Налоговые обязанности мобилизованных граждан и ИП: как встать на налоговый учет, оплатить налоги и получить налоговый вычет
© Aleksei-veprev / Фотобанк Фотодженика |
В этом материале:
Защита Отечества является не единственной обязанностью военнослужащих. Они также должны платить законно установленные налоги и сборы. Поскольку сроки уплаты налогов и сдачи отчетности не смещаются из-за введенной в России частичной мобилизации, у потенциальных призывников, пребывающих в запасе, все чаще возникают вопросы относительно того, как им не накопить налоговую задолженность за время прохождения военной службы, каким образом вовремя сдать отчетность и избежать ответственности за нарушение установленных сроков и порядка ее представления. В период продолжающейся активной рассылки налоговых уведомлений для уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество за 2021 год подобные вопросы приобретают особую актуальность. Подтверждением этому служит существенно возросшее количество поступающих в налоговые органы обращений, касающихся исполнения налоговых обязанностей мобилизованными гражданами.
На самые распространенные вопросы ФНС России дала ответы в своем Письме от 28 сентября 2022 г. № АБ-4-19/12835@ (далее – Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@). Оно касается налогоплательщиков – физлиц и ИП, включая самозанятых. Некоторые разъяснения в части постановки мобилизованных граждан на налоговый учет представлены также в Письме ФНС России от 4 октября 2022 г. № КВ-4-14/13178@ (далее – Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
Портал ГАРАНТ.РУ систематизировал самые интересные вопросы и ответы с учетом норм действующего налогового законодательства и разъяснений налоговой службы.
Уплата налогов налогоплательщиками-физлицами
Налогоплательщикам-физлицам мобилизация не должна доставить особых проблем с точки зрения налоговых обязательств – в настоящее время предусмотрено достаточное количество удобных способов их исполнения, большинство из которых даже не предполагает посещения налоговой инспекции. Единственное, стоит заблаговременно подумать над теми действиями, которые ранее налогоплательщики осуществляли через свой смартфон, поскольку в воинской части запрещено пользоваться мобильными устройствами с расширенными мультимедийными возможностями.
ПОЛЕЗНО
Мобилизация в России – свежие новости сегодня на ГАРАНТ.РУ
Как погасить налоговую задолженность, если налогоплательщика призвали по мобилизации?
С уплатой налогов в данном случае проблем не будет, поскольку Налоговый кодекс допускает возможность уплаты налога за налогоплательщика иным лицом – это могут быть родственники, друзья, коллеги и т. п. Причем никакой доверенности для совершения такого действия не потребуется – достаточно будет указать в платежном поручении ИНН того, за кого уплачивается налог. Произвести оплату можно онлайн через размещенный на сайте ФНС России сервис "Уплата налогов и пошлин". При этом на третьем шаге необходимо выбрать графу "уплата за третье лицо" (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Нужно ли иметь бумажный ИНН для уплаты налогов за мобилизованного?
Нет, для уплаты налогов за третье лицо достаточно знать сам ИНН – его можно получить и без посещения налогового органа, например, с помощью сервиса "Сведения об ИНН физического лица" (Информация ФНС России от 7 октября 2022 года "Узнать ИНН и при желании получить его на бумаге мобилизованные граждане могут в любой инспекции без очереди", далее – Информация ФНС России от 7 октября 2022 года).
Как узнать сумму долга мобилизованного?
Такую информацию можно узнать из справки о состоянии расчетов и платежных документов, обратившись в налоговый орган лично до отправления в воинскую часть или через уполномоченных лиц – родственников, друзей и т. п. Если для получения такой информации придется прибегать к помощи третьих лиц, то мобилизованному потребуется оформить через командира своего воинского подразделения доверенность и отправить ее по почте уполномоченному лицу. Тогда в случае несогласия с суммой долга доверенные лица смогут оформить и обращение. Если у призываемого по мобилизации есть возможность, то такую доверенность можно оформить и заранее – до направления на службу (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как получить налоговое уведомление за мобилизованного гражданина?
Получить налоговое уведомление за третье лицо может только тот, у кого есть такие полномочия, подтвержденные доверенностью. Если доверенность оформлена, то гражданин может обратиться с заявлением о получении налогового уведомления за мобилизованного гражданина в любую налоговую инспекцию, обслуживающую физических лиц, или в уполномоченное на предоставление таких услуг МФЦ (Разъяснения Управления налогообложения имущества физических лиц, 6 октября 2022 года).
Что делать, если налоговое уведомление за мобилизованного получено, но нет финансовой возможности оплатить налог?
В этом случае можно претендовать на получение отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствии со ст. 64 НК РФ. Такая возможность есть как у самого налогоплательщика, так и у лиц, представляющих его по доверенности (ответ ФНС России в связи с мобилизацией, октябрь 2022 года).
Как исполнить обязанность по уплате имущественных налогов?
Если гражданина только призвали в рамках частичной мобилизации, но еще не забрали в воинскую часть, то он может оплатить налоги любым удобным способом – по QR-коду или штрих-коду в налоговом уведомлении с использованием электронных платежных сервисов, через личный кабинет налогоплательщика-физического лица, через банк или кассу местной администрации. Также оплата возможна через организацию федеральной почтовой связи или МФЦ, в котором организован прием денежных средств в счет уплаты налогов. Если же мобилизованный уже направился в воинскую часть, то уплатить за него налоги могут другие лица – родственники, друзья и т. д., оформив в сервисе "Уплата налогов и пошлин" на сайте ФНС России соответствующее платежное поручение с указанием ИНН того, за кого уплачивается налог. На третьем шаге необходимо выбрать уплату за третье лицо (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному гражданину получить налоговый вычет по ранее сданной налоговой декларации 3-НДФЛ?
С заявлением о возврате части уплаченного налога в данном случае могут обратиться уполномоченные мобилизованным гражданином лица – родственники, друзья и т. п., указав в соответствующей графе действие по доверенности. Доверенность на подачу заявления можно оформить до направления на службу или позже в соответствии с п. 2 ст. 185.1 ГК РФ. Напомним, эта норма приравнивает к нотариально удостоверенным доверенностям доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, – также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения. Направить уполномоченному лицу заверенную таким образом доверенность можно по почте. Однако, даже если заявление в налоговую инспекцию подаст лично доверенное лицо, денежные средства будут возвращены только на счет мобилизованного налогоплательщика (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Налоговые льготы мобилизованным гражданам
Мобилизованные граждане имеют право на получение всех общих льгот, установленных действующими нормами налогового законодательства. Каких-либо специальных мер поддержки мобилизованных налогоплательщиков на федеральном уровне не имеется, однако регионы могут устанавливать для них отдельные льготы – в частности, по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество. Узнать, какие налоговые льготы установлены в конкретном регионе, можно через специальную рубрику "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Есть ли налоговые льготы по транспортному налогу для военнослужащих?
Нет, специальные льготы по транспортному налогу для военнослужащих на федеральном уровне не установлены, но они могут предоставляться в рамках регионального законодательства (ст. 356 НК РФ) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Освобождаются ли военнослужащие от уплаты земельного налога?
Нет, на федеральном уровне льгот по земельному налогу для военнослужащих не предусмотрено. Но они могут быть установлены муниципальными нормативными актами или законами городов федерального значения (ст. 387 НК РФ) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Освобождены ли военнослужащие от уплаты налога на имущество физических лиц?
Для военнослужащих льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, не используемого в предпринимательской деятельности: квартира или комната; жилой дом; помещение или сооружение, указанные в подп. 14 п. 1 ст. 407 НК РФ; хозпостройка, указанная в подп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ; гараж или машино-место. Поскольку мобилизованные граждане имеют статус военнослужащих по контракту, то они имеют право на такую льготу. На уровне муниципалитетов могут быть установлены и иные льготы по налогу на имущество физлиц для мобилизованных граждан (ст. 399 НК РФ) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
К слову, на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 201761-8, предлагающий включить граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, отдельным пунктом в закрепленный в п. 1 ст. 407 НК РФ перечень лиц, имеющих право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц.
Постановка на налоговый учет
По общему правилу, постановка на учет в налоговом органе осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых сведений или заявления (п. 2 ст. 84 НК РФ). Более оперативный срок – на следующий рабочий день после отправки заявки – предусмотрен для случаев подачи заявки с помощью онлайн-сервиса (Письмо ФНС России от 5 апреля 2021 г. № КВ-4-14/4506@, далее – Письмо ФНС России № КВ-4-14/4506@). Но в условиях проведения частичной мобилизации ФНС России решила оптимизировать процесс постановки на налоговый учет для призываемых на военную службу граждан.
