Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование
© Ingram / Фотобанк Фотодженика |
В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд руб. Это позволило добиться определенных результатов: как сообщил первый заместитель Министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков в ходе состоявшихся на прошлой неделе в Совете Федерации парламентских слушаний о поддержке импортозамещения в гражданских отраслях промышленности, в обрабатывающей отрасли, например, в 2021 году уровень российской составляющей равнялся примерно 60%. "В ряде отраслей: нефтегазовом машиностроении, химической, фармацевтической промышленности – тоже неплохие успехи. Но если взять, например, автопром, то модель развития отрасли на основе глобальных решений нас в каком-то смысле подвела", – отметил замминистра.
В этом году подход к импортозамещению поменялся. Если до февраля при запуске проектов учитывалась экономическая обоснованность, то есть нерентабельные проекты не реализовывались (исключение составляли узлы, комплектующие и материалы по критическим направлениям, обеспечивающим национальную безопасность), сейчас – в связи с введенными в отношении России санкциями – появилось значительно более обширное число направлений, требующих выпуска российской продукции. "Наш ключевой вызов в настоящее время – научиться запускать и реализовывать на нашем рынке, скажем так, планово-убыточные проекты, обусловленные целесообразностью жизненной, – по производству продукции, которую мы просто обязаны производить независимо от того, рентабельно ли это. Поэтому мы говорим уже не только об импортозамещении, но и о технологическом суверенитете, поэтому формируем новые меры поддержки", – подчеркнул Василий Осьмаков.
Летом текущего года под руководством Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина был проведен ряд стратегических сессий для определения критических областей, в которых в первую очередь необходимо обеспечить независимость от импортных составляющих. В результате, по словам Василия Осьмакова, был сформирован портфель приоритетных проектов по импортозамещению в промышленности объемом примерно 5,2 трлн руб. (без учета авиа- и судостроения). В него вошли, в частности, проекты в области:
- транспортного машиностроения – направленные на суверенизацию подвижного состава, создание отечественного производства дизелей большой мощности;
- автомобильной промышленности – по развитию универсальной компонентной базы (коробка передач, приводы и т. д.);
- фармацевтики – по локализации субстанций, необходимых для производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- судостроения – направленные фактически на суверенизацию реализуемых проектов строительства судов;
- авиастроения. Напомним, что согласно комплексной программе развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25 июня 2022 г. № 1693-р, за указанный период парк российских авиакомпаний должен пополниться минимум 1000 новых самолетов отечественного производства (общий объем финансирования программы согласно информации с официального сайта кабинета министров – более 770 млрд руб., примерно 150 млрд руб. будет направлено в отрасль в 2022 году);
- мало- и среднетоннажной химии. Еще в утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2017 г. № 2834-р плане мероприятий по развитию производства малотоннажной химии в РФ до 2030 года отмечалось, что на долю мало- и среднетоннажной химической продукции в России приходится примерно 15% общего объема химического производства, в то время как в развитых странах она составляет около 40%. В связи с чем спрос на эту продукцию удовлетворяется в основном за счет импорта, и зависимость от него по многим стратегически важным продуктам доходит до 100%;
- производства сжиженного природного газа: средне- и крупнотоннажного;
- радиоэлектроники. По оценке заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, объем отечественного рынка радиоэлектронной промышленности к 2030 году может вырасти в три раза – с 3 до 9 трлн руб., а одним из инструментов поддержки в рамках первоочередных мероприятий по развитию электронной промышленности могут стать субсидированные кредиты для покупателей отечественной продукции1. Стоит отметить, что некоторые меры поддержки уже утверждены и скоро начнут реализовываться. Так, Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2022 года № 1827 определены правила предоставления субсидий из федерального бюджета на создание дизайн-центров электроники, которые будут разрабатывать определенную продукцию, в том числе электронную компонентную базу и ее составные части, электронную и радиоэлектронную аппаратуру, телекоммуникационное оборудование, специальное технологическое оборудование и системы интеллектуального управления, автомобильную электронику, медицинскую технику и др. Предполагается, что в 2022-2023 годах объем субсидий составит 1 млрд руб.
Запускать соответствующие проекты предполагается с использованием как существующих и доработанных, так и новых инструментов поддержки. Так, на базе Агентства по технологическому развитию уже реализуется программа так называемого обратного инжиниринга (фактически – разработки конструкторской документации на комплектующие изделия на основе готовых образцов). Агентство получает из федерального бюджета субсидии – правила их предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. № 208 – для софинансирования разработки конструкторской документации на необходимые для российской промышленности комплектующие изделия, производство которых на территории РФ ограничено или отсутствует. По проектам, отобранным в 2022 году, соответствующие гранты Агентства по технологическому развитию могут покрывать 100% затрат, в последующих – до 80%. На данный момент перечень комплектующих, необходимых для отраслей промышленности, – они классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) – включено 327 позиций. Уже принято решение о поддержке 113 проектов, сумма грантов – более 4,5 млрд руб. Подробная информация о программе стимулирования производства комплектующих изделий размещена на официальном сайте Агентства по технологическому развитию (208.atr.gov.ru). "Программа позволит разработать конструкторскую документацию на те узлы и агрегаты, которые нам перестали поставлять. Эта работа довольно активно ведется с опорой на инженерные центры. Определены более 300 позиций критических комплектующих: от банальных вещей типа ножей, которые применяются на конвейерах кондитерских фабрик, – простой железки с дырочками, из-за которой тем не менее целая фабрика может встать, – до сложных вещей сложной геометрии, приводов, небольших электродвигателей и т. д. Мы можем сейчас разобрать по химическому и механическому составу любое импортное комплектующее изделие, которое поставлялось. Следующая задача: его собрать и найти индустриальное решение для производства. По значительному количеству элементов у нас это получается", – сообщил Василий Осьмаков.
В этом году выделены дополнительные средства на компенсацию части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям – предоставляемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 субсидии Минпромторг России называет базовым инструментом поддержки НИОКР. По словам Василия Осьмакова, на такое субсидирование в 2022 году выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. "Сейчас ведутся отборы, мы [соответствующая программа реализуется непосредственно министерством. – ГАРАНТ.РУ] делаем акцент на так называемые быстрые НИОКР, быстрые проекты, которые в горизонте полгода-год могут дать результат в виде конкретной номенклатуры, замещающей ту или иную продукцию", – пояснил замминистра. Предполагается, что в текущем году с помощью данного инструмента будет поддержано 130-140 проектов – субсидии на реализацию аналогичного числа проектов были предоставлены суммарно за три предыдущих года, то есть количество поддержанных проектов существенно вырастет.
С перечнем новых и обновленных мер поддержки промышленных предприятий можно ознакомиться в тематическом разделе оперативно обновляемой справки "Антисанкционные меры – 2022" системы ГАРАНТ
Неоднократно в течение года кабинет министров принимал решения о докапитализации Фонда развития промышленности (Федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития"; далее также – ФРП): например, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2022 г. № 711-р фонду было выделено 20 млрд руб. из резервного фонда Правительства РФ, по Распоряжению Правительства РФ от 15 сентября 2022 г. № 2634-р – 8,2 млрд руб. По данным Минпромторга России, на данный момент суммарный объем докапитализации фонда в текущем году составляет 67 млрд руб. (30 млрд из которых должны быть направлены на поддержку программ по разработке и запуску производства так называемых универсальных автокомпонентов), при этом министерство надеется на выделение фонду еще около 20 млрд руб. до конца года. ФРП, напомним, предоставляет предприятиям в том числе льготные долгосрочные займы на реализацию проектов по целому ряду направлений, среди которых: разработка новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроение, цифровизация производств, выпуск предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих и др. (выбрать проект можно здесь: frprf.ru/#constructor). "После февраля еженедельный поток заявок в Фонд развития промышленности вырос в три-четыре раза. В сложившейся ситуации, когда банки фактически не готовы играть вдолгую и давать инвестиционные деньги на приемлемых условиях, тем более что у них идет структурный кризис ликвидности и абсолютная неопределенность с точки зрения рисков, только ФРП оказался институтом, готовым финансировать проекты, поэтому мы его докапитализируем", – отметил Василий Осьмаков. Кроме того, дополнительные средства – суммарно около 8 млрд руб. – были направлены также в региональные фонды развития промышленности.
Важно напомнить, что фонды развития промышленности участвуют в реализации перезапущенного механизма специальных инвестиционных контрактов – так называемых СПИК 2.0 – они осуществляют информационно-аналитическое сопровождение инвесторов и проводят экспертизы проектов для заключения контрактов. Подробную информацию о СПИК 2.0, в том числе о процедуре их заключения, можно найти в тематическом разделе на официальном сайте ФРП (frprf.ru/navigator-gospodderzhky/spik_main/), информацию о конкурсных отборах на заключение контрактов – в Государственной информационной системе промышленности (gisp.gov.ru/documents/?type=spik-2).
МНЕНИЕ
Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли РФ:
"Среди ключевых новаций, которые необходимо реализовать в рамках бюджета на предстоящие три года, следует выделить в первую очередь запуск новой инвестиционной платформы для предоставления на срок до 15 лет льготных кредитных денег по ставке до 5% годовых с госгарантиями либо поручительствами ВЭБ.РФ. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу пример. Производство дизелей большой мощности становится хоть как-то рентабельным в горизонте 15 лет при получении средств под 1% с примерно 70-80%-м покрытием поручительствами и налоговыми преференциями в рамках СПИК. В проектах мало- и среднетоннажной химии – такая же ситуация. И вот эти 162-164 ключевых проекта, о которых я ранее говорил, нам предстоит упаковать в такие комплексные решения и субсидировать эти кредиты на 10-15 лет до 1, 3 или 5% – Минфин России на это готов. Соответствующее постановление разработано, находится на согласовании, думаю, что первые кредиты по приоритетным направлениям сможем выдать уже в ноябре-декабре этого года. Для запуска программы в бюджете зарезервированы 5 млрд руб., потребность до 2030 года – 126 млрд. Почему такая диспропорция? Потому что, во-первых, бюджет в 2023 году – локально сложный. Во-вторых, программы, связанные с субсидированием ставки, обычно разворачиваются на третий-четвертый год, поэтому 5 млрд руб. на 2023 год – достаточный ресурс".
В ходе слушаний было выделено несколько важных тем, которые должны быть в фокусе внимания при обсуждении, разработке и реализации проектов по импортозамещению / обеспечению технологического суверенитета.
Сроки реализации проектов. Выпуск значительного числа компонентов необходимо наладить в течение полугода-года максимум, а не к 2030 году, отмечают сенаторы. Поэтому в каждой отрасли, даже, возможно, по каждому производству (можно сделать это на уровне регионов) необходимо провести своего рода инвентаризацию всех используемых импортных материалов, комплектующих и изделий с определением срока наступления риска остановки производственных процессов в связи с их недостаточностью или износом. Таким образом – с распределением импортных составляющих по значимости и определением сроков, к которым находящиеся в критической зоне, то есть непосредственно влияющие на возможность остановки производства, позиции должны быть заменены, чтобы купировать соответствующие риски, – проанализировало свое производство, например, ОАО "РЖД", сообщил заместитель генерального директора – главный инженер компании Анатолий Храмцов. "Для каждого региона нужен такой план – подсчеты, где и когда мы начинаем "проваливаться", как это сейчас посчитали в РЖД", – подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Достаточность финансирования проектов по импортозамещению. "Сейчас Минпромторг России работает, в частности, над утверждением Стратегии развития обрабатывающей промышленности, с ней в целом все неплохо, рекомендации Совета Федерации по ее доработке учтены. Но, например, по станкостроению, хотя это один из приоритетов, удручающие цифры: на 2023 год предусматривается всего 1 млрд руб. К 2030 году, как предполагается, отечественное станкоинструментальное оборудование на рынке будет составлять 38%. А остальные 62% где будем брать? Нужно влить сейчас деньги в это и радикально усилить соответствующую льготную программу в Фонде развития промышленности", – считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов.
Доступность реализуемых Фондом развития промышленности инструментов поддержки, в том числе льготных займов, в текущих условиях. Сенаторы отмечают, что получают много обращений предприятий, которым – в силу их закредитованности и отсутствия не находящего уже в залоге недвижимого имущества – кредитные организации не выдают банковские гарантии, а без них нельзя получить льготный заем в ФРП. В связи с чем предлагают смягчить условия получения соответствующей поддержки в фонде.
Понятная система кооперации российских производств. Сейчас такое взаимодействие организуется непосредственно региональными органами власти: они после анализа всех производств на территории региона, позволяющего оценить, какую часть потребности в критической импортной продукции можно заместить собственными силами, обращаются с соответствующими запросами в другие субъекты РФ. Упростить процесс поиска, как считают региональные органы власти, помогло бы формирование на уровне каждого субъекта РФ перечня уникальной продукции, выпускаемой на его территории, и определение ее промышленной специализации. Кроме того, предлагается доработать сервис "Биржа импортозамещения" (который был создан как раз с целью упростить поиск производителей и поставщиков и взаимодействие между ними и заказчиками), чтобы в нем отображалась актуальная информация об объемах и типах продукции, необходимой для российской промышленности. "Сейчас компаниям, планирующим инвестиции, и регионам, создающим условия для реализации инвестпроектов, необходимо четко знать, какие ниши в ближайшее время будут обеспечены новыми производствами, а какие еще не закрыты, чтобы понимать, в развитие каких компетенций вкладываться в первую очередь, что и в каких объемах производить. Иными словами: промышленности нужен современный цифровой госплан. Поэтому действующую платформу "Биржи импортозамещения" необходимо развернуть с решения задач по налаживанию отвалившихся промышленных цепочек на обеспечение участников рынка актуальной информацией о требуемых объемах и типах продукции", – считает председатель Правительства Ульяновской области Владимир Разумков. Сенаторы данную инициативу поддерживают. Более того, Андрей Кутепов полагает, что если какой-то проект по созданию нового производства уже реализован в регионе, он может передаваться в другие регионы. "Новые проекты, которые основываются на государственных деньгах, должны потом трансформироваться в другие производства", – подчеркнул сенатор.
Замещение продукции, производителей которой в принципе не много на мировом рынке. "Например, техника для горнодобывающей промышленности. Производителей мало, и они – из недружественных стран: Caterpillar – из Америки, Liebherr – из Германии, Komatsu, Hitachi – из Японии. Все они ушли с нашего рынка, но мы почему-то не обсуждаем, как заместить эту технику, – отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын. – Пока и техника, и запчасти поступают по ранее заключенным контрактам, но если поставки по ним прекратятся, что будут делать наши добытчики?"
Решение проблемы кадрового дефицита на производствах, в том числе путем, с одной стороны, предоставления пенсионерам возможности продолжать работать, сохраняя все положенные в связи с выходом на пенсию социальные гарантии, с другой – более раннего включения молодых специалистов непосредственно в производственный процесс. Так, по мнению Андрея Кутепова, заслуживает внимания опыт, например, Свердловской области: как рассказал заместитель губернатора региона Василий Козлов, образовательные стандарты скорректированы таким образом, чтобы студенты последних курсов колледжей могли доучиваться на предприятиях, выполняя какие-то конкретные функции. Заместитель премьер-министра Республики Татарстан – министр промышленности и торговли Республики Татарстан Олег Коробченко, также отметив, что кадров на предприятиях региона не хватает, предложил подумать о запуске федеральной программы, предусматривающей временную трудовую миграцию из регионов с высоким уровнем безработицы, строительство арендного жилья для работников предприятий, индексацию пенсий работающим пенсионерам.
В заключение сенаторы отметили, что несмотря на невозможность заместить в ближайшее время все импортные материалы, изделия и комплектующие – такая задача в принципе и не стоит, именно поэтому определяются критически важные проекты, – и есть понимание, что многие из них будут как минимум на первом этапе убыточными, нужно все-таки смотреть в будущее и думать о конкурентоспособности производимой продукции, в том числе на мировом рынке, уже сейчас: не только с точки зрения стоимости, но и удобства и комплектации, если речь идет, например, о тех же автомобилях.
_____________________________
1 Тезисы выступления Дмитрия Чернышенко в ходе V дискуссионной площадки "Российская электроника" размещены на официальном сайте Правительства РФ (government.ru/news/45843/).