С. Орлова: "Цель резолюции конгресса - помощь пострадавшему в результате агрессии населению Южной Осетии и Грузии. Простые люди не должны становиться заложниками политически предвзятых подходов!"
Еще не утихла боль от драматических событий в Южной Осетии, произошедших 8 августа. В результате агрессии, развязанной грузинским руководством против народа Южной Осетии, погибло более полутора тысяч мирных жителей, детей, женщин, стариков. Десятки тысяч людей были лишены крова, воды и пищи и стали беженцами. Варварски разрушены города и села, больницы, школы, детские сады, церкви, кладбища. После захвата 8 августа значительной части Цхинвала и прилегающих югоосетинских населенных пунктов грузинские военные развернули "охоту" на людей с применением танков, бронетранспортеров, стрелкового оружия, кассетных бомб, запрещенных к применению международной конвенцией.
Правящим в Грузии режимом была предпринята попытка вернуть под свой контроль территорию путем геноцида и изгнания со своих земель югоосетинского народа. Почти 35 тысяч человек, в том числе 10 тысяч детей, были вынуждены покинуть свои дома, найдя укрытие на территории Российской Федерации - в Республике Северная Осетия - Алания.
11 августа текущего года по предложению Председателя Совета Федерации Сергея Миронова был сформирован Координационный совет по оказанию помощи жертвам гуманитарной катастрофы в Южной Осетии, который мне было поручено возглавлять. На наш призыв откликнулись практически все регионы России. Мы собрали и отправили 300 тонн груза, включая медикаменты, медицинское оборудование, товары первой необходимости, школьные учебники и многое другое. Начали восстанавливать разрушенную инфраструктуру, теплосети, школы, больницы. В 20 регионах России разместили детей из числа пострадавших в результате вооруженной агрессии в целях реабилитации. Был открыт специальный благотворительный счет для помощи семьям погибших и раненых.
Принято заявление Всемирного Конгресса русскоязычного еврейства с поддержкой предложения о создании Международного трибунала, который дал бы объективную оценку акта геноцида, совершенного в отношении жителей Южной Осетии.
На седьмой день после трагедии я побывала в Цхинвале. Город был стерт с лица земли. Люди испытали страх и пережили огромные страдания.
Многие судьбы людей искалечены, им нанесены непоправимые душевные раны. Все большее число фактов и расследований, доводов правозащитников и журналистов свидетельствуют о том, что произошло на самом деле в августе 2008 года.
Доклады правозащитной организации "Хьюмэн райтс уотч", предоставили свидетельства жестокостей грузинской армии в ходе войны против народа Южной Осетии, в том числе гибель мирных жителей от грузинских кассетных бомб.
Даже глава МИД Великобритании г-н Милибэнд заявил, что действия Грузии были "безответственные", и необходимо провести расследование обстоятельств гибели мирного населения Южной Осетии. Агрессивным нападением на Южную Осетию в ночь на 8 августа 2008 года, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, в том числе среди миротворцев и других российских граждан, подготовкой аналогичной акции против Абхазии, президент Грузии М. Саакашвили сам поставил крест на территориальной целостности Грузии.
Агрессия Грузии - это, по сути, провал европейской системы безопасности. Я бы добавила, что это еще и провал системы демократической безопасности.
Часть ответственности за произошедшее лежит на Совете Европы, часто закрывавшем глаза на явные недостатки грузинской демократии. Во всяком случае, вряд ли режим Саакашвили пошел бы на такую авантюру, будь у него в стране реальная оппозиция.
Мы выполнили шесть принципов урегулирования конфликта, выработанные Президентом России Дмитрием Медведевым и Президентом Франции г-ном Саркози. Один из них - обеспечить доступ к гуманитарной помощи напрямую нашел отражение в нашем проекте резолюции.
На международной дискуссии в Женеве, проходившей 19-20 ноября с участием России, Южной Осетии, Абхазии, Грузии, США, представителей ООН, Евросоюза и ОБСЕ была признана необходимость создания механизма для предотвращения конфликтов в Закавказье.
Сейчас должны рассматриваться пути обеспечения безопасности с учетом новых реалий, создание условий для возвращения беженцев и перемещенных лиц. Председатель Конгресса г-н Милдон посетил Грузию. К сожалению, он пока не побывал в Южной Осетии, где произошла гуманитарная катастрофа в результате грузинской агрессии. И поэтому не мог получить объективные оценки произошедшего, что затрудняет нашу дискуссию.
Тем не менее, в Южной Осетии побывали многие представители Совета Европы: Комиссар по правам человека, члены ПАСЕ. У нас есть возможность заслушать председателя парламента Республики Северная Осетия-Алания Ларисы Хабицовой и члена Конгресса Валерия Кадохова.
Местные власти стоят вне политики. Они служат интересам народа. И в этом отличие и огромное преимущество Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Что касается предлагаемого проекта резолюции, то ее содержание - сбалансированное. неполитизированное, нацелено на оказание гуманитарной помощи всем пострадавшим в зоне конфликта людям. В этой связи было бы важно привести название резолюции в соответствие с ее содержанием и духом. В любом случае для России неприемлемо фигурировать пусть даже в названии документа в одной компании с агрессором.
Мы не согласны с положениями проекта резолюции, которые трактуют власть в Тбилиси как легитимную, а в Цхинвале - как фактическую. Для России существующие в Южной Осетии органы власти абсолютно легитимны. В целом проект резолюции - достаточно проработанный документ, и его цель - помощь пострадавшему в результате агрессии населению Южной Осетии и Грузии. Простые люди не должны становиться заложниками политически предвзятых подходов. В целом, мы могли бы поддержать предлагаемый проект резолюции, хотя он и мог бы быть улучшен. На это нацелены наши поправки. Конгресс может оказать неоценимую помощь людям и подтвердить свою дееспособность, и сыграть существенную роль в постконфликтной реабилитации региона.