Новости и аналитика Новости Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 27 марта 2009

Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 27 марта 2009

Председатель Совета Федерации, представитель в СФ от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С. Миронов: "Сегодня надо в первую очередь обеспечить эффективную ротацию губернаторского корпуса".

Во-первых, определение срока полномочий глав субъектов федерации - это прерогатива региональных законодательных собраний, поэтому тут не может быть какого-то общего шаблона.

Во-вторых, вопрос сегодня состоит не в том, чтобы продлевать полномочия губернаторов, а в том, чтобы обеспечить эффективную ротацию губернаторского корпуса. Сам инициатор увеличения срока губернаторских полномочий является яркой иллюстрацией остроты этой проблемы. Он ссылается на то, что увеличился срок полномочий президента, и новый президент должен приводить за собой новую команду, для чего нужно синхронизировать сроки полномочий. Но ведь сам-то он работает уже при третьем президенте. И до сих пор не последовал примеру Б. Ельцина и В.Путина, которые, один досрочно, а другой в положенное время, уступили должность своим преемникам.

Может быть, для каких-то регионов четыре года для губернатора - действительно маловато, но 18 лет - это в любом случае недопустимо много. Когда человек прикипает к своему креслу, не в силах с ним расстаться, страдают и дело, и, в конце концов, он сам. Потому что излишняя привязанность к руководящей должности неизбежно обесценивает в глазах граждан прошлые заслуги ее обладателя.

Заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Нижегородской области Л. Белов: "Предложение Росселя не заслуживает ни внимания, ни обсуждения".

Пять лет - это хороший срок для губернатора. Но поскольку главным критерием оценки его работы должно быть не время, а эффективность, то для некоторых пятилетний срок может сократиться до полутора-двух лет. К сожалению. в России еще остались кое-где главы регионов, которые заслуживают досрочного снятия с должности.

Предложенный президентом порядок ротации руководителей высшего эшелона власти может быть использован и как полное обновление кадров, и как перемещение их по горизонтали. Если его рассматривать применительно к губернаторам, то почему бы нам не пойти по схеме "губерния на губернию". Например, некий губернатор поднял свой регион, отладил все механизмы его управления, так давайте через один или максимум два срока его полномочий переместим такого эффективно губернатора в отстающую область, пусть он постарается воскресить и ее, вдруг получится.

Что же касается критериев оценки деятельности глав регионов, от которых зависит период пребывания губернатора на посту, то они уже давно определены президентом, их около полусотни. Но главный из них - это социально-экономическое развитие региона в целом.

Заместитель председателя Комитета СФ по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Республики Калмыкия М. Капура: "Логика  Росселя непонятна, зато ясна цель - поработать подольше".

Логика предложения Росселя мне абсолютно непонятна, зато ясна цель - поработать подольше. Нынешний срок пребывания у власти губернаторов проверен длительным временем и, по-моему, себя оправдывает.

Как показывает практика, уже на исходе второго года пребывания руководителя области на своем посту становится ясно, каков прок от его губернаторской деятельности. И если в его хозяйстве все хорошо, т.е. растут социально-экономические показатели, низкий уровень безработицы, молодежи есть чем заняться, население в целом спокойно, то его вполне можно и даже нужно оставлять на второй срок.

Заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от Курганской областной Думы С. Лисовский: "Баллы своим руководителям будет выставлять народ".

Я не вижу связи между сроками президентских полномочий и губернаторских. Это разные вещи. Кроме того, не стоит менять новую и пока не устоявшуюся систему.

Критерии оценки деятельности глав регионов уже существуют, однако мне пока не довелось слышать о таком подходе. Главное, на мой взгляд, - это выборность губернаторов, а не их назначение. При таком порядке баллы своим руководителям будет выставлять народ, их избиратели. И тогда эффективность их работы будет видна значительно раньше.

Председатель Комиссии СФ по естественным монополиям, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Белгородской области Н. Рыжков: "В России на федеральном уровне не определен срок полномочий губернаторов".

Во-первых, в России нет закона, где был бы прописан срок полномочий губернаторов. Его определяют заксобрания в регионах. Во-вторых, у нас нет положения и о том, что все губернаторы назначаются в один день с избранным президентом. Если бы мы жили по таким правилам, то приравнивание срока полномочий глав регионов к президентскому было бы понятным и, наверное, даже необходимым. Тогда можно было бы говорить об одной президентско-губернаторской команде, избранной на один срок. В нынешних условиях это бессмысленно.

Критерии оценки деятельности губернаторов известны. Еще Владимир Путин, будучи президентом, изложил их в 43 пунктах. Мне больше добавить нечего. Но главный из них, конечно, - это динамика социально-экономического развития региона.