КС РФ: обязанность заказчика заключить договор по итогам несостоявшейся процедуры должна следовать из положения о закупке
HayDmitriy / Depositphotos.com |
Хотите успешно работать с торгами? Зарегистрируйтесь в ГАРАНТ Тендер – сервисе для поиска торгов и автоматизации работы тендерного отдела. Находите торги с разных площадок и организовывайте работу со всеми закупками в одном окне.
Попробовать сейчасАкционерное общество – заказчик, руководствующееся при осуществлении закупок положениями Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", отказалось заключить договор с единственным участником несостоявшейся закупочной процедуры. Рассмотрев жалобу участника на действия общества, антимонопольный орган обязал последнее завершить процедуру закупки, указав при этом, что отказ заказчика от заключения договора является злоупотреблением правом и нарушает в том числе п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в силу которого заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2022 г. № 57-П).
Арбитражный суд, а также суды апелляционной и кассационной инстанций отказали заказчику в удовлетворении требования о признании решения и предписания антимонопольного органа недействительными. Суды при этом сослались на то, что конечным результатом торгов, даже признанных несостоявшимися, при условии соответствия заявки, поданной единственным участником, требованиям закупочной документации является заключение договора с этим участником. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ заказчику было отказано.
Обращаясь в КС РФ с жалобой, общество указало, что положения п. 2 ст. 432, п. 1 ст. 438, п. 4 ст. 445, п. 5 ст. 447, п. 4 ст. 448 ГК РФ противоречат ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 35, ч. 1 ст. 45, и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, поскольку п. 4 ст. 445 ГК РФ не ограничивает возможность понуждения к заключению договора исключительно на основании решения суда и позволяет антимонопольному органу в не предусмотренных законом случаях требовать заключения договора в административном порядке. При этом остальные указанные положения ГК РФ, по мнению заявителя, ограничивают свободу договора в гражданском обороте и допускают принуждение организатора торгов к заключению договора с единственным участником торгов, даже если торги признаны несостоявшимися.
В Постановлении, вынесенном по итогам рассмотрения жалобы, КС РФ подчеркнул, что упомянутые в жалобе положения ГК РФ Конституции РФ не противоречат, поскольку эти нормы не предполагают обязанности заказчика заключить договор с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися, если в положении о закупке прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно. Однако если в положении о закупке подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика в вопросе о заключении договора, признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется.
КС РФ постановил пересмотреть судебные решения по данному делу.