ФНС России разъяснила особенности рассмотрении жалоб по вопросам, связанным с ЕНС
© denisismagilov / Фотобанк Фотодженика |
Нормами налогового законодательства установлены требования к жалобам лиц, предметом которых является обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (ст. 139.2 Налогового кодекса). Так, в частности, указывается, что жалоба составляется в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Направить ее можно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Ее форма утверждена приказом ФНС России от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@).
Также определены и случаи, когда вышестоящий налоговый орган, в который подана жалоба оставит ее без рассмотрения. Так, например, не будет рассматриваться жалоба, если она подана с нарушением указанного выше порядка или она не подписана лицом, ее подавшим (или его представителем, а также не представлены документы, подтверждающие его полномочия) (п. 1 ст. 139.3 НК РФ).
Вместе с тем, в связи с введением с 1 января 2023 года института единого налогового счета (далее – ЕНС) ФНС России указывает на необходимость рассматривать по существу жалобы по вопросам, связанным с ЕНС, даже если они были направлены с нарушением вышеуказанных требований. Это позволит оперативно принять меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав налогоплательщиков (письмо ФНС России от 14 февраля 2023 г. № БВ-4-9/1702@).