Новости и аналитика Новости Суд признал обязательным для исполнения предостережение, выданное УК органом жилнадзора

Суд признал обязательным для исполнения предостережение, выданное УК органом жилнадзора

Суд признал обязательным для исполнения предостережение, выданное УК органом жилнадзора
© stockgiu / Фотобанк Фотодженика

Четвертый КСОЮ признал обязательность исполнения предостережения, выданного органом жилнадзора (проводит внеплановые КНМ в рамках лицензионного контроля) в адрес УК, управляющей МКД. При этом с иском об исполнении предостережения ОГЖН обратился не сам надзорный орган, объявивший предостережение, а орган местного самоуправления.

Напомним, что Закон о госконтроле относит предостережение к видам профилактических мероприятий и нигде не устанавливает обязательности его исполнения, по своей сути предостережение выдается в момент, когда либо нарушения обязательных требований еще нет, либо оно не создает угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Позиция о том, что предостережение не может обязывать его адресата выполнить те или иные действия, поддержана судебной практикой (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 12 сентября 2022 г. № Ф03-4062/22), суды даже признают предостережение незаконным, если оно "фактически предлагает принять меры по устранению нарушения, а не по обеспечению соблюдения обязательных требований" (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19 января 2024 г. № Ф02-7271/23). Ответственности за неисполнение предостережения в законодательстве РФ также не установлено (Определение СК по гражданским делам Четвертого КСОЮ от 05 декабря 2023 г. по делу № 8Г-31320/2023).

Указывая на обязанность УК исполнить указания, зафиксированные в предостережении (с одновременным установлением астрента в пользу ОМСУ в размере 10 000 рублей за каждый день просрочки) суд отметил следующее:

  • оказывается, предостережение было выдано по факту установленного нарушения обязательных требований (отсутствие обустроенной площадки для сбора ТКО, соответствующей санитарным нормам);
  • в связи с чем УК было объявлено предостережение с предложением организовать место первичного сбора ТКО со сроком его исполнения;
  • требования, содержащиеся в выданном предостережении, УК не исполнены,
  • при этом ответчик является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными требованиями законодательства,
  • в связи с чем заявленные истцом требования являются обоснованными и их следует удовлетворить.

Отметим, что указанный судебный акт не только неожиданным образом толкует нормы законодательства РФ о характере предостережения, но и противоречит практике Верховного Суда РФ по основному вопросу, из-за которого УК объявлено предостережение - об обустройстве контейнерной площадки для накопления ТКО. Дело в том, что при рассмотрении дела УК заявляла доводы о том, что на придомовом участке в силу его мизерного размера невозможна организация мусорной площадки, соответствующей требованиям санитарного законодательства (данные доводы упомянуты, но не были предметом рассмотрения суда). Однако в таком случае площадка должна быть организована на ином участке, а если подходящий участок находится в муниципальной собственности, то обязанность организовать место сбора ТКО лежит на муниципалитете (истце по настоящему делу) - соответствующая правовая позиция сформулирована Верховным Судом РФ в п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО (утв. Президиумом ВС РФ 13 декабря 2023 г.), а также определениях СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2023 г. № 301-ЭС23-14417 и N 301-ЭС23-14328.

Документы по теме:

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Читайте также: