За что могут оштрафовать должностное лицо органа-учредителя при предоставлении субсидий на ремонт помещений?
© kav777 / Фотобанк Фотодженика |
Предоставление субсидий на иные цели подведомственному бюджетному учреждению - вполне заурядная ситуация. В нашем примере такая субсидия предоставляется в целях ремонта помещений в здании. За что в такой ситуации по ст. 15.14 КоАП РФ могут оштрафовать должностное лицо органа-учредителя? Формально порядок предоставления субсидии на иные цели органом местной администрацией соблюден...
Суть нарушения в том, что подлежащие ремонту помещения не используются непосредственно в образовательной деятельности: их занимает непосредственно сам орган-учредитель, а средства в бюджете предусмотрены на мероприятие "Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений".
Но в подобной ситуации возникает еще один вопрос: насколько корректно выбран способ финансового обеспечения расходов в данной ситуации? Дело в том, что решение о предоставлении субсидии бюджетному учреждению в подобной ситуации не в полной мере соответствует положениям антимонопольного законодательства РФ. Расходы в целях обеспечения деятельности органа местной администрации должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства о закупках. К числу таких расходов относятся расходы на содержание и эксплуатацию имущества, находящегося в муниципальной собственности (постановление Пятого ААС от 6 июля 2023 г. № 05АП-2838/23). Предоставление субсидий бюджетным учреждениям осуществляется в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг / работ, которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд. Подобное правило в полной мере распространяется и на решения о предоставлении субсидии на иные цели (Постановление Пятого ААС от 6 июля 2023 г. № 05АП-2838/23).
Именно поэтому для осуществления расходов, связанных с ремонтом, строительством и реконструкцией находящегося в государственной / муниципальной собственности, принимаются решения о создании казенных учреждений. Причем следует понимать, что в данном случае речь идет о создании казенного учреждения для исполнения государственных / муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов госвласти или местного самоуправления. Подобный подход в полной мере соответствует требованиям законодательства. И вот почему.
Оказание государственных / муниципальных услуг может быть поручено учреждению любого типа. Но вот исполнение функций органов власти и местного самоуправления - исключительно казенным учреждениям. Соответственно, решение о создании бюджетных и автономных учреждений будет соответствовать всем требованиям законодательства РФ, если учредитель поручает ему оказывать государственные / муниципальные услуги либо выполнять государственные / муниципальные работы в рамках его основной деятельности в определенной отрасли - образование, медицина и социальное обеспечение населения (Постановление АС Дальневосточного округа от 16 октября 2023 г. № Ф03-4647/23).
Региональным и муниципальным АУ и БУ может быть поручено выполнение услуг / работ, которые не включены в общероссийский базовый / отраслевой перечень / классификатор государственных и муниципальных услуг, но при условии, что соответствующие работы / услуги содержатся в региональном перечне / классификаторе государственных / муниципальных услуг и работ. Однако принимая решение о включении в указанный перечень услуг и работ, не включенных в базовый / общероссийский перечень госуслуг, учредитель должен учитывать ограничения, предусмотренные нормами Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции (Постановление Московского райсуда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 декабря 2023 г. по делу № 5-454/2023).
Следите за нашей новостной лентой - в ближайшее время мы более подробно об этом расскажем.