреждений права на распоряжение теми или иными активами не прекращает право публичной собственности на такие активы, что указывает на необходимость их использования в целях удовлетворения публичных интересов (Приказ Минфина России от 10 декабря 2024 г. № 547).
Порядок контроля учредителя определяется на уровне публично-правового образования. Однако не следует забывать, что орган-учредитель является главным распорядителем бюджетных средств, к числу обязанностей которого относится обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Это означает, что ответственность за использование подведомственными учреждениями предоставленных их субсидий несет и орган-учредитель. А недостатки, которые орган-учредитель способен выявить в рамках контроля за использованием учреждениями субсидий, впоследствии помогут избежать претензий со стороны органов финконтроля прежде всего в его адрес. Об этом свидетельствуют положения Методрекомендаций, которые разработаны Минфином России в целях обеспечения единого подхода к проведению органами внутреннего государственного / муниципального финансового контроля проверок предоставления и / или использования субсидий на задание (ГМЗ).
Так, именно орган-учредитель несет ответственность за содержание учредительных документов подведомственных им учреждений, то есть за их соответствие осуществляемым видам деятельности Учреждения, а также законодательству. К полномочиям учредителя относится определение прогнозируемой потребности в соответствующей государственной / муниципальной услуге / работе в целях доведения задания, а также соответствие ГМЗ показателям фактического выполнения учреждением ГМЗ в отчетном и текущем финансовых годах. Не исключены претензии и существенного превышения нормативов (более чем в 2 раза), а также фактических и кассовых расходов на единицу государственной / муниципальной услуги / работы. Учреждением по сравнению со средним значением указанных показателей по учреждениям, подведомственным одному учредителю и оказывающим одни и те же услуги / выполняющим работы.
Перечень требований, на предмет соблюдения которых органами финконтроля проводится проверка непосредственно в БУ и АУ, также определен Методрекомендациями. Нарушения, содержащиеся в акте, могут выражаться в:
- расходовании средств субсидий на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с выполнением ГМЗ;
- несоблюдении порядка, условий использования средств субсидии, определенных Соглашением, в части недостижения установленных показателей, характеризующих качество и / или объем государственной / муниципальной услуги / работы, а также включение в отчетность о выполнении ГМЗ недостоверных показателей, а также несвоевременно представление такой отчетности;
- невыполнении требования о ведении раздельного бухгалтерского учета фактов финансово-хозяйственной жизни по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги / выполняемой работы;
- сокрытии учреждением отклонений плановых и фактических показателей, характеризующих качество и / или объем государственной / муниципальной услуги / работы;
- нарушении порядка установления предельных цен / тарифов на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе.