А. Лоторев: "Проблема сейчас не просто в букве закона, а в духе экологического законодательства, его философии"
О своем видении перспектив решения экологических проблем в стране рассказал корреспонденту "ПГ" заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Лоторев. ("Парламентская газета", 11.11.2008, №070, "Нужен и металл, и чистый воздух", Стр. 3).
"По данным ежегодного Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды РФ" почти 40 процентов населения России проживают в условиях превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе. Случаи пятикратного превышения ПДК отмечены более чем в 120 городах России. Основными источниками загрязнения воздуха являются предприятия черной и цветной металлургии, энергетики, строительной индустрии. Техногенное загрязнение атмосферного воздуха негативно влияет на здоровье населения. По данным специалистов Минздравсоцразвития, 41 процент заболеваний органов дыхания, 16 процентов эндокринной системы, от 5 до 12 процентов, в зависимости от возраста, онкозаболеваний вызваны взвесью мелкодисперсной пыли - это и есть выбросы промышленных предприятий.
Действующие в сфере охраны атмосферного воздуха законы - "Об охране окружающей природной среды" 1991 года и "Об охране атмосферного воздуха" 1999 года - увы, не проявили себя в качестве эффективного инструмента решения экологических проблем.
Наша задача сегодня, как законодателей, провести вместе со специалистами комплексный анализ действующего законодательства. Ведь проблема сейчас не просто в букве закона и совершенствовании отдельных норм, а в духе экологического законодательства его, если хотите, философии. Необходимо задать вопрос, а что охраняет закон, какие защищает интересы. И ответ получаем неожиданный и парадоксальный.
Так, Закон "Об охране окружающей среды" в гл. 4 "Экономический механизм" установил принцип "загрязнитель платит", все вроде бы логично, наносишь вред окружающей среде - заплати за ее восстановление. Вот только размер этой платы устанавливает уже не закон, а постановление Правительства. И получилось, что плата за негативное воздействие на окружающую нас с вами природную среду установлена в десятки (40-50) раз ниже стоимости очистных сооружений. Начиная с 1991 года - даты принятия закона - предприятия-загрязнители практически перестали устанавливать газоочистные сооружения и просто выбрасывают вредные промышленные вещества в атмосферу без предварительной очистки и утилизации. При этом платежи за загрязнения, по сути "грязные" деньги, пополняют бюджет и все довольны, кроме населения, которое расплачивается за такой революционный принцип рыночной экономики своим здоровьем. Экологическое законодательство должно защищать прежде всего человека, его конституционное право на благоприятную окружающую среду, а не просто доходы государства или экономию компаний-загрязнителей.
С другой стороны, уже очевидно, что только принятия правильных экологических законов для решения вопросов охраны окружающей среды недостаточно. Существует такое расхожее мнение - есть проблема, то надо принять закон, и все благополучно разрешится. Принятие закона - необходимое условие, но недостаточное. Необходим целый комплекс организационно-правовых мер, совершенствование государственной системы охраны окружающей среды.
Кроме того, нужно активное участие общественности. Экологические проблемы касаются каждого, и браться за их решение надо всем миром. Прямое участие граждан в законодательном процессе невозможно, но важнейшей стадией законодательного процесса является идея, инициатива, которая рождается как раз в столкновении общественных интересов, мнений, позиций. Организационной формой таких дискуссий являются проводимые Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды "круглые столы", совещания и конференции. Необходимо изучить и поддержать высказанные специалистами предложения. Законодательно их закрепить и заставить работать на практике. Я уверен, что это вполне возможно, если за дело взяться всем миром".