Новости и аналитика Новости Минздрав России выпустил методичку по инклюзивному образованию в вузах

Минздрав России выпустил методичку по инклюзивному образованию в вузах

Минздрав России выпустил методичку по инклюзивному образованию в вузах
© Elnur / Фотобанк 123RF.com

Минздрав представил Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в вузах (письмо Минздрава России от 11 октября 2024 г. № 16-1/5549).

Начинать работу с такими студентами рекомендуется еще на этапе их довузовской подготовки, поскольку выпускники школ с инвалидностью и ОВЗ зачастую не готовы к обучению в вузах – из-за недостатков базовой подготовки и в связи с тем, что обучение в вузе кардинально отличается от школьного.

Отдельная глава рекомендаций посвящена приемной кампании в вузах – в частности, Минздрав напоминает, что абитуриенту с инвалидностью или ОВЗ не может быть отказано в приеме на основании того, что в вузе отсутствуют специальные условия для получения образования, или на основании того, что в ИПРА абитуриента не указаны конкретные образовательные организации или конкретные специальности (направления подготовки). Сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью на данном этапе включает информирование о реализуемых образовательных программах, помощь в подборе направления подготовки и подаче документов, предоставление специальных условий, включая услуги переводчика русского жестового языка, тифлосурдопереводчика, тифлокомментатора, ассистента и др. В ходе приемной кампании рекомендуется вести учет и сопровождение лиц с инвалидностью, поступающих как по особой квоте, так и по общему конкурсу или на договорной основе, независимо от формы обучения.

При прохождении поступающими с инвалидностью внутривузовских вступительных испытаний, вуз должен создать специальные условия, включающие в себя: обеспечение беспрепятственного доступа и пребывания поступающих с инвалидностью и ОВЗ в аудиториях, туалетных и других помещениях (при очном проведении вступительных испытаний); возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно); возможность использовать технические средства; помощь ассистента; увеличение продолжительности вступительных испытаний. В задачи ассистента входит оказание технической помощи абитуриенту: зачитывание заданий, ввод и оформление ответов на задания, оказание помощи в общении с преподавателями и др. При проведении дистанционных вступительных испытаний в функции ассистента может входить дополнительная помощь: запуск необходимого программного обеспечения, контроль за работой программного обеспечения, отправка выполненных заданий. Продолжительность вступительного испытания для этой категории абитуриентов при необходимости увеличивается по решению вуза, но не более чем на 1,5 часа. Ответы на задания вступительных испытаний поступающий с инвалидностью и ОВЗ может давать удобным для себя способом: на компьютере; устно; письменно; письменно шрифтом Брайля; с использованием услуг ассистента, оказывающего техническую помощь; при необходимости, с использованием услуги по переводу РЖЯ, тифлокомментированию, тифлосурдопереводу.

Рекомендации также подробно рассматривают вопросы:

  • по сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ,
  • по содействию в трудоустройстве и постдипломному сопровождению своих выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
  • по комплексному сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ,
  • по кадровому обеспечению вуза в связи с обучением лиц с инвалидностью и ОВЗ,
  • по материально-техническому обеспечению образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ.

Документы по теме:

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 октября 2024 г. № 16-1/5549 О направлении методических рекомендаций по организации инклюзивного образования для образовательных организаций высшего образования РФ

Читайте также: