Выступление С. Миронова. 12 января 2009
Глава верхней палаты российского парламента отметил, что сессия проходит в непростой обстановке, которая свидетельствует о качественно новом уровне взаимозависимости всех стран и регионов планеты. Одним из ярких примеров негативных тенденций в развитии мировой цивилизации, по его словам, является глобальный финансово-экономический кризис. Естественно, что он непосредственно затронул и Азиатско-Тихоокеанский регион, сказал С.Миронов.
"Следует учитывать, что в АТР сохраняется и целый ряд угроз в области безопасности. Я имею в виду неурегулированность региональных конфликтов, взаимные территориальные претензии и пограничные споры, возможность распространения оружия массового уничтожения, терроризм, сепаратизм, религиозный экстремизм, морское пиратство и многие другие, - заявил Председатель Совета Федерации. - Хотел бы особо отметить, что подобное сочетание финансово-экономических и военно-политических вызовов представляет новую и достаточно серьезную опасность для мира и стабильности не только в АТР, но и на глобальном уровне". Он подчеркнул очевидность того, что только коллективные усилия всех стран способны вывести из кризиса, решить острейшие проблемы мирового и регионального развития.
События последних месяцев самым жёстким образом перевели понятия глобализации и взаимозависимости из теоретической в практическую плоскость, продолжал С. Миронов. По его словам, после того как локальные проблемы неожиданно вылились в глобальный кризис, грозящий серьезными экономическими и политическими последствиями, выход из кризиса перестал быть частным делом той страны, где он был порожден.
Возникает острая необходимость формирования новых экономических механизмов и "правил игры", сказал глава верхней палаты Федерального Собрания России. Становится все более очевидным, отметил он, что реальный масштаб проблем, с которыми столкнулись практически все развитые страны, намного больше, чем предполагалось ранее. Требуются чрезвычайные меры, чтобы не допустить перерастания отраслевых или национальных проблем в масштабный системный кризис, подчеркнул С. Миронов.
Совершенно ясно, отметил оратор, что нынешняя система международных финансовых регуляторов оказалась не готова к новым вызовам, что, по его словам, свидетельствует об исчерпанности ряда принципов послевоенного экономического мироустройства. Сейчас нужны не менее мощные идеи, чем десятилетия назад, когда формировалась ныне действующая международная финансовая архитектура, требуется качественно новый уровень координации международных усилий по противодействию рискам и дальнейшему разрастанию кризиса, констатировал Председатель Совета Федерации. Он напомнил, что именно эти проблемы были в центре внимания заседания «группы двадцати», которое прошло в середине ноября минувшего года в Вашингтоне - там были сформулированы пять принципов преодоления мирового финансового кризиса, определена стратегия борьбы. Она предусматривает усиление регулирования, обеспечение честной работы на финансовых рынках, повышение прозрачности и подотчётности, укрепление и реформирование международных финансовых институтов, сотрудничество между странами, заявил С.Миронов. По его словам, итоговый документ вашингтонского саммита содержит и российские предложения. "Позиция России в этом вопросе сводится к необходимости серьёзных реформ международных финансовых институтов с учетом новой расстановки сил на мировой арене, то есть с обязательным участием развивающихся стран, в том числе стран АТЭС", - сказал докладчик.
Он остановился на некоторых соображениях российской стороны, которые были высказаны на прошедшем около двух месяцев назад совещании.
"Первое: принципы реформирования международных институтов регулирования надо зафиксировать в формате международных соглашений. Необходимо определить роли глобальных и региональных институтов регулирования, а также механизмы их взаимодействия.
Второе: важно создать компетентные международные арбитражные институты.
Третье: системообразующие страны должны придерживаться общих требований в сфере макроэкономической политики. Особо это касается стран-эмитентов резервных валют.
Четвёртое: необходимо управлять рисками на принципах максимальной прозрачности. Стержнем реформирования должна стать гармонизация существующих национальных и региональных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, оценки финансовой устойчивости и рисков".
Как подчеркнул Председатель верхней палаты российского парламента, наша страна считает необходимым создание международной комиссии авторитетных, независимых экспертов, которые должны будут выработать механизмы регулирования глобальной финансовой системы.
Мировому сообществу очень важно оказывать финансовую помощь беднейшим странам мира, наиболее пострадавшим от кризиса. МВФ и другие международные организации должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для такой поддержки, продолжал С.Миронов. Россия, со своей стороны, также демонстрирует готовность оказывать кредитную помощь другим странам.
Он проинформировал зарубежных коллег о принимаемых Российской Федерацией антикризисных мерах. "Парламентом России в оперативном порядке был принят пакет антикризисных законов, направленных на поддержание ликвидности российской банковской системы и расширение возможности кредитования реального сектора экономики, поддержку населения". По его словам, масштабы предпринимаемых страной сейчас усилий соизмеримы с масштабами мер, принимаемых в других государствах. Как сообщил Председатель Совета Федерации, Российское государство направило на борьбу с кризисом беспрецедентные средства - около 10 процентов ВВП.
С. Миронов остановился на некоторых вопросах развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Он, в частности, отметил, что наряду с необходимостью решения проблем минимизации последствий глобального финансового кризиса, обеспечения энергетической и продовольственной безопасности весьма актуальными представляются и такие проблемы, как изменение климата, обеспечение безопасности торговли, повышение социальной ответственности работодателей и целый ряд других тем.
"Мы считаем очень важным, чтобы антикризисные меры, принимаемые отдельными странами на национальном уровне, подкреплялись эффективным взаимодействием на международных площадках самого различного формата. Только тогда мы сможем на практике подойти к решению стратегической задачи формирования многополярной международной финансово-экономической системы", - заявил С. Миронов. Он проинформировал участников сессии АТПФ о намерении России провести в октябре 2009 года Московский инвестиционный форум, на котором будут представлены инвестиционные проекты практически всех субъектов Федерации. Председатель Совета Федерации выразил уверенность, что форум станет эффективной площадкой для установления контактов представителей деловых кругов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и России.
Остановившись на вопросах обеспечения законодательной поддержки усилиям государств АТР по преодолению последствий мирового финансового кризиса, С. Миронов заметил, что это требует согласованных действий парламентариев региона. Именно поэтому, подчеркнул он, сейчас возрастает роль АТПФ как ведущей структуры межпарламентского взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
"На всех форумах АТПФ российская делегация стремилась вносить весомый и конкретный вклад в их работу, - заявил Председатель Совета Федерации. - В этом смысле 17-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума не является исключением. На рассмотрение сессии российской делегацией внесены проекты резолюций "Преодоление последствий глобального финансового кризиса", "Политическая, продовольственная и энергетическая безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе" и "Достижение целей в социальном измерении и борьба с коррупцией". Как подчеркнул глава верхней палаты российского парламента, в этих документах содержится принципиально важная поддержка решениям по вопросам финансовых рынков и глобальной экономики, которые были достигнуты руководителями стран-участниц «группы двадцати» на ноябрьской встрече в Вашингтоне и лидерами стран АТЭС на встрече в Лиме в ноябре минувшего года.
"По нашему мнению, - продолжал С. Миронов, - актуальное значение в современной ситуации приобретает тема защиты экономической, торговой, инвестиционной и финансовой систем региона от международной преступности, а также противодействие отмыванию денег при ведении торговли. В условиях кризиса, - добавил оратор, - мы считаем целесообразным обратить особое внимание ещё на два ключевых сегмента экономики АТР - увеличение объемов поставок продовольственных и сельскохозяйственных продуктов и обеспечение энергетических потребностей региона за счёт развития открытых энергетических рынков".
Неотъемлемым элементом поддержания мира и стабильности в АТР, особенно в условиях кризиса, сказал Председатель Совета Федерации, является социальное измерение. По его словам, корпоративная социальная ответственность наравне с торговлей и инвестициями будет содействовать экономическому росту, конкурентоспособности и устойчивому развитию.
Глава верхней палаты Федерального Собрания России отметил необходимость улучшения координации усилий в противодействии коррупции. "Преступный сговор криминальных структур и коррумпированных должностных лиц в любой стране культивирует безнаказанность и финансовую эксплуатацию легитимной экономики, - заметил он. - И, таким образом, только усугубляет кризисные явления".
В заключение С. Миронов подчеркнул, что Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромными возможностями для преодоления нынешних негативных тенденций в финансово-экономической сфере. Они, по его словам, заключаются не только в богатейших экономических ресурсах региона, но в немалой степени определяются его культурно-цивилизационным многообразием, богатейшим человеческим потенциалом. Председатель Совета Федерации выразил убежденность в том, что каждая страна региона может вносить уникальный вклад в общие усилия мирового сообщества по скорейшему выходу из финансово-экономического кризиса.