Новости и аналитика Новости КС РФ не стал принимать жалобу на неоплату сверхобъемной медпомощи по ОМС

КС РФ не стал принимать жалобу на неоплату сверхобъемной медпомощи по ОМС

КС РФ не стал принимать жалобу на неоплату сверхобъемной медпомощи по ОМС
© lenetstan / Фотобанк 123RF.com

Диагностический центр безуспешно пытался добиться оплаты из средств ОМС медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам сверх тех объемов, которые были распределены решением территориальной комиссии (ранее мы рассказывали об одном из целой череды судебных дел).

Затем он обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на конституционность ряда норм Закона об ОМС и ч. 1 ст. 11 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ (о запрете отказа в оказании медпомощи в соответствии с ПГГ и запрете взимать плату за ее оказание медорганизацией, участвующей в реализации ПГГ). По мнению диагностического центра, спорные нормы – по смыслу, приданному им правоприменительной практикой, –противоречат ряду статей Конституции РФ, поскольку (Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2024 г. № 2447-О):

  • обязывают медорганизацию, работающую в сфере ОМС, оказывать не подлежащую отсрочке медицинскую помощь бесплатно всем застрахованным лицам, имеющим выданное в установленном порядке направление на получение соответствующего вида медпомощи в данной медорганизации,
  • но при этом допускают отказ в оплате фактически оказанной медпомощи в случае превышения медорганизацией объемов предоставления медпомощи за счет средств ОМС, утвержденных комиссией по разработке ТП ОМС, хотя медорганизация при этом не вправе ни отсрочить оказание медпомощи путем установления очередности, ни перенести сроки ее оказания на следующий год.
  • Однако Конституционный Суд РФ отказался принимать жалобу к рассмотрению:
  • Конституция РФ (ст. 41) гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
  • данная конституционная гарантия поддерживается нормами федерального законодательства об ОМС,
  • одна из таких норм – которая обеспечивает не только строго целевое использование средств ОМС, но и учет прав и интересов его участников, – запрещает оплачивать объем медицинской помощи, оказанной сверх объема, установленного для медорганизации решением комиссии по ТП ОМС (ч. 1 ст. 39),
  • данный запрет направлен на устойчивость системы ОМС,
  • этот запрет вкупе с другими, в том числе спорными, нормами (о праве граждан получать в рамках программ ОМС бесплатную медицинскую помощь надлежащего качества и в необходимом объеме, а также о принципах работы частных медорганизаций в системе ОМС) – обеспечивают свободу предпринимательства в медицине, поскольку не допускают непропорционального вмешательства государства в свободное осуществление экономической деятельности и не предусматривают принудительного для частных медорганизаций осуществления деятельности в сфере ОМС, а, напротив, соответствуют конституционному принципу свободы договора, предполагающему связанность лица добровольно принятыми на себя обязательствами,
  • кроме того, оспариваемое регулирование не исключает возможности перераспределения между медорганизациями установленных объемов предоставления медпомощи, а также предоставления СМО недостающих для оплаты медпомощи средств из НСЗ ТФОМС. А значит, оспариваемые нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Отметим, что это не первый отказ Конституционного Суда в принятии подобной жалобы (такой же отказ имел место в 2022 году). Между тем в профессиональном сообществе все громче раздаются голоса о том, что свобода договора для частной медорганизации, работающей в сфере ОМС, в действительности очень сильно ограничена –заявку на участие в системе ОМС на следующий она подает до конца лета предыдущего года, а узнает об объеме (и, главное, стоимости выделенной ей медпомощи) только в начале следующего года, поэтому, даже если установленные для нее тарифы являются убыточными, –"выйти" из системы ОМС она уже не может.

Между тем, проблемы недофинансирования медицины (в том числе в части оказанной и неоплаченной из ОМС медпомощи) уже замечены на уровне Правительства РФ. В частности, предложенный проект Программы госгарантий бесплатной медпомощи на 2025 года предусматривает возможность оплаты сверхнормативной медпомощи за счет средств НСЗ ТФОМС (мы уже писали об этом).

Документы по теме:

Конституция Российской Федерации

Читайте также: