КС РФ: Несовершеннолетние должны быть признаны потерпевшими по делам об их вовлечении в преступления любым способом
© jrp_studio / Фотобанк Фотодженика |
В КС РФ обратилась З., осужденная за покушение на распространение наркотиков (п. "г." ч. 4 ст. 228.1 УК РФ). Она приобрела 44 свертка с наркотиками и попыталась сбыть их через тайники-закладки. На момент совершения преступления девушке было 17 лет. Впоследствии был вынесен обвинительный приговор, ее осудили к трем годам лишения свободы.
Одновременно с этим было возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Б,, обвиняемого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления по ч. 4 ст. 150 УК РФ. Он установил на телефон З. мобильное приложение и подключил ее к чату с сообщником, который сообщил сведения о месте закладки. Однако девушка участвовала в этом уголовном деле только как свидетель, статуса потерпевшей она не получила.
Б. также был осужден за попытку незаконного оборота наркотиков в крупном размере, но по эпизоду о вовлечении несовершеннолетнего в преступление его оправдали. Суд подчеркнул, что насилия или угроз в адрес девушки не было, Б. не обещал денег и не утверждал, что уголовной ответственности получится избежать. А значит, З. действовала хотя и под влиянием Б., но по собственной воле — следовательно, не может быть признана потерпевшей.
Многочисленные обжалования в интересах З. результата не дали, и девушка обратилась в КС РФ с просьбой признать неконституционными ч. 4 ст. 150 УК РФ и ряда положений ст.ст. 42, 45, 145, 146 и ст. 222 УПК РФ.
КС РФ подчеркнул, что правовое регулирование должно обезопасить каждого ребенка как в целом от неблагоприятного воздействия на его психику, которое может существенно повлиять на его развитие, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях, так и тем более от преступных посягательств. Это правило остается неизменным, даже если несовершеннолетний совершил преступление.
По мнению судей, несовершеннолетний, вовлекаемый в совершение преступления любым способом (в том числе не связанным с физическим или психическим принуждением) во всяком случае становится жертвой (потерпевшим в уголовно-правовом смысле) самостоятельного преступного посягательства со стороны взрослого. Подросток оказывается под его пагубным влиянием взрослого, и наличие признаков этого пагубного влияния является достаточным основанием для признания несовершеннолетнего потерпевшим.
КС РФ не стал признавать положения УПК РФ неконституционными, но подчеркнул, что они должны применяться исключительно в данном им толковании (Постановление КС РФ от 25 мая 2023 г. № 26-П).