Могут ли налогоплательщики, призываемые по мобилизации, встать на налоговый учет?
Да, причем сделать это они могут в ускоренном порядке. ФНС России Письмом № КВ-4-14/13178@ поручила своим региональным управлениям обеспечить внеочередное обслуживание физических лиц, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647, при обращении их в налоговые органы с заявлением о постановке на учет или для получения документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
Что нужно, чтобы встать на налоговый учет в ускоренном порядке?
Для этого налогоплательщикам необходимо подать заявление о постановке на учет в налоговом органе и предъявить подтверждающий призыв на военную службу по мобилизации документ – это могут быть повестка военного комиссариата, мобилизационное предписание или их копии. Сотрудники налогового органа должны обеспечить незамедлительный прием заявления и обработку его программными средствами АИС "Налог-3", а также формирование, печать и подписание уполномоченным должностным лицом налогового органа свидетельства о постановке на учет (Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
В течение какого времени можно получить свидетельство ИНН?
Для граждан, призванных в рамках частичной мобилизации, свидетельство ИНН при постановке на учет можно получить в сокращенный срок, который не должен превышать двух часов с момента обращения. При этом повторно посещать налоговую инспекцию не потребуется – выдача свидетельства ИНН физическому лицу, призванному на военную службу по мобилизации, обслуживаемому во внеочередном порядке, осуществляется в пределах однократного посещения этим лицом налогового органа (Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
Можно ли сформировать свидетельство ИНН без использования программных средств АИС "Налог-3"?
Да, именно в отношении лиц, призванных на военную службу по мобилизации, ФНС России допустила в условиях отсутствия автоматизации (в связи с временной неработоспособностью программного обеспечения) формирование и печать свидетельства ИНН без использования программных средств АИС "Налог-3". Но при условии, что сведения об этих лицах содержатся в ЕГРН и внесение изменений в них не требуется. Сведения о выданных в указанном порядке свидетельствах подлежат внесению в программный комплекс АИС "Налог-3" не позднее одного рабочего дня со дня возобновления автоматизации (Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
Как можно получить сведения о присвоенном ИНН?
Такие сведения можно получить без посещения налогового органа – с помощью размещенного на сайте ФНС России сервиса "Сведения об ИНН физического лица" (https://service.nalog.ru/inn.do), работающего в режиме "24х7" (Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
Где можно получить свидетельства и выписки из ЕГРН?
Их можно скачать или распечатать из личного кабинета налогоплательщика для физических лиц (или его мобильной версии). Такие документы в формате PDF с электронной подписью налогового органа направляются в личный кабинет в течение нескольких часов с момента отправки соответствующего заявления. Они равнозначны документам на бумажном носителе с печатью и подписью должностного лица налогового органа (Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
В течение какого времени выдают бумажное свидетельство о постановке на налоговый учет и выписку из ЕГРН мобилизованным гражданам?
Мобилизованные могут получить бумажное свидетельство о постановке на налоговый учет в любой инспекции вне очереди. Для этого достаточно предъявить оригинал или копию документа о мобилизации (повестки, мобилизационного предписания). Свидетельство ИНН или выписку из ЕГРН должны выдать таким гражданам в течение двух часов с момента обращения (Информация ФНС России от 7 октября 2022 года).
Может ли третье лицо получить сведения из ЕГРН об ИНН гражданина?
Да, получить сведения из ЕГРН об ИНН третьего лица можно в виде выписки на бумажном носителе на основании запроса в произвольной форме, представленного в любой налоговый орган. В запросе необходимо указать сведения о запрашиваемом лице – его Ф. И. О. и другие известные заявителю данные (дата и место рождения, паспортные данные, адрес места жительства). Выписку налоговый орган направит заявителю в течение пяти дней со дня получения запроса (Письмо ФНС России № КВ-4-14/13178@).
Исполнение налоговых обязанностей налогоплательщиками-предпринимателями и самозанятыми
Для налогоплательщиков-бизнесменов, включая самозанятых, призываемых на военную службу в рамках частичной мобилизации, процесс исполнения налоговых обязанностей немного сложнее, чем для физлиц – часть обязанностей им нужно будет делегировать своим доверенным лицам, а часть – заблаговременно (до отправления в воинскую часть) перевести в автоматический формат (например, настроить автоплатежи и т. п.).
Нужно ли самозанятому сниматься с учета в случае мобилизации?
Нет, это делать необязательно. Если у самозанятого нет облагаемого НПД дохода, то налог начисляться не будет (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как самозанятому, призванному на службу по мобилизации, оплатить налог за предыдущий налоговый период, который выставят к оплате после его отправления в воинскую часть?
ФНС России предлагает три возможных пути решения этой проблемы:
- настроить автоплатеж в разделе "Платежи" приложения "Мой налог" – тогда необходимая сумма будет списана с карты автоматически;
- уполномочить кредитную организацию на оплату налога, предоставив ей соответствующие права в приложении "Мой налог" – с перечнем кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, можно ознакомиться в разделе "Партнеры" приложения "Мой налог", а также на сайте npd.nalog.ru/credit-orgs/;
- попросить уплатить налоги родственников, друзей и т. п. – это можно сделать через функцию "уплата за третье лицо" в сервисе "Уплата налогов и госпошлин" на сайте ФНС России – там можно и оформить платежное поручение с указанием ИНН самозанятого, за которого уплачивается налог, и произвести оплату онлайн.
Налоговики напоминают, что информация о сумме налога отобразится в приложении "Мой налог" или его веб-версии не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному ИП представить расчет по форме 6-НДФЛ в налоговый орган?
Если сам ИП, являющийся налоговым агентом, не успеет представить расчет, за него это может сделать уполномоченный представитель по доверенности. Последняя должна быть нотариально заверена. Если заранее ИП не озаботился оформлением такой доверенности, то для этих целей подойдет и доверенность, заверенная командиром воинской части (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному гражданину сдать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ?
Декларацию по форме 3-НДФЛ за мобилизованного гражданина в налоговый орган может представить уполномоченный представитель по доверенности – нотариально заверенной или приравненной к таковой (например, заверенной командиром воинской части) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Нужно ли исчислять страховые взносы в фиксированном размере за период мобилизации?
Нет, период мобилизации приравнивается к периоду прохождения военной службы, а за время, когда предпринимательская или иная профессиональная деятельность не ведется, страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются (п. 7 ст. 430 НК РФ, Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Как мобилизованному налоговому агенту представить расчет по страховым взносам за работников?
Сделать это можно в установленном порядке через представителя по доверенности – нотариально заверенной или приравненной к таковой (например, заверенной командиром воинской части) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Каким образом представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговый орган при условии мобилизации ИП или руководителя организации?
Для этого необходимо оформить доверенность на уполномоченного представителя организации, по которой он сможет представлять интересы компании, в том числе – сдавать отчетность в налоговые органы. Оформить такую доверенность проще до направления в воинскую часть, но если доверенность требуется от уже мобилизованного руководителя организации, то она может быть заверена командиром воинской части (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Аналогичный порядок действий предусмотрен и для ИП. При этом, если срок действия электронной цифровой подписи ИП истекает, то получить сертификат может представитель ИП по доверенности – однако в этом случае владельцем сертификата будет являться именно представитель, а не ИП (раздел официального сайта ФНС России "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2022 года).
Как перевыпустить квалифицированную электронную подпись ИП в случае мобилизации?
При наличии у ИП действующего сертификата, полученного в УЦ ФНС России, перевыпустить его можно в "Личном кабинете налогоплательщика – индивидуального предпринимателя". Кроме того, за получением КЭП можно обратиться в любой налоговый орган, где оказывают такую услугу, – перечень удостоверяющих центров ФНС России представлен на одноименной странице официального сайта налоговой службы (раздел официального сайта ФНС России "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2022 года).
Как мобилизованному ИП подать заявление о прекращении деятельности?
В связи с частичной мобилизацией ФНС России упростила порядок представления в налоговые органы заявления о прекращении деятельности в качестве ИП – заявление можно подать в электронном виде с использованием электронного сервиса, размещенного на сайте ФНС России в разделе "Сервисы / Государственная онлайн-регистрация бизнеса/ Индивидуальные предприниматели / Прекращаем деятельность". Этот сервис позволяет сформировать и направить электронное заявление как с использованием, так и без использования электронной подписи.
В свою очередь, сервис "Государственная онлайн-регистрация бизнеса" в части возможности направления заявления о прекращении деятельности в качестве ИП без электронной подписи доработан и сейчас позволяет направить заявление без дальнейшего личного взаимодействия заявителя с налоговым органом. Вместе с заявлением нужно будет направить скан-образы или фотографии страниц документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ или военный билет) и собственное фото (селфи) заявителя с этим документом, открытым на тех же страницах, для подтверждения личности. Документы по результатам рассмотрения такого заявления в течение пяти рабочих дней направят на адрес электронной почты, указанный при его формировании (Письмо ФНС России от 7 октября 2022 г. № КВ-4-14/13416@ "По вопросу подачи заявлений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в особый период в связи с частичной мобилизацией").
Процедура банкротства
Часть разъяснений ФНС России касается и участия в процедуре банкротства. Они адресованы как гражданам-должникам, так и арбитражным управляющим и кредиторам.
Будет ли в отношении налогоплательщика, который не успел рассчитаться с долгами до призыва по мобилизации, инициирована процедура банкротства?
Статья 58 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон № 127-ФЗ) позволяет приостанавливать производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом и Законом № 127-ФЗ. Так, п. 2 ч. 1 ст. 143 АПК РФ предусматривает возможность приостановления производства по делу в случае пребывания гражданина-ответчика в действующей части Вооруженных Сил РФ. Соответственно, в период приостановления производства по делу суд не сможет принимать итоговые судебные акты, в частности, о признании банкротом, прекращении производства по делу. Однако, как подчеркивает ФНС России, это не препятствует вынесению иных предусмотренных Законом № 127-ФЗ определений, а также осуществлению арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных этим законом (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Что делать арбитражному управляющему в деле о банкротстве, которого призвали на военную службу по мобилизации?
В этом случае управляющий может сам направить в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (п. 1 ст. 20.3 Закона № 127-ФЗ). Если же у управляющего нет такой возможности, то ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве может подать саморегулируемая организация на основании п. 2 ст. 20.5 Закона № 127-ФЗ (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
Что делать кредитору в деле о банкротстве, которого призвали по мобилизации?
Кредитору, которому в рамках дела о банкротстве будут присуждены денежные средства, не стоит переживать – если деньги невозможно перечислить ему сразу (например, из-за призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации), то конкурсный управляющий внесет эти средства на депозит нотариуса в соответствии с п. 2 ст. 142 Закона № 127-ФЗ. Также возможен другой вариант – доверить ведение дел представителю на основании главы 10 ГК РФ (причем это может быть как профессиональный юрист, так и любой родственник, близкий человек и т. д., даже не имеющий высшего юридического образования) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2020 год).
Каковы правовые последствия невозможности исполнения обязательств мобилизованным гражданином, принимавшим участие в торгах по банкротству?
В данном случае ответственность за неисполнение обязательств, связанных с торгами, либо за их ненадлежащее исполнение исключена. По мнению ФНС России, призыв на военную службу по мобилизации подпадает под основания освобождения от ответственности в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, в котором упоминается про обстоятельства непреодолимой силы. Кроме того, здесь учитывается норма о том, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п. 1 ст. 416 ГК РФ). При этом в случае прекращения обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения задаток – в данном случае тот, который был внесен для участия в торгах – должен быть возвращен (п. 1 ст. 381 ГК РФ) (Письмо ФНС России № АБ-4-19/12835@).
***
Если гражданин – будь то физическое лицо, ИП или самозанятый – подпадает под категории лиц, подлежащих призыву на военную службу в рамках частичной мобилизации, но еще не получил повестку о призыве, ему целесообразно заранее позаботиться о решении тех вопросов, которые невозможно будет решить после его направления в часть. Например, можно установить автоплатежи во избежание штрафов за нарушение сроков уплаты налогов или подготовить ксерокопии документов, которые могут понадобиться для решения ряда налоговых вопросов третьим лицам, выступающим в интересах мобилизованного (в частности, ИНН).
Поскольку сроки окончания частичной мобилизации, равно как и сроки завершения спецоперации, пока неизвестны, не лишним будет и оформить доверенность для родственников, коллег или друзей на выполнение отдельных действий, связанных со сдачей налоговой отчетности, получением налоговых вычетов и т. п. К слову, сделать это можно и в пунктах сбора мобилизованных граждан – некоторые регионы уже обеспечили работу нотариусов при таких пунктах. Причем нотариальную помощь мобилизованные получают на льготных условиях. Но даже если призываемый по мобилизации не успеет выполнить эти действия, у него останется возможность оформить доверенность через командира воинской части – такая доверенность в данном случае будет иметь ту же юридическую силу, что и нотариально заверенная доверенность.