Новости и аналитика Новости Закон об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении
Выбор редакции

Закон об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении

Законопроект об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении
© SergeyNivens / Фотобанк Фотодженика

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", направленный на повышение эффективности регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету России.

Так, документ определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юрлицо или физлицо, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, а также если они:

  • осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности РФ;
  • распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы;
  • финансируют указанные виды деятельности.

Под поддержкой в указанном случае понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств или иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Иностранное влияние, в свою очередь, определяется как предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами. Что касается иностранных источников, то ими могут быть как иностранные государства и организации – в том числе международные, структуры без образования юрлица, – так и граждане других стран, а также российские юрлица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку.

Для информирования граждан РФ о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение единого реестра, содержащего в том числе информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами. Также иностранные агенты будут обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, а также – по-прежнему – маркировать производимые ими материалы. Кроме того, иностранные агенты не смогут:

  • осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую – в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  • производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
  • принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
  • применять упрощенную систему налогообложения;
  • участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.

Закон также определяет порядок включения лиц в соответствующий реестр и информации о них, порядок ее исключения, особенности государственного контроля за деятельностью иноагентов, ответственность за нарушение российского законодательства об иноагентах и т. д.

В пояснительной записке к разработанному документу отмечалось, что действующее законодательство содержит разрозненные положения, закрепленные в различных федеральных законах и устанавливающие различные подходы к базовым элементам, формирующим статус иностранного агента. В частности, основные положения содержатся в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", а также в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации". В этой связи законом предусматривается консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента.

По мнению авторов инициативы, принятие закона поспособствует защите интересов и обеспечению безопасности РФ, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан, а также обеспечению безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния путем противодействия иностранному вмешательству в дела государства, российского общества, реализации прав и свобод россиян.

Документы по теме:

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

Читайте также: